Сёхаку Окумура. Жизнь, которая ничего не даёт. Часть 2

Jan 15, 2024 00:13


Продолжение расшифровки через 2 года. Первую часть можно прочитать тут, и она тоже интересная.

Мой учитель так учил меня: дзадзэн или дзэн-буддизм - это традиция, распространённая в Японии, основанная мастером дзэн Догэном или Догэном Дзэндзи. У нас эта традиция называется Сото-дзэн.

Главная идея учения Догэна заключается в просто сидении. Мы обычно думаем, что эта медитативная практика помогает пробудиться или достичь какого-то просветления. Но Догэн говорил, что нам нужно просто сидеть без каких-либо ожиданий даже на просветление. Потому что когда мы практикуем, чтобы получить просветление, это является желанием. Желание, эгоцентричное желание всё ещё присутствует тогда, когда мы ищем истину. Поэтому изначально мы просто, по выражению Догэна, полностью посвящаем себя пути, не ожидая никакой награды. Это и называется в учении Догэна просто сидение или шикантаза.

Учитель моего учителя Саваки Кодо Роси говорил: «Дзадзэн, эта сидячая медитация, не даёт никаких результатов». Я всегда говорю: «Это ничего не даёт» [посмеивается]. И это то, что я советую людям. И довольно сложно воодушевлять людей на такую практику, потому что она ни к чему не приводит [посмеивается].


Дзадзэн без ожиданий или без достигающего ума, или дзадзэн без цели - это что-то вроде коана. Когда мы начинаем практику, мы чего-то ожидаем. Я думаю, почти всегда, когда у нас есть какая-то проблема, или трудность, или вопрос, мы беремся за практику. Итак, ничего не ожидая, даже ответа на вопрос или выхода из сложившейся проблемы, которая стоит передо мною. Без ожидания или цели мы не можем начать практику.

Так создаётся некий конфликт. Мы обычно называем это «ищущий ум». Без этого ищущего ума или бодхичитты, ума, который ищет пробуждения или хочет узнать истину, мы не можем начать практику.

Но учение говорит: «Вам не нужно ожидать даже ответа». Здесь-то и кроется конфликт. Когда мы продолжаем практиковать, возникает действительно серьёзная проблема. И иногда мы заходим в тупик.

В моем случае я достиг тупика после 10 лет с того момента, как я стал монахом. То есть я знал, что дзадзэн не даёт результатов, и чувствовал, что очень счастлив в этом учении. Потому-то я и стал практиковать в этом стиле. Я думал, что я понимаю, и мне это нравилось. Я посвятил свои ум, тело и время этой практике. Но по прошествии 10 лет я обнаружил...

Это было тогда в Массачусетсе. У нас была тяжёлая физическая работа. И когда мне исполнилось 30 лет, моё тело было истощено [посмеивается]. В 20 лет я легко это переносил. Но сразу же после того, как мне стало 30, моё тело очень устало [посмеивается]. И мне не хватало денег на лечение. Поэтому мне пришлось вернуться в Японию.

Я не мог практиковать как раньше в течение 10 лет. У меня возникла проблема [смеётся]. Я задавался вопросом: «Почему это проблема, если дзадзэн не даёт результатов?» И я взглянул внутрь себя, и я обнаружил, что моё понимание того, что дзадзэн не даёт результатов, - только на уровне понимания. Глубоко в сердце я считаю, что практика дзадзэн без цели - самая верная практика в буддийской традиции. Поэтому мне хорошо. Поэтому моя жизнь полна смысла.

Глубоко в своём уме я обнаружил, что я на что-то надеялся. И я чувствовал, что моё ожидание удовлетворено из-за безрезультатности дзадзэн. И когда я вернулся в Японию, у меня возникла проблема, что у меня больше так не получается. И это значило, что безрезультатность дзадзэн - это лишь моё умственное восприятие. И я посвятил свои ум и тело, основываясь на своём понимании. Это не был настоящий дзадзэн [улыбается]. Вот что я понял.

Я также обнаружил, что с детства я был всегда послушным правильным ребенком. Но став подростком, я не хотел быть таким. Я думаю, тяжело быть хорошим, пай-мальчиком. Быть хорошим значит... Я пытался понять, что другие ожидают от меня. И я старался делать всё, чтобы оправдать их ожидания. И я чувствовал, что это не совсем честно. Я думал изначально умом других людей, и я пытался следовать их ожиданиям.

Когда я стал подростком и начал практиковать дзэн, я почувствовал, что перестал быть паинькой. Я как бы предал все ожидания моих родителей, учителей и всего японского общества. Так что я чувствовал, что стал плохим парнем.

Но когда мне исполнилось 30 лет, я чувствовал, что я всё ещё пай-мальчик. Я хотел быть правильным практиком. Я хотел быть правильным учеником своего учителя. И я хотел быть лучше, чем другие практики.

Я понял, что это не просто буддийская проблема, но это моя личная психологическая проблема. То есть когда моё тело ослабело, и я не мог практиковать как раньше, когда мне было 20, я уже не мог быть хорошим для родителей, и не мог быть правильным буддийским монахом. Вот почему я почувствовал, что моя жизнь действительно была безрезультативной [смеётся].

И это сильно шокировало меня. И несколько месяцев я думал и разбирался со всем этим. В то время я один жил в небольшой квартире, и, значит, не было сангхи. И мне не нужно было практиковать в роли священнослужителя, я был сам по себе.

Однажды я обнаружил, что сижу в одиночке, не как практик в сангхе, не как буддийский священник, занимающий некое социальное положение. Я усадил себя и обнаружил глубокое чувство покоя, и что мне не нужно быть идеальным. Я могу просто сидеть. И я понял, что это действительно дзадзэн, который ничего не даёт.

Но раньше умом я понимал, что дзадзэн как буддийская философия бесцелен. Но потому что я так думал, моя жизнь прекрасна и имеет смысл. Когда у меня не получалось продолжать так думать, я чувствовал, что моя жизнь не важна. Я понял, что это основной принцип. Нам нужно практиковать, не желая быть хорошими не только по мирским земным меркам, но даже по буддийским.

Я освободился от желания быть идеальным буддистом. Я, наконец, впервые понял истинное значение фразы «дзадзэн ни к чему не ведёт» или «практика без ожиданий и без достигающего ума». Так что просто присутствовать, в этом теле и в этом уме.

Я родился в Японии, вырос и получил образование в Японии. И так как мой учитель попросил меня отправиться в Америку, я уехал в Америку и там практиковал с американцами на протяжении многих лет. Как бы эта практика действительно безрезультатна, тем не менее, как ни странно, некоторые приходили практиковать эту практику со мной, эту безрезультативную вещь.

Я очень признателен этим людям, которые интересовались этой безрезультативностью. И я очень хотел выразить своё восхищение и благодарность за всю заботу и участие от всех людей, не только уроженцев США, приходили и из Европы, и Южной Америки, и из других стран. И я хотел поблагодарить всех людей, которые интересовались этим странным учением и практикой. Пока есть такие люди, эта традиция будет жить.

Мне потребовалось много времени, чтобы освободиться от желаний и ожиданий. Для меня эта безрезультатность или практика без достигающего ума - очень непростой коан. Благодаря этому, в свои 30 я начал практиковать без всяких ожиданий. Я понял, что мне не нужно быть правильным. Я знаю, что я всё равно правильный в общем смысле. Я не такой плохой [смеётся]. Но когда я понял, что веду себя как паинька, я смеялся над собой. Я не приклеен к своему желанию быть правильным и послушным. Но я вижу, что в этом есть проблема.

Сёхаку Окумура

Previous post Next post
Up