«Дали: Разрушение и преданность» (Второе видео)

Nov 15, 2024 22:03

Я обещал сегодня закончить описание выставки Дали и моей съёмки, объяснив оставшиеся пары работы Дали и классиков прошлого, которые вдохновляли Дали на эти работы.
Выполняю своё обещание, но начну с той картины Дали, которой не соответствует классическая картина, т.е. она сама по себе.
B начале моё второе видео c выставки:

image Click to view



А теперь та картина, пару которой я не увидел. Но может плохо смотрел?





Salvador Dalí, Oeufs sur le Plat sans le Plat (Eggs on the plate without the plate), 1932

Яйца на тарелке без тарелки - картина, написанная Сальвадором Дали в 1932-ом году и являющаяся попыткой воспроизвести "внутриутробные воспоминания" Дали.

Художник утверждал, что прекрасно помнит то время, когда он находился в утробе матери.

Для Дали яйцо прежде всего  ассоциировалось с материнской утробой, нахождение в которой художник считал раем, акт рождения - жестоким из него изгнанием, а всю последующую жизнь - мучительным и тщетными попытками обрести этот утраченный рай.

Интересно, Дали был абсолютно убежден в том, что образная жизнь человека - не что иное, как стремление «символически воспроизвести первоначальное состояние рая в сходных ситуациях и представлениях». Вот фрагмент из его «Тайной жизни»:

…«А каким был этот рай? Наберитесь терпения - и подробности не заставят себя ждать. Начну с общих ощущений. У внутриутробного рая - цвет адского пламени: красно-оранжево-желто-синий. Это мягкий, недвижный, теплый, симметрично-двоящийся и вязкий рай. Уже тогда он даровал предвкушение всех наслаждений, всех феерий. Самым великолепным было видение глазуньи из двух яиц, висящей в пространстве. Не сомневаюсь, что именно в этом - причина моего смятения и волнения, которые я испытывал на протяжении всей жизни перед этой образной галлюцинацией»…

Увиденная до рождения глазунья была огромной, фосфоресцировала, я различал каждую складку и морщинку голубоватого белка. Два «глаза» то приближались ко мне, то удалялись, перемещались то направо, то налево, то вверх, то вниз. Перламутрово переливаясь, они медленно уменьшались, пока не исчезали совсем.

Одно только то, что и сегодня я могу воскрешать при желании подобное видение (пусть даже и не такое яркое и лишенное былой магии), заставляет меня вновь и вновь воспроизводить этот фосфорически сверкающий образ, напоминающий световые вспышки, возникающие под опущенными веками, если давить на глаза.

Чтобы заново почувствовать это, мне достаточно принять характерную позу зародыша: сжать кулаки у закрытых глаз. Это немного напоминает детскую игру, когда перед глазами возникают цветные круги (их иногда называют «ангелами»). В таких случаях полный ностальгии ребенок в поисках зрительных воспоминаний об эмбриональном периоде до боли давит на глазницы. Появляющиеся при этом световые и цветовые пятна воскрешают нимбы ангелов, некогда виданных в утраченном раю..."

В случае с картиной "Яца на тарелке без тарелки" не следует, кроме того, забывать об эротическом подтексте, которым буквально пронизаны все работы Дали этого периода - как, впрочем, и остальных.

В этой работе яйца для Дали ассоциируются и с мужскими гениталиями. Совершенно не случайно в картине присутствует кукурузный початок, который, помимо того, что является символом плодородия, еще и имеет ярко выраженную фаллическую форму.

Далее натюрморт "малого голландца" Питера Клааса и соответствующая ему работа Дали.

