(Untitled)

Jun 22, 2011 11:32

У меня немного нервное отношение к шарлатанам вообще, а в медицинской сфере -- особенно (гербалайфу нежный привет); я неадекватным становлюсь, когда с ними в очередной раз сталкиваюсь.

Так вот, я привык считать гомеопатию (разведение активного вещества в лекарстве до дозы меньше химически значимой) лженаукой, объясняя ее действие эффектом плацебо ( Read more... )

Leave a comment

Comments 55

nevsky June 22 2011, 15:41:38 UTC
> "моему ребенку помогло" (то есть плацебо не катит)

Не катит самовнушение, но вполне может катить внушение родителем, которому очень хочется, чтобы лекарство помогло. Не зря же правильные эксперименты должны быть double-blind.

Что, собственно, не отменяет вопроса, каким образом работает самовнушение, внушение, гипноз, рейки и прочая энергетическая хренотень, в тех случаях, когда их эффект реален и поддается измерению.

Reply

danillo June 22 2011, 16:01:22 UTC
Типичный случай из того, что мне рассказывают знакомые, вот какой -- ребенку давали обычные лекарства от аллергии, не помогло. Дали гомеопатическое -- помогло. (со всеми оговорками -- ну давайте предположим, что действительно помогло)

Хотя я здесь вообще запутался -- если это простое внушение/самовнушение, то оно должно было помочь и во время приема обычных лекарств? Я поэтому и подумал про какой-то "катализатор внушения/самовнушения".

А так ты прав, это все упирается в измерение всякой энергетической хренотени

Reply

geish_a June 22 2011, 17:53:03 UTC
Совершенно, верно, тем более, что обычно "вылечивает" гомеопатия от проблем, которые имеют тенденцию и сами проходить или улучшаться со временем. Например, астма часто улучшается или проходит в подростковом возрасте. И вот лечат-лечат ребенка обычной медициной, ничего не помогает, и отчаявшиеся родители идут к гомеопату. Через годик гомеопатии приступы становятся реже и реже. Но дело в том, что за эти несколько лет как раз и переходный возраст подоспел.

Reply

danillo June 22 2011, 18:02:47 UTC
я, ксати, до сих пор помню твой давнишний пост о гомеопатии, он мне очень понравился в свое время

Но скажи, ты ведь вела, наверняка, много дискуссий по этому вопросу. У сторонников гомеопатии есть какие-нибудь интересные (пусть и фантастические) теории или идеи?

Reply


angerona June 22 2011, 15:58:53 UTC
эффект плацебо сейчас довольно хорошо исследуется, и именно что более-менее понятно, как он работает - то есть в мозгу активируются те же рецепторы, что и в случае не-плацебо. Ну, например, в случае плацебо болеутолителей. В других случаях тоже не то, чтоб прямо необьяснимо совсем.

С детьми такое дело:
- они сами имеют свойство выздоравливать, вне зависимости от лекарств, так что “моему ребенку помогло” зачастую мало что значит.

- дети еще больше реагируют на эффект плацебо (ты пробовал лечить ранки поцелуями? :) ) - так что если родитель говорит “вот это поможет” - то точно поможет.

- даже груднички очень реагируют на реакцию родителей. Если родитель успокоился, то и ребенок зачастую успокоится, и одно это может помочь.

- иногда гомеопатию путают с народной медициной, и в пилюльке кроме “гомеопатии” содержатся еще и травки или чего-то такого, что вполне научно работает.

Reply

danillo June 22 2011, 16:11:53 UTC
слушай, интересно как. Так за счет чего эти рецепторы активируются, мозг от самовнушения какую-то химию вырабатывает? Или (пардон за серость) где-то по нервам электрический сигнал идет?

Про детей я привел пример выше, ведь обычно ребенку до гомеопатии уже давали обычные лекарства, где эффект плацебо тоже должен был быть.

Да, как раз с "травками" (и само-выздоровлением) все понятно, меня именно что гомеопатия в ее прямом смысле интересует. Наверное, пример с детьми я зря привел, он уводит дискуссию в сторону.

Reply

angerona June 22 2011, 17:08:38 UTC
я от нейрохимии далека, как только можно, так что не буду говорить про то, чего не знаю, но знаю, что плацебо -- сильная вещь. И еще всякие эффекты, вроде присутствия родного человека и т.д. для болеутоления -- они очень даже измеряемы.

Про аллергию еще сложнее и интересней. Как раз аллергия, насколько я знаю, еще не совсем изученное явление. В частности там как раз может помочь давать какие-то аллергены понемногу (хотя, конечно, не в тех размерах, что гомеопатия -- одной полу-молекулы не хватит :)))) ). Или аллергия зачастую не так диагнозируется (ну поди разберись на что аллергия, и аллергия это или дерматит вообще). Кто его знает, иногда и лишний стакан воды выпитый с гомеопатической таблеткой может помочь :).

