Поездка в Скандинавию, ч.1 - Финляндия (Хельсинки) - Швеция (Стокгольм, Карлстад)

Nov 11, 2013 10:42

Этот отчет создавался главным образом с целью подытожить собственные впечатления, пока еще свежи воспоминания. Если будет интересно кому-то еще - прекрасно :)

Итак, на начало ноября у нас с горячо любимой женой выпало два важных события - вторая годовщина свадьбы и приуроченная к ней поездка в страны Скандинавии. Уже вторая, отчет о первой можно прочитать здесь, в контакте.

Нам неоднократно пришлось отвечать на вопросы - "Зачем снова Скандинавия? Зачем повторять впечатления? Не лучше посетить и другие страны?". Сразу отвечу и тут, развернуто. Во-первых, в прошлый раз мы так и не попали в Норвегию - весомый повод вернуться и исправить ситуацию. Во-вторых, каждая из столиц предлагает столько интересных мест и способов провести время, что можно найти там себе занятий на не одну неделю, и при этом не повторяться. В-третьих, еще в первый раз мы настолько влюбились в Скандинавию и, в особенности, Стокгольм, что дали себе обещание еще туда вернуться (забегая вперед, скажу, что такое же обещание мы дали и в этот раз:). Ну и, наконец, если в первый раз мы были ошалелые после свадьбы, совершенно не знали, что нас ждет впереди и что вообще к чему, то в этот раз основательно подготовились - выбрали тур с максимальным количеством свободного времени, составили целый план, где хотим побывать и что сделать в каждом городе, вооружились навигатором, фотоаппаратом и отличным настроением (хотя с этим и в прошлый раз проблем не было).

В итоге поездка оказалась настолько насыщенной впечатлениями, что осталось ощущение, будто она длилась месяц, а не полторы недели. Из немного неприятных моментов можно отметить только два ночных переезда в автобусе и затем томительное ожидание обратного поезда в Питере. Все остальное представляет собой сплошной поток позитива, интересных событий и мощных впечатлений. Темп был ударный, ограничивали три вещи, которых никак на все не хватало - время, деньги и физические силы (ноги порой просто-напросто отваливались). В общем и целом все удалось на 150% - сделали все, что возможно за такой сравнительно небольшой промежуток времени и немного сверх того :)

Как и в прошлый раз, путешествовали мы на двух видах транспорта - 1) автобус



и 2) круизные паромы. Все паромы по-своему уникальны и по внутреннему устройству и по набору развлечений на борту, поэтому в этот раз нам повезло, что оба парома были для нас новыми - Princess Maria питерской компании St. Peter Line и Viking Grace финской компании Viking Line (этот паром - один из самых новых и современных, сошел с верфи буквально за полгода до нашего круиза).



Ну об этом дальше, а пока - несколько общих наблюдений.

Места, достопримечательности и природа - это все, безусловно, круто, но главное впечатление от поездки, по-прежнему - люди. Не исключаю, что, возможно, наши впечатления однобоки и где-нибудь в спальных районах или деловых центрах все совсем иначе. Но "что вижу, о том пою". Так вот, люди. Они объективно другие. За всю поездку нам довелось общаться с доброй сотней людей, и мы ни единого разу не столкнулись с малейшим проявлением недоброжелательности, а уж тем более наглости и хамства. Абсолютно каждый был приветлив, отзывчив, вежлив и дружелюбен. Независимо от того, персонал это (им-то положено) или простой человек с улицы. Никакого высокомерия, грубости, никаких понтов...

В целом на этот раз мне стало более очевидно, в чем основное отличие русских людей от скандинавов. У них просто выше упорядоченность сознания. Это не в осуждение сородичей (в конце концов, я и сам к ним отношусь), это просто констатация факта. Это проявляется во множестве мелочей. Можно сколько угодно обвинять во всех проблемах власти, чиновников и т.д. Но я как-то слабо представляю себе, скажем, финна, который после "отдыха на природе" оставляет после себя кучу мусора. Или норвежца, который гадит у себя же в подъезде. Или шведа, который пролазит на машине без очереди, по обочине. И так далее.

