Систематизация свидетельств времени ССВ
2. Гражданская позиция, национальная идея
2.1. Патриотизм
*
предыд. стр. ССВ 2.1.(80)
dar-aya.livejournal.com/108292.html*
21.11.2011
http://www.nenovosty.ru/lomonosov.html "Ломоносов доказал, что для эффективного развития России необходимо мыслить и действовать по-русски.
300-летие величайшего гения Земли Русской Михайло Ломоносова, как и следовало ожидать, прошло практически незамеченным (если сравнивать с юбилеями каких-нибудь попсовых певичек и шутов).
Почему столь бездарно упущен даже такой значимый повод явить молодому поколению ярчайший пример служения Отечеству - в дополнительных объяснениях не нуждается. Все и так давно ясно.
Как пишет общественный деятель Владимир Никитин:
«Ломоносов вошел в мировую историю как универсальный гений. По необъятности интересов он превосходил даже Леонардо да Винчи.
Одно перечисление родов занятий великого ученого впечатляет: химия и физика, металлургия и горное дело, астрономия, география и этнография, народное просвещение, история, языкознание, ораторское искусство и поэзия, экономика и социология, организация науки и производства. Во всех этих направлениях деятельности М.В. Ломоносов проявил выдающиеся знания и способности, чем завоевал мировую славу.
Сам Ломоносов больше думал не о своей мировой славе, а о развитии и укреплении России. Крепкими узами он был связан с русским народом и с Отечеством и не жалел сил и трудов для их блага. Ломоносов создал для потомков научную, образовательную и культурную базу, познание которой нынешним поколением позволит быстро вернуть величие России.
Ломоносов оставил нам, потомкам, семь главных заветов.
Первый - служить народу и работать во благо Отечества, укреплять могущество России, наращивая его освоением Сибири, Севера и Космоса.
Второй - правильно выбирать модель развития России в соответствии с пространством и временем. Развивать науку, образование, культуру и экономику на основе Русского Ума и Русского Лада.
Третий - постигать истину и вести просвещение народа, создавая систему образования, т.е. обучение и воспитание молодого поколения на основе образов реальной действительности, тесной связи теории и практики.
Четвертый - беречь и развивать русский язык, как главную святыню русского народа, как основу научного познания и духовного сплочения народов России. Постигать русскую грамматику и риторику.
Пятый - сохранять связь времен и поколений. Не допускать фальсификации русской истории и унижения русского достоинства, давать отпор русофобии, крепить дружбу народов России.
Шестой - развивать экономику России, как единый народно-хозяйственный комплекс на основе единства науки и производства. Русская наука должна служить не получению презренного прибытка, а укреплению могущества России и благосостояния её народа.
Седьмой - проявлять отвагу и уметь постоять за себя и за Россию.
Подытоживая свой жизненный путь, Ломоносов писал 30 января 1761 года, что природа дала ему терпение, благородную упрямку и смелость к преодолению всех препятствий, мешающих распространению науки в Отечестве. А препятствий было много. И главное из них - это насаждаемое в годы царствования Анны Иоановны западное умственное иго. Точно также как и сейчас России навязывали западную модель развития с её механистической картиной мира, схемотворчеством и формальной логикой в познании с чуждым русской душе стремлением к наживе и к господству над природой и народами.
Ломоносов в полном объеме ощутил на себе козни инострацев-шумахеров в академии и западников среди российской знати. При этом его унижали не только как крестьянского сына, но и как русского. Находясь под арестом в камере в статусе «колодника Ломоносова» он написал стихи:
«Избавь меня от хищных рук
И от чужих народов власти.
Их речь полна тщеты, напасти.
Рука их в нас наводит лук!"
Эти строки актуальны и для патриотов в сегодняшней России. Нынешние «шумахеры» в науке, образовании и культуре также травят русских по духу ученых, преподавателей и деятелей искусств.
Главное, что сейчас должны взять из Ломоносовского наследия на вооружение патриоты России - это его отвагу, дерзость, умение постоять за себя и Россию. Велика Россия, а отступать нам больше некуда. Или мы начнем жить своим умом и за две пятилетки наверстаем потерянное за двадцать лет прозападных реформ, или Россию, как государство, сотрут с карты мира, а народ русский физически уничтожат и вычеркнут из истории человечества.
