Отличная вчера была лекция выпускницы театроведческого отделения ГИТИСа Анны Киселевой о возникновении жанра мюзикла. Максимум информации в каждую минуту времени, да еще с юмором и картинками. Мюзикл, который мы считаем жанром американским - более того, бродвейским - берет начало в английской "балладной опере" и французской оперетте. Одна из разновидностей "балладной оперы" - так называемая low comedy, демократичное шоу, с доступными восприятию простых людей персонажами и сюжетом. Low comedies ставились в Америке уже в начале XVIII. Там любили шоу на злобу дня, с политическими комментариями и пародиями. В 1750 году поставили "Оперу нищего" (не прототип ли "Трехгрошовой оперы"?). А в середине XIX века Жак Оффенбах открыл в Париже свою антрепризу, и появилась оперетта, какой мы знаем по лучшим образцам Оффенбаха и Штрауса. На скрещении этих жанров и жанра варьете и возник мюзикл - представление с номерами, танцами, песнями и связным сюжетом. Непосредственным источником была антреприза Фло Зигфелда "Ziegfeld Follies", которая существовала на Бродвее с 1907 по 1931 год. В его шоу главной приманкой были красавицы в роскошных туалетах. Нанималась к нему и Айседора Дункан, когда была совсем на мели. Принимая ее на работу, Зигфелд спросил, есть ли у нее юбки для канкана. Это Айседоре явно не понравилось, и она покинула Follies при первой возможности. Видимо, в какой-то момент различные номера варьете были объединены общей линией повествования, и родился мюзикл. Увы, этого исторического момента я не дождалась - должна была бежать на другое событие. А жаль! Хотелось бы, чтобы Анна как-нибудь повторила свой рассказ, объединив его с показом какого-нибудь классического мюзикла.
P.S. Лекция состоялась в кинотеатре "Звезда" в рамках юбилея "Бюллетеня Лучаны Киселевой" (не родственницы!)