Конец букинистам

Mar 26, 2015 23:17

Московский дом книги принял решение закрыть сеть букинистических магазинов.
По ссылке можно подписать петицию против этого решения.

Leave a comment

tugodum March 28 2015, 07:55:08 UTC
извините за офф-топик.
если Вы знакомы с сюжетом "ересь Михаил Сикидита о тленности Тела Христова в Евхаристии (XII в.)", м.б. поясните: по православному учению, что, Дары после преложения не подвержены физической порче???
ничего внятного с ходу не нашёл.
заранее спасибо.

Reply

danuvius March 28 2015, 08:14:29 UTC
переадресуйте этот вопрос Бернариусу, он в это вникал

с ходу: Сикидит поднял вопросы, на которые виз. богословие не имело ответов; решение дает только католич. учение о сущности и акциденциях

на мой взгляд, Дары тленны, и ничего в этом странного и страшного нет. любой физический эксперимент это докажет, да и священники прекрасно знают, что мокрый Хлеб долго не вылежит (если не высушить, а закупорить)

(другого рода вопросы задавал Самарин Флоренскому, и до сих пор задают в МДА: мышь причастится ли, съев Хлеб? тут ответ, правда, иной. это просто для иллюстрации убогости православного богословия о Евхаристии)

Reply

tugodum March 28 2015, 08:20:33 UTC
* любой физический эксперимент это докажет
----------------
потому я и в недоумении....

Reply

nickola2 March 28 2015, 08:49:40 UTC

Существуют две крайние точки зрения на Евхаристию: крайний реализм, утверждающий причастие тленному Телу Христову и несторианская концепция, полагающая сущностную неизменность Даров.

Церковная Традиция придерживается умеренного реализма. Евхаристическое Тело - воскресшее и прославленное, поэтому разделение происходит на уровне акциденций хлеба, не затрагивая Самого Тела Христова.

Так вот, Михаил Глика был как раз из числа крайних реалистов.

Reply

danuvius March 28 2015, 08:58:59 UTC
Вы можете сослаться на авторитетные (в общецерковном масштабе) тексты, где изложена именно таким образом Ваша (и моя тоже) позиция?
Церковная практика, как мне кажется, свидетельствует об обратном (суровые наказания даже за пролитие Крови на плат), вряд ли это просто благочестие.

Reply

nickola2 March 28 2015, 09:17:05 UTC

1. В смысле цитаты о том, что причащамеся Воскресшего Тела?

2. Это замечание не понял. Почему д/быть иначе?

Reply

tugodum March 28 2015, 09:06:40 UTC
т.е. с православной т.зр. из тленности Даров (после преложения) не следует тленность Тела причащения, а т.зр. Глики следует?
в этом всё различие?

Reply

nickola2 March 28 2015, 09:14:50 UTC

Ну это как я понял из указанной работы Бернацкого, лучше всего ее читать в первую очередь. Тленность, раздробление и проч. происходит с акциденциями хлеба и вина.

Кстати, т.н. "популярное православие" (в лице Осипова, Хомякова и других) судя по всему дискутирует преимущественно с крайним реализмом (мол, "мы что, мяса причащаемся" - и прочее в таком духе), полагая, что это учение Фомы, которое позже якобы "проникло" в Восточное богословие.

Православное учение - в каждой частице Даров весь Христос.

Reply

tugodum March 28 2015, 09:27:00 UTC
* в каждой частице Даров весь Христос
-----------------
это я понимаю.
вопрос у меня: может ли частица тлеть (по православному учению)?

Reply

nickola2 March 28 2015, 09:31:28 UTC

Может, по акциденциям хлеба и вина (которые, как известно, остаются после Преложения).
Само Тело Христово, скрытое от чувственного восприятия акциденциями хлеба, остается нетленным (т.к. оно Воскресшее).

Reply

tugodum March 28 2015, 19:35:14 UTC
спасибо!
(в Сети ссылки попадаются в том смысле, что то был спор о "тленности Евхаристии", вот я и разволновался)
p.s.
конечно, странно, что Глика мог быть таким идиотом, но надо наверное его самого читать, чтобы это прояснить....

Reply

bernarius March 29 2015, 19:22:27 UTC
Глика был далеко не идиотом, а человеком попытавшимся свести ряд тенденций в византийском богословии Евхаристии в систему. Т. н. православная сторона ответить на тот момент ничего не смогла.. Позиция Глики не сводилась к тому, что Тело Христа в Евхаристии тленно, поскольку Дары подвержены тлению. У него все сложнее и завязано на оригенизме, символизме и проч. Я надеюсь к концу года надеюсь закончить работу по этому спору 12 в., там будут и переводы сочинений Глики и его сторонников.

Reply

tugodum March 30 2015, 03:38:47 UTC
жду с нетерпением!
а нельзя всё же в двух словах сказать, тленность чего утверждает Глика?
было бы странно, если только самих Даров (=хлеба и вина), т.к. это банально и неопровержимо; но ещё страньше--если Тела причащения, т.к. это нелепо (зачем причащаться тленного?), и ненужно: тленность Тела из тленности Даров не следует с необходимостью.....
кстати, из эпистолярного корпуса Глики переводилось ли что-то вообще на русский?
есть ли исследования о его богословском содержании?

Reply

danuvius March 30 2015, 05:43:43 UTC
Отнюдь не нелепо -- вспомните хотя бы "ересь" афтартодокетов; и вообще это очень долгий разговор, мы когда-то с Бернарием по многу часов рассуждали на эти темы...

Reply

tugodum March 30 2015, 05:48:31 UTC
афтардокеты--это о теле до Воскресения, насколько я понимаю.
если так, то не вижу, при чём здесь это.
того тела уже нет.

Reply

danuvius March 30 2015, 05:56:24 UTC
Установление Тайной вечери когда было?
Так что не все "просто".

Reply


Leave a comment

Up