Прочитал на днях книгу "Різнобарвний менеджмент. Еволюція мислення, лідерства та керування" Валерія Пекаря
http://www.management.com.ua/books/view-books.php?id=1759и появились мысли, которые я хочу выложить в жж.
Теория, выдвинутая автором, заключается в том, что в человеке присутствуют разные парадигмы (миры), которые автор для удобства разбил на цвета. Итак(моя интерпретация):
Бежевый.
Базовый уровень, первобытный, животный. Мир голода, страха, инстинктов. Цель-выжить. Характерен для примитивных племен без социальной иерархии. Если эта парадигма в человеке преобладает, это не значит, что других парадигм в нем нет, просто они подавлены или недостаточно развиты. Солженицын очень хорошо описал, как человека опускают до этой парадигмы, когда он наиболее уязвим:
"Надо вступить в тюрьму, не трепеща за свою оставленную тёплую жизнь. Надо на пороге сказать себе: жизнь окончена, немного рано, но ничего не поделаешь. На свободу я не вернусь никогда. Я обречён на гибель - сейчас или несколько позже, но позже будет даже тяжелей, лучше раньше. Имущества у меня больше нет. Близкие умерли для меня - и я для них умер. Тело мое с сегодняшнего дня для меня - бесполезное, чужое тело. Только дух мой и моя совесть остаются мне дороги и важны."
"Усатый Режиссер хорошо знал каждого. Он знал и вообще, что они слабаки и слабости каждого порознь знал. В этом и была его мрачная незаурядность, главное психологическое направление и достижение его жизни: видеть слабости людей на нижнем уровне бытия."
А. И. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ. Том 1»
Фиолетовый.
Мир родственных связей, общины. Магия и суеверия, верования в духов, язычество. Примитивная иерархия, опора на родственные связи. Старейшины на вершине власти.
Достаточно сильно фиолетовый мир преобладает в людях из отдаленных сел, аулов. В Украине тоже не большая редкость найти людей, в которых фиолетового достаточно: "А шо мамка скаже?",кумовство- проявления этой парадигмы.
Красный.
Мир эго, сильных лидеров, к цели напролом, несмотря на ... . Отсутствие морали, жизнь по понятиям и преобладание личных интересов. В преступном мире преобладает красная парадигма, организация- мафия. Когда босс ослаб, моментально смещается более сильным. Культ силы.
Очень много людей с этой парадигмой, даже если они и не в криминале. Парковка на газоне, разворот там , где удобно, а не по ПДД - пример проявления красной парадигмы.
Синий.
Наиболее распространенная парадигма.
Мир стабильности и порядка (да-да, и бело-синие партийные цвета не просто так, я думаю). Мир правил, законов и сильной религии. Основа консерватизма и индустриального общества. Важна цель общественная, а не совокупность личных, законопослушность. Мир ,в котором человек считает что сильное государство-основа общества. Кто ходил в советскую школу хорошо понимает, как воспитывается синяя парадигма. Церковное воспитание -туда же.
Оранжевый.
Мир эффективности, игры по правилам, интриг, силы интеллекта. Основа либерализма и предпринимательства. Оранжевая парадигма недоумевает над методами красной- Зачем так? Можно получить то, что хочешь, не преступая закон!
Мотивация к эффективному использованию ресурсов, личная выгода без нарушения правил.
Зеленый.
Мир гармонии и синергии в обществе, экологические и гуманитарные проблемы доминируют . Общественное благополучие- как результат удовлетворения личных целей, учитывая общественные интересы. В принципе, это то, к чему стремилились идеологи коммунизма. Каждому по потребностям, с каждого -по возможностям.
Далее идут желтый- мир инноваций, идей и тотальной свободы, мир наднациональный и надгосударственный. И далее бирюзовый- я так понял, нейронная сеть. Последние парадигмы слабо выражены, поэтому их упоминаю вскольз.
Мне кажется, что сейчас в мире доминирует симбиоз синей и оранжевой парадигм. Классический пример сильного постиндустриального государства- США,Сингапур,Японияи пр. все то, что называется Запад.В Европе, на севере, мне кажется, доминирует зеленый,на юге-много синего, и даже красного (где сильна мафия).
Что касается Украины, то
Пекар дает распределение людей с доминирующей парадигмой в своей книге, но мне кажется, что как-то так:
фиолетовый 2-5 %
красный 15-20%
синий 40-60 %
оранжевый 10-15 %
зеленый 2-5 %
Самые сильные избиратели -синие. Красные покупаются или не приходят-им плевать, за кого голосовать. Оранжевые-наиболее пассионарная часть общества, но и наиболее подвержена разочарованиям. Получается, что тот , кто предложит в Украине мир, порядок и стабильность, а самое главное - ассоциируется с этими тезисами, тот и выиграет выборы.