Мой бедный Марат. Пьеса, кот. была написана Алексеем Арбузовым еще на 20тилетие Победы, которая завоевала сердца тысяч и тысяч читателей и зрителей театров, и признана не только в СССР, но и за рубежом. Пьеса, которая не может оставить равнодушным. Почему? Да потому что в ней нет вымысла, она, каждое ее слово, вложенное в уста героям, словно соткана из наших слов, из наших эмоций и чувств, таких простых, знакомых и близких...
Я помню, как была рада, когда мне прислали текст пьесы - я обыскалась в магазинах, нигде Арбузова не было, и в инете тоже. Увидеть московский спектакль мне не светило в тот момент, и возможность прочесть пьесу была просто манной небесной. До дома было не дотерпеть, села я читать прям на работе, в обеденный перерыв. Думала, прочту, сколько успею, а остальное- дома. Но я не смогла оторваться. Все, что было вокруг- словно растворилось в белесом густом тумане, суета, разговоры, шум, телефоны, все это было где-то далеко. Очнулась я только когда прочла все до конца - тронутая до глубины души и едва сдерживающая подкатывающий комок к горлу. И в тот момент мое желание увидеть спектакль стало непреодолимым.
В 60е годы, когда пьеса вышла, и была на устах, в СССР ее не поставил разве что только ленивый театр. Более того, она шла на подмостках более 30 английских театров. И по сей день можно встретить постановки, их много. И в этой связи, наверное, будет резонно спросить- почему именно ЭТОТ спектакль мне так хотелось увидеть, если было достаточно посетить один из местных театров? Я отвечу. Потому что этот спектакль- эталонный.
В свое время, при большом множестве и разнообразии постановок на эту пьесу был эталонным спектакль Ленкома, где Леонидика играл А.Збруев. Потом, когда актеры уже совсем вышли из возраста, когда можно было играть этот спектакль, его сняли, и до сих пор в Ленкоме, по-моему, нет его. Ему на смену пришел спектакль театра Моссовета в постановке Житинкина, совсем другой, но такой сильный, что вот уже 15 лет яляется эталонным. Не так давно была попытка создать антрепризную постановку с участием молодых популярных актеров -Е.Климовой, И.Петренко и Д.Исаева- "Ленинградский романс". Но что-то не пошло у них. Говорят, они даже приходили в Моссовет- "подглядывать" на эталон:)
Андрей Ильин, играющий роль Леонидика, как-то сказал, что этот спектакль- совесть актера, его нельзя играть в полсилы. И он абсолютно прав. Потому что ЭТОТ спектакль- не потерпит лжи, здесь все на виду, крупным планом, прозрачно, как слеза младенца. Его не играют, его ЖИВУТ, и зритель- живет вместе с актерами. Действие идет 2 часа 40 минут без антракта, но это немалое время пролетает как 1 мгновение, его не замечаешь, потому что ты не смотришь со стороны, ты внутри...
В Моссовете этот спектакль идет в малом зале "Под крышей", там всего 100 мест,-4 ряда, стоящих буквой П, и нет сцены вовсе. Т.е. когда сидишь на первом ряду, достаточно вытянуть ногу, пересечь белую полосу на потертом полу- и ты на сцене. Мне кажется, что для этой постановки это самый подходящий зал- здесь создается ощущение уюта и присутствия, вот это самое неуловимое ощущение себя ВНУТРИ происходящего, когда каждая эмоция, каждое слово отдается в тебе самом, и переживается вместе с героями пьесы. И их радость- становится твоей, их слезы -твоими, тяжесть их выбора- твоей неподъемной дилеммой, ощущаемая каждой клеточкой твоего сердца...
Я очень боялась, что большой зал, в котором показывали спектакль в Питере, украдет это ощущение, раздавит его пространством. Но, слава Богу, мои опасения оказались напрасными. Да, быть может, не настолько силен эмоциональный накал, воспринимаемый зрителем, как в камерном московском зале, но разница эта не настолько велика, чтобы изменить впечатление.
