Икона 21

Nov 09, 2014 01:24


Меня часто спрашивают: "вот вы проектируете современные храмы, а иконы там какие будут, тоже современные?" Я обычно говорю, что, конечно современные, какие еще? И облачения и все детали. Поэтому мы разрабатываем не только храм как концепт, но часто прорабатываем ключевые детали интерьера и подразумеваем, что при возведении храма будем плотно сотрудничать с иконописцем.

Но вот найти сильные решения в современной иконописи довольно сложно. Часто при актуализации современные образы распадаются, искажаются, впитывают супрематическую грубость или презирают "академическую" изящность, впадая в нарочитое упрощение с акцентом на одной-двух "фишках".

Сначала я даже подумал, что было бы здорово взять и обозреть основные течения современной иконописи, выявить самые авангардные решения, но, начав критически смотреть на существующие работы, решил, что нет надобности воспроизводить в блоге массу работ весьма сомнительной ценности. Да и объем возможной подборки и рассмотрения не совсем вписывается в формат блога.

Для себя я выделил бы пока нескольких мастеров, работы которых мне встречались в сети и в живую и которые мне видятся своевременными.

Грета Леско (Greta Lesko)

Иконописец из Польши. Для польской иконописи довольно характерны темные лики и сильные контрасты с ярким алым цветом. Иные работы получаются излишне брутальные, но работы Греты, на мой взгляд, примирили в себе контраст с мягкостью линий. Не все ее работы мне кажутся сильными, возможно, потому что я нахожусь в иной культурной среде, тем не менее некоторые иконы заслуживают внимание:













Больше работ Греты Леско тут: http://www.pracowniaikon.pl/pracownia_ikon_galeria_ikony.html

Ольга Шаламова и Филипп Давыдов

Иконописцы из России. Для этих работ характерны черты минимализма: композиционная выверенность, чуткий подход к заполнению плоскости фона, чистая и "свежая" цветовая палитра и, конечно, ничего лишнего. Люблю когда нет ничего лишнего.
















Больше работ Ольги и Филиппа тут: http://www.sacredmurals.com

Ирина Зарон и Сергей Антонов

Иконописцы из России. Работы Ирины Зарон находятся в контексте той русской живописи, для которой изображение и материал являются неотделимыми друг от друга. Хтоническая сила палитры Ирины раскрывается на свету принципиально иначе и воспринимается как что-то, прикоснувшееся неба и несущее в себе этот отпечаток прикосновения - довольно неожиданный эффект при взгляде вживую. В качестве примера работ привожу интерьер надвратного храма Андреевского монастыря в Москве, разработанный Ириной Зарон и ее мужем Сергеем Антоновым. Пластика иконостаса и скульптурные формы разрабатывались Сергеем, а вся иконопись и роспись Ириной. Для земляных оттенков чаще всего используется в прямым смысле слова земля. Интересно получение мягкой вибрирующей тональности фона на иконах. Муж Ирины Зарон художник и скульптор, создал несколько икон-барельефов и распятий, используя выброшенные подоконные плиты из травертина. Пыль и осколки камня, оставшиеся от работы над распятием, были собраны, перемолоты в порошок и использованы для написания фонов в иконах.

Немного печальная нота - сегодня храм не освящен, при смене наместника монастыря поставили человека, который отказался освящать храм. Есть вероятность, что росписи и иконы будут заменены на другие. Надеюсь, этого не случится.



















современная икона, современная церковная культура, иконопись

Previous post Next post
Up