Я в очередной раз убедился, что простое взаимоуважение людей и уважение к самим себе могут творить чудеса. И избитая цитата менее правдивой не становится - "разруха не в клозетах, разруха в головах". Прекрасно иллюстрирует это тот факт, что с полсотни километров финской дороги из Хельсинки в Питер находятся сейчас в состоянии ремонта, и при этом качество этих "временных" дорог значительно (!) выше, чем "целой" трассы, которая начинается сразу по пересечении границы с Россией. Я люблю свою страну и наших людей, и ни в коем случае не хочу сказать, что "у них все здорово, а у нас все через одно место". Я просто констатирую очевидный, в общем-то, факт, что жизнь в стране в большой степени определяется внутренними качествами самих людей. К сожалению, нам присуща привычка обвинять в своих бедах все вокруг и упорное нежелание честно признаться себе в своих же проблемах.

А еще никто никуда не торопится, не спешит с напряженным вражением лица. Все просто спокойно идут по своим делам и спокойно эти самые дела делают.

Надпись - "никакой спешки по жизни".



Да и рабочий график у них вполне человечный - в основном трудятся с 10 до 17 часов. В полдесятого утра в Стокгольме закрыто практически все :)

Такой еще момент - мы НИ РАЗУ не увидели ни единого полицейского, ни в одной стране. В Норвегии один раз увидели полицейскую будку, вот и все. Говорят правда, по ночам бывают патрули, в связи с тем, что понаехавшие цыгане начинают беспредельничать. Но в любом случае, это разительный контраст с десятками полицейских на каждом вокзале у нас, не говоря уж об уличных патрулях, ДПС и т.д.

Интересное наблюдение - хотя везде очень чисто и аккуратно, но почти нигде не убрана осенняя листва (особенно в Хельсинки). Лично мне это очень понравилось - усыпанные желтой листвой тротуары и дороги создают очень теплое, уютное ощущение.



Вообще в поездке очень повезло с погодой - осенние красоты, в основном тепло и солнечно. Пару раз был небольшой дождь, но это совсем не испортило общего впечатления. Ну дальше обо всем по порядку.

Питер.
В первый день поездки, в ожидании посадки на паром, мы успели прогуляться по Невскому, и даже, несмотря на холодный моросящий дождь, прокатиться по питерским каналам.





А вот мы уже прощаемся с Питером



И Питер с нами



Хельсинки (Финляндия).



Утренний порт Хельсинки встречает нас.



На этот раз у нас было намного больше времени на знакомство с городом, чем в прошлую поездку. В общем и целом город оставил впечатление очень спокойного, тихого, неторопливого, с очень красивой природой и множеством парковых зон с лавочками, прекрасно подходящих для неспешных прогулок. В таком месте, наверное, прекрасно доживать свою старость.:) А в целом для русского человека, мне кажется, жить там было бы скучновато. Город небольшой, несмотря на то, что это столица, большую часть можно спокойно обойти пешком. Ну и население Хельсинки небольшое - полмиллиона человек (меньше, чем в Краснодаре). В остальных двух столицах тоже сопоставимые цифры.

Сенатская площадь - центральная площадь Хельсинки, а соответственно, и всей Финляндии.



Между прочим, в самом сердце страны стоит памятник нашему русскому императору Александру II (сыгравшему огромную роль в становлении Финского государства).



В Финляндии (как и в Швеции) очень много велосипедистов. Часто можно увидеть такие картины:



Вход в магазин.



В Скандинавии очень популярна рок-культура. Недаром многие десятки среди моих любимых групп - финны или шведы. В каждом городе мы старались найти рок-клубы, рок-магазины, пообщаться с местным людом, а если кому интересно, то и подарить наши диски (специально захваченные с собой).

В одном из рок-клубов Хельсинки.



Ну а главным впечатлением в Хельсинки на этот раз оказалось посещение местной гордости - зоопарка Korkeasaari.





Зоопарк занимает целый остров с очень красивой природой.



Многие животные гуляют совершенно свободно.



Остальные - в хорошо ухоженных просторных вольерах.