WIKI:
Натюрмо́рт (фр. nature morte - мёртвая природа; нидерл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still-life - неподвижная, замершая жизнь) - жанр изобразительного искусства, в котором «изображаются предметы неодушевлённой природы, соединённые художником в отдельную группу и представляющие собой целостную композицию либо включённые в композицию иного жанра». Основная жанровая и композиционная обусловленность натюрморта - выключение изображаемых предметов из окружающей среды. Проще говоря, «чтобы оказаться в натюрморте, птицы должны быть убиты, рыбы выловлены, цветы сорваны». Такой подход в сущности противоречит основной закономерности живописного изображения, но в натюрморте это искупается внимательной передачей живописных особенностей самих изображаемых предметов"



Still Life with Stoneware Jug, Wine Glass, Herring, and Bread, 1642 Pieter Claesz (c.1597-1660)



Salvador Dalí, Morphological Echo, 1936
«Морфологическое эхо» Дали, или ниспровергнутый натюрморт, был помещен рядом с «Натюрмортом с глиняным кувшином, бокалом для вина, селедкой и хлебом» голландского художника Питера Клаaса:



Salvador Dalí, Shades of Night Descending, (Тени исчезающей ночи)1931

В бытность свою в Америке Сальвадор Дали написал множество красивых картин, среди которых были и пейзажи. Картина «Тени исчезающей ночи» была написана художником в 1931 году и вошла в коллекцию самых выдающихся полотен, написанных Дали.
В центре картины располагается нечто вроде глиняной глыбы, или же большого камня, покрытого неровностями. Камень освещает невидимая уже луна, свет которой оставляет длинные и такие же неровные тени на окружающей поверхности. Вокруг камня раскинулась пустыня, покрытая обломками скал
разных размеров и формы. Первый план картины также занимает скала, форма ее крайне причудлива, и не похожа ни на что из остального изображенного на полотне.
С левого края картины расползается огромная черная тень, пытающаяся сохранить форму и зацепиться за свет исчезающей луны. Но горизонт уже светлеет, начинается расцвет, ночная тьма, укрывающая небо отступает, оно становится все более светлым, прогоняя тьму к краям картины, заставляя зрителя первоначально уделить внимание исключительно центральной части полотна, а потом уже окружающим скалам.
Как и все пейзажи, написанные Дали этот дает зрителю шанс задуматься над действительностью, погрузится в мир грез художника, который никогда в своей жизни не стремился следовать общепринятым правилам и меркам. Вот и пейзаж на картине скорее похож на марсианский, нежели вполне обычный земной, кажется будто из-за скал покажется два солнца, или еще что-то в этом роде.
Несмотря на то, что картина насыщена тенями внешне она очень светлая и даже яркая, во многом благодаря использованию желтых и голубых оттенков в различных вариациях. Создается впечатление, что и сами тени не черные, а темно синие, такие, какими бывает оттенок прекрасной летней ночи перед самым наступлением расцвета.

И снова - пара.
Весьма интересный принцип объединение этих картин в пару. Первая картина - это великий Веласкес. Но мог ли Дали работать если не на уровне его гениальности, но хотя бы на уровне его мастерства, когда писал во вполне классическом стиле? Эта пара показывает, что мог. Точно выписана не только спина девушки и её локоны. Точен и свет, мы видим, как солнце отражается на прелестной спинке красавицы. Такому свету научил живописцев гениальный Караваджо.


Диего Веласкес, 1622 - Портрет поэта Луиса де Гонгора-и-Арготе



Salvador Dali. 1926 "Girl's back"

Следующая пара, это итальянец Джентилески и Дали с фигурой монаха.

На полотне итальянца ангел поддерживает Святого Франциска.
У Дали монаха ангел ещё не поддерживает, но монах, это скорее всего Святой Франциск, терпеливо ждет поддержки свыше.



Orazio Gentileschi, 1600 St. Francis Supported by an Angel

Орацио Джентилески - итальянский живописец эпохи раннего барокко, один из первых караваджистов и один из «главных представителей раннеримского натурализма»



"Seated Monk" - Salvador Dali 1925

В состав следующей пары к моему восторгу входит ещё один "малый голландец"
Я очень люблю "малых голландцев", наверное потому, что понимаю толк во вкусной еде, а не только в живописи.Флорис ван Дейк, голландский художник "Золотого Века" натюрморта.



Still Life with Fruit and Cheese - Floris Claesz van Dijck

Salvador Dalí, Nature Morte Vivante (Still Life-Fast Moving), 1956

А у Дали нож на полотне остался и кое-какие недоеденные фрукты, но где же сыр?

Previous post Next post
Up