Сейчас нас опять обращают в рабство. И больно смотреть на тех академиков и ректоров, служителей науки и искусства, которые заискивают перед властьимущими и ради сохранения своих чинов и привилегий насаждают губительную для народа и России модернизацию по западной модели и искореняют заложенные Ломоносовым принципы и традиции отечественной науки, культуры и экономики.
Главную суть ломоносовского наследства верно осознал и выразил в стихах поэт и дипломат Ф.И. Тютчев. Вот его цитата: «Да, велико его значенье. Он верный Русскому уму. Завоевал им Просвещенье!».
«Русский ум», которому хранил верность Ломоносов, по-научному называется - антропокосмизм, т.е. человек - часть Космоса. Это особое космическое миропонимание русского народа, коренным образом отличающееся от западного антропоцентризма, в котором человек возвеличен сверх меры.
Русское мировоззрение воспринимает Вселенную, как живой организм, в котором основной принцип существования - Лад. Русский Лад - это гармония между человеком, обществом и природой в едином Космосе. Это созидание, а не разрушение.
Ломоносов, получивший образование в Европе, отверг европейский антропоцентризм, как абсолютно неприемлемый и губительный для России. Основываясь на «русском уме», Ломоносов стал основоположником научного русского космизма. Он стал убежденным и активным проводником не западной, а русской модели развития России.
Живя по Правде, в единстве слова и дела, он сам стал образцом такой гармонии. Ломоносов олицетворял в себе единство материального и духовного мира, проявляя гениальность и в естественных и в гуманитарных науках. Он был истинным творцом-созидателем, великим тружеником и патриотом России. Ломоносов оставил нам в наследство соответствующий «русскому уму» целостный диалектический проект науки и теорию познания, основанную на изучении реальной действительности.
Великий ученый доказал, что для эффективного развития России необходимо мыслить и действовать по-русски. Главную роль в познании мира Ломоносов отводил языку. Он глубоко осознал связь языка и мышления с конкретным пространством и временем. Рассматривал язык не как застывшее явление, а как живой развивающийся организм, зависящий от миропонимания и нрава народа, среды его обитания, уровня развития техники, науки, культуры. Ломоносов писал, что “Разум и слово есть хранители наших действий. А грамматика является первой предводительницей ко всем наукам». Он говорил, что «без русской грамматики тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция”. А сейчас вопреки завету Ломоносова и его научному наследию Министр образования России Фурсенко при поддержке Путина сокращает уроки русского языка в российской школе. Продуктом такой школы, по их задумкам, должен стать человек-товар, а не человек-творец.
Не по-русски и не во благо России мыслят и действуют нынешние правители. Вновь, как и во времена Анны Иоановны в России осуществляется стратегия, направленная на укрощение энергии русского народа и уничтожение его духовности. Руководители государства и их министры внушают нам, что ученые на Западе лучше и надо завозить их в Россию. Что танки наши и бронетранспортеры, морские суда и самолеты хуже западных. Поэтому надо прекратить все производство и закупать за рубежом. И закупаем.
Ломоносов обосновал теоретически и доказал на практике, что к могуществу приведет Россию только стратегия подъема народного духа и его творческого созидания."
12.06.2012
http://bulochnikov.livejournal.com/724849.html "Б.Булочников О том, почему мы все сейчас живём не в Полонии.
Я всегда с подозрением относился русским националистам, к антисемитам и прочим «защитникам русского народа». Чаще всего это провокаторы. Которые работают как раз на врагов этого самого «любимого ими» русского народа.
У них две цели: первая - сплотить евреев. Доказано, что в отсутствии антисемитизма евреи постепенно ассимилируются. Что никак не может устроить еврейских лидеров. Разных направлений. От сионистов до хасидов, отвергающих государство Израиль. Для всех их определённый уровень антисемитизма в обществе - благо.
Не зря же ими придумано оригинальнейшее определение нации: "Нация - это общность людей, имеющая общих врагов".
Так что без врагов им никак.
И вторая цель - разрушение России путём раздувания русского национализма и как противовес ему - сепаратизма малых народов.
Поясню: в средние века Россия было слабое, зависимое государство. А вот Речь Посполита была мощнейшая европейская держава. Империя, объединяющая многие народы. В 17м веке её войска стояли в Кремле. Вначале поляки принялись окатоличивать все народы, входившие в империю. Видя в этом свою цивилизаторскую миссию. Бывших православными литовцев окатоличили. А на украинцах застопорилось.
И как раз где то в это время, когда польские войска взяли Москву, польская шляхта взяла верх в Речи Посполитой. И провозгласила лозунг: «Речь Посполита - для поляков!»