Итак, в постановке заняты 3 актера- Лику играет ранее неизвестная мне Лариса Кузнецова, Марата- Александр Домогаров, Леонидика- Андрей Ильин. И я ехала в Москву смотреть моссоветовский спектакль не только потому, что он эталонный, мне еще очень хотелось увидеть в нем Андрея Ильина, которому я очень симпатизирую. Он меня не разочаровал:) Но я не ожидала, что я сделаю для себя открытие... Я знаю, что многие, услышав "Домогаров", скривятся. Друзья мои, я была среди вас... ровно до тех пор, пока не увидела этот спектакль. Здесь нет того Домогарова, которого мы привыкли видеть на экране. Здесь есть великолепный театральный актер, который на все 110% играет свою роль- непростую, характерную, эмоциональную, драматическую. И я была далеко не первой, кто после этого спектакля совершенно иначе взглянул на Домогарова как актера, зауважал его и понял, что кино нам показывает его очень однобоко. Честно, он был настолько силен, что в какой-то момент я простила ему даже то, что из-за него 1 раз я напрасно приезжала (спектакль отменили, я зря скаталась в Москву)... потому что он затронул самые потаенные уголочки души.
Спектакль этот- живой. Он проходит каждый раз на пределе эмоций, и каждый раз немного иначе, чем в прошлый. Т.к. состав один, и играют они спектакль уже много лет, актеры позволяют себе поимпровизировать, подурачиться,-тот, кто смотрит спект впервые, не заметит этого, но если у ребят кураж, то чего они только не вытворяют:) Это не мешает спектаклю, конечно, просто делает его более живым, искристым, настоящим:)
У меня с этим спектаклем связано очень много. Веселого, грустного, всякого. Я смотрела его в Москве, потом- несколько раз на диске, и второй раз живьем видела вчера. И, наверное, вчерашнее впечатление будет более детальным- для видевших, нежели информативным для тех, кому еще, быть может, предстоит его увидеть или просто интересно прочесть моё- как одно из мнений. Поэтому, чтобы передать истинные чувства, кот. вызывает этот спектакль, я не буду изобретать велосипед, а просто выставлю вашему вниманию выдержки из отзыва, кот. я написала после первого просмотра спектакля- в Москве, 2 года назад, для сайта А.Ильина.
"...И расстояние Питер-Москва-Питер, преодоленное волею судьбы дважды, и бессонные ночи в поездах, и столичная непогода- все это становится абсолютно неважно, когда душа твоя наполняется всеобъемлющим теплым светом, что дарует этот необыкновенный спектакль. А стоило ли оно того?- спросите вы меня. Да, стоило,- отвечу я,- СТОИЛО!
Объективности ради скажу, что читая пьесу, я (даже при том, что в качестве Марата и Леонидика в моем воображении представали исключительно Домогаров и Ильин), представляла себе спектакль несколько иным. Всех, всех троих героев, я видела другими: Марата- более твердым и закрытым, Лику- менее импульсивной и более естественной, Леонидика- более спокойным и глубоким. Поэтому то, что я видела на сцене, не могло не удивлять. Казалось бы, слышишь из уст актеров все те же милые и знакомые арбузовские слова, но поразительно- где-то гораздо глубже вербальности, между строк… силою актерского мастерства… совершенно по-другому расставлены акценты, и, преодолев легкое недоумение, ловишь себя на мысли, будто смотришь нечто до боли близкое, но почти незнакомое. И разгораешься любопытством, словно и не знаешь, что будет в финале...
Атмосфера спектакля, несмотря на, казалось бы, чудовищность окружающих героев условий, чрезвычайно теплая, их непосредственность обескураживает и умиляет, и через какое-то время понимаешь, что с лица твоего не сходит просветленная, быть может, даже немного детская, улыбка... Увидели ли мы ДЕТЕЙ кроме Леонидика- это большой вопрос, но то, что сердце зрителя захлебывается от ЧУВСТВА, словно ласковой прибойной волной накатывающей на нас со сцены, это факт, заслуживающий овации! Бывает, знаете, смотришь фильмы- изображают люди любовь: говорят друг другу известные слова, производят соответствующие случаю тактильные ритуалы… А не верится! А тут… ни разговоров тебе философских о любви, ни красивых ухаживаний.. в полувзгляде, в полувздохе… проявляется такое ЧУВСТВО, что оно не просто передается зрителю, оно вбирает в себя весь этот маленький зал, и заставляет каждого прожить его вместе с героями.