Это малая панда, она же красная панда, она же Firefox. Именно она (а не лиса, как принято считать) дала название популярному браузеру.



Животных множество, в том числе и таких, о которых я вообще ничего не знаю :) Есть огромный павильон, "филиал" бразильских джунглей, есть и местный кусочек африки. К сожалению, сфотографировать там ничего не вышло, потому что из-за высокой температуры и влажности фотоаппарат мгновенно запотел, так что поверьте на слово - все очень круто :)

Дальше нас ждала посадка на паром Viking Grace. Вход в терминал.



Как я уже говорил, это один из самых современных паромов (построен в 2013 г.) и технически и в плане интерьера.





В каюте находится приличных размеров телевизор, на котором, помимо прочего, можно ознакомиться со всей информацией о том, что и где происходит на борту. Он даже встречает нас по именам :)



Стокгольм (Швеция).



Этот город влюбил в себя в нашу прошлую поездку, и еще сильнее закрепил это чувство в этот раз.















Крыши, на которых живет Карлсон.



Караул у королевского дворца.



Самый маленький (15 см) памятник Швеции - мальчик, смотрящий на луну.



А это Эверт Таубе, известный шведский бард. Бро, в общем.



Часть дня ушла на знакомство со шведским метро, о котором мы столько были наслышаны, но так и не успели в прошлый раз его повидать. Вообще тут стоит сделать отступление и рассказать об общественном транспорте отдельно.



Во всех трех столицах действует похожая система оплаты - один билет действует на все основные виды общественного транспорта (как правило, автобус, трамвай и метро) в течение определенного времени. Самый дешевый билет действует около часа, стоимость его немного различается в разных странах, в среднем это около 180р. на наши деньги. В Финляндии билет можно купить прямо у водителя, в Швеции - в кассах, магазинчиках у остановок, есть даже какой-то способ покупки посредством отправки смс, его мы не пробовали. В Норвегии билет нужно покупать в специальных автоматах (при этом нужно иметь необходимую сумму монетами), можно у водителя, но это значительно дороже. Сам транспорт всегда чистый, удобный, ходит регулярно. В остальном автобусы и трамваи похожи на наши.





А вот о метро хочется рассказать отдельно. В первую очередь, во всех трех странах метро, по сравнению с московским или питерским - практически бесшумное, можно услышать как люди шуршат пакетами в другом конце вагона. Расположено оно сравнительно неглубоко под землей. На одну и ту же станцию приходят поезда с разных веток, на каждой станции висят табло, где написано, через сколько времени какой поезд подойдет. В дальнейшем, уже в туннеле, линия может расходиться на несколько путей. Довольно большая часть путей проходит по поверхности, не только под землей. Людей сравнительно совсем немного - нет ничего и близко напоминающего московское метро. На некоторых станциях один-два человека, а какие и полностью пустуют :)

Метро в Финляндии.





Метро в Швеции.





Метро в Норвегии.



В Норвегии метро заметно шире и просторнее, чем в остальных странах, а вагоны (их по три в составе) соединены между собой сквозным проходом. Оформление станций не особо примечательно, но на станции Nydalen есть такая красота (видео не наше):

image Click to view



А вот дизайн станций метро в Швеции заслуживает особого внимания. У каждой свой стиль, и можно весь день потратить только на то, чтобы проехаться по всем и посмотреть на них.









Кроме того, в Стокгольме мы побывали в музее Васа. Это огромный деревянный корабль, который был построен в XVII веке, но вскоре после постройки затонул. 333 года он пролежал на дне, а в XX веке его ценой огромных усилий восстановили и реконструировали прямо на дне, а затем подняли и построили целый музей одного корабля. Вокруг корабля - семь этажей смотровых площадок. Зрелище мощное и впечатляющее, впечатление словами не передать.





После Стокгольма нас ждал шведский же город Карлстад, в которым мы, однако, провели только одну ночь. Правда, это не помешало мне с утра пораньше прогуляться и осмотреться по окрестностям.









Следующим пунктом путешествия была столица Норвегии, Осло. Но об этом - уже в следующей части.

.
Previous post Next post
Up