И всё.
С этого момента начался развал речи Посполитой. Первыми отделились литовцы. Последними из крупных этносов - малороссы. А кончилось тем, что Речи Посполитой не стало, а позже и саму Польшу разделили Пруссия, Австрия и Россия.
А ранее казалось, что Речь Посполита поделит русское наследство и дойдёт до Тихого океана.
Сейчас бы мы жили в Полонии.
Вы думаете, что современные враги не учили историю?
Как бы не так!
Как раз перед развалом Российской империи в начале 20го века, видя, что народы, её населяющие, не горят желанием разрушать империю, также были созданы «Союз Михаила архангела» и прочие черносотенские организации. Провозгласившие цель изгнать всех «нерусей» из империи. А оставшихся подчинить «русскому народу» в лице его лучших представителей.
И что оставалось делать этим самым «нерусям», как не отделяться от России, разваливая империю?
И только большевики с их «пролетарским интернационализмом» сумели обратить этот процесс вспять.
Вы скажете, что медийный патриот - хороший человек, любит родину, только малость перестарался.
Не знаю, не знаю…
Очень сомнительно мне, что сразу, как по команде, одновременно похожую рекламу русским националистам и прочим спартаковцам стали делать все медийные ресурсы, ранее добивающиеся разрушения России. С разных позиций: как с той, что России надо по-быстрому присоединяться к «свободному миру», идя при этом на любые уступки. Так и с позиций, что «врагов русского народа», окопавшихся в Кремле, надо уничтожить путём вооружённого восстания, а на Америку послать ракеты.
Думаете, стихийно? Или все они всё же кормятся с одной ладони?
Да мотивы медийного патриота и не важны. Важен результат. Провоцирование смуты в РФ. Независимо от того, провокатор ли медийный патриот или дурак. (На дурака вообще то он в своих «лучших» представителях не похож.)
Большевики практиковали критерий: повредил человек мировой революции или помог? Не важно, чем он руководствовался. Если его действия объективно повредили (или были признаны вредительскими какой то влиятельной группой), значит он враг и его к стенке! За это их потом говняли общечеловеки. Дескать, человек - пламенный революционер с большими заслугами, хотел как лучше, а его к стенке! За что? Вот он, звериный оскал тоталитаризма!
Большевики действовали жестоко, зато эффективно! Оставить в живых с разжалованием крупного чиновника было нельзя - слишком много знал и от обиды навредил бы непременно.
Вот и…
Как говорил, по сути, вторя большевикам, товарищ Ден Сяопин: практика - критерий истины!
Практика (то есть, результат), а не намерения!
И большевики не заморачивались немодными тогда правами человека и прочей свободой самовыражения. И хорошо могли отличать исполнителей, организаторов и идеологов-подстрекателей. И могли отличить последних от двух первых. (Ибо сами такими были, пока не захватили власть.)
И прежде всего большевики уничтожали именно закулисных подстрекателей по принципу: лучше уничтожить 10 невинных, чем упустить одного врага.
И уничтожали прежде всего штабы.
Так и победили."
12.06.2012
http://russkiy-malchik.livejournal.com/157039.html "День России Знаю, что многие русские люди не признают сегодняшний праздник. Речь даже не о профессиональных патриотах, но об обычных гражданах, далёких от политики. 12 июня они воспринимают как день развала страны и смеются над прошлым названием этого праздника - День независимости. Мол, независимость от кого? От Украины? От собственного прошлого?
И мне понятно это чувство. Я его разделяю.
Однако разделяю я и позицию российской власти, которая в 2002 году сменила название праздника на День России и переменила акцент. Владимир Путин постоянно, каждый год, подчёркивает, что в этот день празднуется не мнимая независимость, а чествуется сама Россия, страна, её лучшие люди. Это в высшей степени мудрая и исторически выверенная позиция. Обратите внимание, кого чествуют в эти дни, кому Президент раздаёт государственные награды - учёным, деятелям культуры, учителям, врачам, выдающимся деятелям других сфер деятельности, которые развивают Россию, делают её лучше. Делают это в столь непростое, прямо скажем, колониальное время, когда у многих опущены руки. А они показывают пример, что великие дела можно делать и в 90е, и в 2000е, и во времена татаро-монгольского ига.