И когда Лике вдруг предстоит ВЫБИРАТЬ, понимаешь, что ты не смотришь на это со стороны, ты ВНУТРИ, и всеми фибрами своей души ощущаешь, как теплые объятия этого чувства, в какую сторону ни посмотри, обессиленно разжимаются, доставляя этим мучительную, глухую боль… «Я без тебя пропаду»,- говорит Леонидик, и чувствуешь себя нежной матерью, у которой пытаются отнять ее младенца. «Куда уж нам»,- грустно добавляет Марат, и словно стилет вонзается в сердце по самую рукоять…
Дело идет к развязке. И если до этого момента вы просто нежились в умилении, моментами немного грустном, но оттого не менее притягательном, то финал- это то, что перетрясает все твое естество! Это не просто сцена, завершающая спектакль, это- блистательный дуэт двух ГЕНИЕВ! Какая мощнейшая энергетика исходила от них- порою казалось, что электрические разрядики потрескивают в воздухе- это невозможно описать, и представить, это можно только прочувствовать самому… Гордый, сильный Марат, обнажая лезвие своей боли, вдруг становится прокурором в пользу соперника. «Что ты с ним сделала?»- в этом возмущенном вопросе к Лике столь пронзительно и сильно звучит вся сущность его былого благородства… Даже теперь, изнывая от тоски, он приехал НЕ к НЕЙ, он приехал к НИМ. И сильнее, чем даже своя боль, его ранит и мучит ИХ степенное, но по сути бесцельное, существование… Вот именно в этот момент я простила Домогарову даже свой напрасный приезд.
А Андрей Ильин!!! Слушая изобличения Марата, Леонидик МОЛЧА сидел на глобусе, буквально в паре шагов от меня. Но в этом молчании была ТАКАЯ огромная сила, что она, как гриб ядерного взрыва, поднималась от него вверх и взрывной волной просто сбивала с ног… Он сидел и смотрел куда-то вглубь себя… но КАКОЙ это был взгляд, Боже… Поймав его на мгновение, оторваться уже невозможно, впадаешь в какое-то необъятное, непреодолимое оцепенение… У меня было чувство, будто небо легло на землю, а я зажата между ними и дышу сквозь игольное ушко… Не знаю… это уже не театр, друзья, это - магия! Высший пилотаж актерского мастерства! Браво, Андрей!!!
И завершающая картина за зеркалом… Сквозь слюдяные разводы, стирающие четкие очертания, мы видим ИХ- троих, прижатых жизнью к этому стеклу, и задумчиво глядящих друг на друга, являясь каждый зеркалом для остальных… Отражение- неоспоримый символ неразрывности в сосуществовании…
Простая история трех таких разных, но таких близких людей… История, к которой невозможно остаться равнодушным!… "
Вчера был в ударе Домогаров, и они с Кузнецовой как-то особено живо и непосредственно сыграли детство героев. Тепло и душевно, по-настоящему:) И в отличие от прошлого раза, когда в конце чаша весов моего выбора перевесила все-таки в сторону Леонидика, вчера для меня была неоспарима любовь Лики именно к Марату- непреодолимая, сильная, -так они сыграли. Казалось, что невероятное, почти магнетическое притяжение друг к другу, которое испытывают Марат и Лика, глядя друг на друга, передается и мне... его невозможно было НЕ почувствовать... И когда прижималась Лика к Марату заплаканым лицом, когда цеплялась за его пальто, почти физически ощущалось, КАК ей хочется вжаться в него, и не отпускать... И КАКИХ усилий воли стоит ему ее от себя оторвать и уйти...
И только одного я до конца не могу простить Житинкину- того, что он убрал из финальной сцены такую значимую фразу, вложенную Арбузовым в уста Лики: Не бойся быть счастливым, мой бедный Марат, не бойся быть счастливым... Режиссер оставил Лику с Маратом в тяжелом, неоднозначном, красноречивом безмолвии (на фото выше), позволив зрителю самому додумать финал...
Ну, вот, пожалуй, и все на сегодня. И в виду того, что спектакль удастся увидеть немногим счастливцам, а вот сюжет, возможно, заинтересовал многих, на всякий случай предлагаю вам текст пьесы. Она небольшая, но не стоит проходить мимо.. настоящего:) Почитайте, очень рекомендую. Взять текст можно тут:
Мой бедный Марат.doc