Сегодня снова была в Эрмитаже на экскурсии хранителя коллекции импрессионистов (и не только). В программе сегодняшней экскурсии были 3 художника: Сезанн, Гоген, Ван Гог.
Сезанн был сыном банкира, и отец не одобрил его выбор профессии. В то время во Франции была очень жесткая конкуренция среди художников, их было очень много. И чтобы картины стали продаваться, карьеру надо строить, заниматься этим осознанно, отец знал, что сын этого делать не будет. А значит обрекает себя на нищенство.
Учитывая то, что признан талант Сезанна был только после его смерти, отец в прогнозах своих оказался прав, -сын как художник не мог себя обеспечить, и жил на иждивении отца- тот присылал сыну определенную сумму,- небольшую, на скромную жизнь, но ежемесячно. Сезанн скрывал от отца то, что жил с натурщицей, и у них был ребенок, и содержание было на троих (видимо, чтобы не гневить батюшку). Завещал отец все ему, как бы в извинение перед остальными, написав в завещании "завещаю все сыну, не имеющему профессии".
Первые картины Сезанна весьма мрачные. По технике чувствуется сильное влияние импрессионизма (в их технике выполнено), но краски мрачные. И не сказала бы, что они вызвали во мне симпатию.
Эта картина разительно отличается от первых, тут совершенно другая палитра, и сюжет, и настроение. Если я правильно запомнила, она была написана после знакомства с Камилем Писсарро.
Вообще Сезанн был человеком со сложным характером, и мрачных красок и образов в его творчестве достаточно. Даже в пейзажах, в относительно красочных картинах у него много синего оттенка, это его отличительная черта. Он не подписывал своих картин (кроме одной, где попросили для выставки), поэтому он сложен для искусствоведов, его авторство требует подтверждения. Из представленных в экспозиции его мрачноватых картин (среди которых несколько портретов угрюмых мужчин, в т.ч. автопортретов) наиболее выразительная, наверное, эта. Купальщики.
Не все работы я смогла признать и оценить, честно говоря. Из оригинального пейзажного, пожалуй, наиболее интересна для меня была вот эта сосна. Под ней во времена лицейских дней Сезанн сиживал за спорами и беседами со своим однокашником Эмилем Золя.
Поль Гоген был моряком, участвовал в войне, ходил в плавания, затем имел должность на службе, красавицу жену и пятеро детей, и становиться художником не собирался. Но искусство любил, салоны посещал, и даже что-то покупал (из импрессионистов, они стоили недорого тогда). А потом решил попробовать сам. И в какой-то прекрасный момент заявляет жене, что оставляет службу и будет заниматься творчеством. На что будет жить семья его, видимо, не особо интересовало. Супруга с детьми была вынуждена уехать в свою семью в Данию. А он занялся творчеством. В экспозиции представлены несколько его начальных работ, в которых он пробовал себя как художник. Но более известен Гоген, конечно, своими таитянскими сюжетами.
На Таити он ездил дважды, и работы его этих периодов очень разные. Первый приезд дает ему вдохновение, и его картины отражают жизнь там как рай. Вот, к примеру, рай, и таитянка держит плод- не яблоко, ибо яблоки там не растут, но плод с тем же смыслом, что яблоко Евы в Эдеме. Краски яркие, персонажи довольны жизнью, жизнь прекрасна. Манера письма оригинальна, цветовая палитра тоже, анатомичная точность фигур очень относительна. Это определенно было что-то новое в живописи, не похожее ни на кого.
И накопив таитянских картин, он отправился во Францию- представить просвещенной общественности свою новизну в искусстве. Ехал с ожиданием признания и успеха. Признание он получил.. но не тогда, а позже, и только посмертно. И спустя 2 года во Франции он, разочарованный и больной (с сифилисом, и больной ногой (на него напали хулиганы и ранили его в ногу)) он вернулся на Таити. И написанные там картины уже менее жизнерадостные. Считается, что там он написал лучшие свои работы. С Таити он потом уехал на другие острова, но остался в Океании, и во Францию больше не вернулся.
Вот одна из работ того периода.
С жизнью Ван Гога я была знакома и до экскурсии. Не секрет, что он был психически нездоров, и неоднократно проходил лечение в соответствующих заведениях. Тем не менее, он оставил яркий след в мировом искусстве. Он не был признан при жизни, жил на иждивении своего брата Тео, и работы его в большинстве своем остались в семье. Поэтому наиболее известные его работы находятся в Нидерландах, где их бережно сохранила супруга Тео. Лектор сказала, что убеждение, что Гоген с Ван Гогом были друзьями, вряд ли соответствует действительности. Ван Гог загорелся идеей организовать дом для художников, своеобразную комунну, на юге Франции. Эта идея не получила ожидаемого отклика в сообществе. Гоген приехал в этот дом не по дружбе с Винсентом, а по настоятельному приглашению Тео, который обещал нищему художнику условия для работы и финансовую помощь. Одна из наиболее ярких картин экспозиции написана Ван Гогом в том доме в Арле, после приезда Гогена. В женских фигурах -образы сестры и матери Винсента.
Эта экскурсия мне показалась несколько сумбурной- по кр. мере, поначалу, во вводной части, в которой была подводка к тому, откуда, из чего вышли на свет герои сегодняшней лекции. Про импрессионистов мне понравилось больше. Но сегодня тоже было информативно. Послушала, посмотрела, осознала, что их творчество во мне практически не отзывается. Нет эмоционального созвучия. Насколько мне откликаются импрессионисты, во всей их многогранности, настолько тут восприятие спокойное. Просто послушала про них, их становление, творчество. Все они люди с внутренним надрывом, доказывающие свое право быть такими, какие они есть. Непризнанные при жизни творческие люди, по-своему мятежные и ищущие. Гениальность Сезанна весьма спорна для меня- по кр. мере, в некоторых картинах я не готова признать шедевры ну никак:) И штормило его знатно по жизни, это видно.
У Ван Гога вообще шторм внутренний бесконечный. Он по-своему гениален. Но мне не отзывается его личность, творческий путь, трансляция от картин. По кр. мере, тех, которые у нас представлены.
Гоген- ярко, необычно. Технически интересно. Даже в этом плане, наверное, и наиболее интересны его работы, -он много экспериментировал, и тут есть что порассматривать. Но все эти таитянские сюжеты мне не отзываются.
В общем, несмотря на любовь к импрессионистам, бросившим вызов реализму, я все-таки неисправимый консерватор:) И потому героями сегодняшней экскурсии я не сильно прониклась. Но я не жалею, что сходила. Важно осознанно понимать, что тебе близко, что нет. Да и просто лишний раз побывать в Эрмитаже- удовольствие:)