ведь обычно ребенку до гомеопатии уже давали обычные лекарства, где эффект плацебо тоже должен был быть.
И еще с детьми, если меняют, то обычно меняют больше, чем просто лекарства. Зачастую работают какие-то другие изменения. Может и предыдущие таблетки срабатывают :). Может именно эти "заговоры и приговоры" и ( ... )

Reply

igorlord June 22 2011, 20:28:20 UTC
> мозг от самовнушения какую-то химию вырабатывает

Definitely. Our brain is a great syntesiser of opiates (and other active chemicals). You just need to activate the pathways. (Brain is not just a network of homogenous logic elements connected by homogenous connectors -- that network has outputs and inputs connected to various interesting electro-bio-mechanical things (in: eyes, ears, blood chemistry, ...; out: glands, muscules, blood chemistry, ...).

Why it helps? Well, placebo works best with brain-mediated effects, such as pain, anxiety, etc. It works worst with things that have nothing to do with the brain, such as broken bones.

Reply


baniram June 22 2011, 16:33:45 UTC
я не совсем понимаю первый вопрос. зачем тебе придумывать для гомеопатии механизм, он же уже есть, его просто описать надо? или я чтото не так поняла.

Reply

danillo June 22 2011, 16:41:59 UTC
ну в смысле -- механизм, который укладывается в мои представления о физической картине мира :). Или так: описание механизма в понятных мне терминах. Вот angerona выше в комментариях говорит про плацебо, что "в мозгу активируются те же рецепторы, что и в случае не-плацебо", это понятные мне термины, можно продолжать дискуссию. А "изучение личности" или "лечение подобное подобным" -- непонятные, для меня это пустой звук.

Reply

baniram June 22 2011, 17:02:37 UTC
а, понятно. ну и интересно тоже. как только найдешь чтото напиши, мне тоже интересно в каких тебе терминах понятно.
но в науке то самой еще много чего непонятного и иногда приходится все равно пользоваться теми или иными методами, не зная как они работают и не обязательно это плацебо.
если я правильно помню, болезнь Паркинсона удалось замедлить просто случайным способом, а потом только стали изучать, но все равно даже не зная почему конкретный метод помогает, пользуются, потому что выбор небольшой.
а психотерапия как работает? тоже ведь просто все на личности основано, каждый человек индивидуален, и тп. какой там механизм? какие рецепторы и как работают? просто приходишь и болтаешь по большому счету и ведь помагает :)

Reply

danillo June 22 2011, 17:15:49 UTC
на психотерапию я даже не замахиваюсь, слишком сложно.

С болезнью Паркинсона или Виагрой хороший пример -- но там у людей есть теории, как это может работать. Мне как раз интересно, есть ли такие теории для плацебо или гомеопатии.

Reply


geish_a June 22 2011, 17:56:25 UTC
"Короче, если кто мне посоветует нормальные статьи ...Только не с гомеопатических сайтов, пожалуйста."

Нет таких.

"1) Можно ли придумать какой-то механизм для гомеопатии, кроме самовнушения?"

Много механизмов. Совпадения, догнавший эффект принимаемых ранее обычных лекарств, самоизлечение, самовнушение (но необязательно плацебо, а просто человеку может казаться, что ему стало лучше) и т.д.

"2) Есть ли у самовнушения измеряемый химический эффект?"

Конечно. Энфорфины и всякие другие хорошие химикаты, которые вырабатываются в организме под влиянием положительного самовнушения в мозгу. Так же, как адреналин и всякие нехорошие вещи вырабатываются под влиянием стресса и неиллюзорно портят нам здоровье.

Reply

danillo June 22 2011, 18:20:50 UTC
нет, если нет таких статей, то мне же проще будет жить, я только рад

1) Ну я имел в виду, "кроме самовнушения, совпадений, ..." и далее по твоему тексту.

2) Вот это мне как раз и интересно, это содержательная часть. Логика такая: организм может выделять эндорфины или адреналин путем самовнушения. Наверное, он что-то еще может выделить (скажем, почему плацебо-обезболивающие работают?). Тогда если правильно самовнушиться, то (чисто теоретически!), организм может выделить что-то, что, скажем, вылечит его от какой-то болезни? Где границы того, что может быть выделено путем самовнушения? Я не говорю про то, так это или нет -- но ты хотя бы понимаешь, что я пытаюсь сказать? Это не имеет прямого отношения к гомеопатии, но это очень интересный вопрос, по-моему.

Reply

igorlord June 22 2011, 20:10:51 UTC
I highly recommend this book: Snake Oil Science. You could even ask your neighbors to borrow it. :)

Reply

danillo June 23 2011, 01:44:28 UTC
описание мне нравится. Но я сейчас ищу как раз противоположное: книгу про то, есть ли в лженауках здравое зерно. Типичный пример -- алхимия.

Reply


danillo June 22 2011, 18:03:40 UTC
я писал свой первый комментарий до того, как увидел эту ссылку :)

да, именно этот пост я и имел в виду

Reply

danillo June 22 2011, 18:43:45 UTC
кстати, я посмотрел, что тебе в этом посте накидали ссылок на разные статьи, пойду поизучаю матчасть :)

Reply


Leave a comment

Up