Можно спорить с датой 12 июня. Можно говорить о том, что это искусственная подмена понятий и смыслов. И что, на самом деле, власть специально замаскировала истинную суть этого праздника. Здесь всё зависит от твоего личного отношения к власти - если оно негативное, то и к любому решению этой власти будет сплошной негатив. Если спокойное и в целом положительное, то и к данному празднику люди отнесутся с пониманием. Ведь он ничем не более искуственен, чем, скажем, 8 марта, который стали поистине народным праздников. Ведь праздник - это символ, это миф, который вполне можно искусственно сформировать. Главное, чтобы этот миф соответствовал ценностям народа, прижился в нём, был народом признан, легитимирован.
12 июня - это символ политики Путина, который поменял акценты ельцинской убийственной эпохи на новые, созидательные, но сделал это не революционным путём, а эволюционным. Тем самым пытаясь объединить расколотый народ и переформатировать ценности элиты. Путин принципиально выбрал не сталинский путь смены элит, а придумал свой собственный, мягкий, медленный, осторожный. Его ещё предстоит изучить историкам и философам. Его надо понять и попытаться принять. Потому что, убеждён, Россия не выдержит ещё одной кровавой смены элит.
И в этом смысле лично я готов поддержать данный праздник. И отпраздновать 12 июня День России. С пониманием всей глубины противоречия создания этого праздника и с верой в Россию. Потому что нельзя любить Россию абстрактную (прошлую или будущую) и одновременно ненавидеть Россию сегодняшнюю. Это шизофрения, а не патриотизм. РМ"
15.04.2011
http://ruslife.org.ua/post161662926/ "Что создали русские?! Ты должен это знать! Распространите! Рекомендую всем. Будучи, как-то, в гостях у своего близкого друга, я был ошеломлен, невероятной картиной, открывшейся мне в ходе беседы с его юным сыном, чьим крестным отцом я являюсь. Образовавшейся, в результате русофобческой и русоборческой политики нашего государства и в особенности, министерства якобы образования, - картине мировосприятия наших детей.
(...) я хочу вам представить перечень Русских Побед и Вклада в Мировую Культуру, который вы найдете ниже. Если вам известны интересные факты из истории изобретений и открытий, совершенных представителями Русской цивилизации, если вы следите за новыми выдающимися открытиями, а также для того, что сохранять и накапливать такие факты, свидетельствующие о Величии Русской цивилизации, то вступайте в сообщество ru_geniy_ и делитесь со всеми этой информацией. Будем вместе готовить базу, для воспитания будущих поколений в русле любви и приверженности к своему народу.
ЧТО СОЗДАЛИ РУССКИЕ (это лишь малая часть):
П.Н. Яблочков и А.Н. Лодыгин (первая в мире электрическая лампочка)
http://myrt.ru/inter/811-istorija-lampochki.html А.С. Попов (изобретатель Радио)
http://www.nkj.ru/archive/articles/4597/ В.К. Зворыкин (первый в мире электронный микроскоп, телевизор и телевещание)
http://zn.innovaterussia.ru/index/zvorikin А.Ф. Можайский (изобретатель первого в мире самолета)
http://flot.com/history/b-mozhaisky.htm И.И. Сикорский (Великий авиаконструктор создал первый в мире вертолет, первый в мире бомбардировщик)
http://www.pravmir.ru/article_2402.html А.М. Понятов (первый в мире видеомагнитофон)
http://www.tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=7911 С.П. Королев (первая в мире баллистическая ракета, космический корабль, первый спутник Земли)
http://edu4.shebekino.ru/korolev/ А.М. Прохоров и Н.Г. Басов (первый в мире квантовый генератор - мазер)
http://biopeoples.ru/nobellaurs/page,5,798-nikolajj-gennadevich-basov-aleksandr.html С. В.Ковалевская (первая в мире женщина - профессор)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Ковалевская,_Софья_Васильевна С.М. Прокудин-Горский (первая в мире цветная фотография)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Прокудин-Горский,_Сергей_Михайлович А.А. Алексеев (создатель игольчатого экрана)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Алексеев,_Александр_Алексеевич_(художник)
Ф.А. Пироцкий (первый в мире электрический трамвай)
http://www.retro.tramway.ru/events/2005-09-03.html Ф. А.Блинов (первый в мире гусеничный трактор)
http://library.istu.edu/hoe/personalia/blinov.pdf В.А. Старевич (объемно-мультипликационное кино)
http://otkakva.net/interview/starevich/index.htm Е.М. Артамонов (изобрёл первый в мире велосипед с педалями, рулем, поворачивающимся колесом)
http://izobret19.narod.ru/pg_artamonov.html О.В. Лосев (первый в мире усилительный и генерирущий полупроводниковый прибор)
http://makhk.livejournal.com/252896.html В.П. Мутилин (первый в мире строительный комбайн)
http://ru-patent.info/21/30-34/2133667.html А.Р. Власенко (первая в мире зерноуборочная машин)
http://www.towertech.us/static/zernouborochnye_kombainy.html В.П. Демихов ( первым в мире осуществил пересадку легких, и первым создал модель искусственного сердца)
http://www.whoiswho.ru/old_site/russian/Password/journals/12000/demihov.htm А.Д. Сахаров (первая в мире водородная бомба)
http://n-t.ru/tp/it/bs.htm А.П. Виноградов (создал новое направление в науке - геохимию изотопов)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Виноградов,_Александр_Павлович И.И. Ползунов (первый в мире тепловой двигатель)
http://elib.altstu.ru/elib/books/Files/pa1998_1/pages/02/pap_02.html Г. Е. Котельников (первый ранцевый спасательный парашют)
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/62028/Котельников И.В. Курчатов (первая в мире АЭС)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Обнинская_АЭС М.О. Доливо - Добровольский (изобрёл систему трехфазного тока, построил трехфазный трансформатор)
http://www.electricalmachine.ru/post_articles_and_notes.php?id=5 В.П. Вологдин (первый в мире высоковольтный ртутный выпрямитель с жидким катодом, разработал индукционные печи для использования токов высокой частоты в промышленности)
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/130866/Вологдин С.О. Костович (создал в 1879 году первый в мире бензиновый двигатель)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Костович,_Огнеслав_Степанович В.П. Глушко (первый в мире эл/термический ракетный двигатель)
http://odesskiy.com/g/glushko-valentin-petrovich.html В. В. Петров (открыл явление дугового разряда)
http://www.emc.komi.com/03/15/035.htm Н. Г. СЛАВЯНОВ (дуговая электросварка)
http://publ.lib.ru/ARCHIVES/S/SLAVYANOV_Nikolay_Gavrilovich/_Slavyanov_N.G..html И. Ф. Александровский (изобрёл стереофотоаппарат)
http://www.uctt.ru/version/uctt2/content/page_2217.html Д.П. ГРИГОРОВИЧ (СОЗДАТЕЛЬ ГИДРОСАМОЛЕТА)
http://www.bestreferat.ru/referat-8975.htm l
В.Г. Федоров (первый в мире автомат)
http://armor.kiev.ua/Tanks/BeforeWWII/MS1/fedorov/ А.К. Нартов (построил первый в мире токарный станок с подвижным суппортом)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Нартов,_Андрей_Константинович М.В. Ломоносов (впервые в науке сформулировал принцип сохранения материи и движения, впервые в мире начал читать курс физической химии, впервые обнаружил на Венере существование атмосферы)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Ломоносов И.П. Кулибин (Механик, разработал проект первого в мире деревянного арочного однопролетного моста)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Кулибин,_Иван_Петрович В.В. Петров (Физик, разработал самую большую в мире гальваническую батарею; открыл электрическую дугу)
http://izobret19.narod.ru/hp_galvanichesky_batareya.html П.И. Прокопович (впервые в мире изобрёл рамочный улей, в котором применил магазин с рамками)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Петр_Иванович_Прокопович Н.И. Лобачевский (Математик, создатель «неевклидовой геометрии»)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Лобачевский Д.А. Загряжский ( изобрёл гусеничный ход)
http://svistun.info/zemledelie/45 Б.О. Якоби (изобрёл гальванопластику и первый в мире электродвигатель с непосредственным вращением рабочего вала)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Якоби,_Борис_Семёнович П.П. Аносов ( Металлург, раскрыл тайну изготовления древних булатов)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Булат_(металл)
Д.И. Журавский ( впервые разработал теорию расчетов мостовых ферм, применяемую в настоящее время во всем мире)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Журавский,_Дмитрий_Иванович Н.И. Пирогов (впервые в мире составил атлас “Топографическая анатомия”, не имеющий аналогов, изобрел наркоз, гипс и многое другое)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Пирогов,_Николай_Иванович И.Р. Германн (впервые в мире составил сводку урановых минералов)
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/34332/Германн А.М. Бутлеров (впервые сформулировал основные положения теории строения органических соединений)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Бутлеров,_Александр_Михайлович И.М. Сеченов (создатель эволюционной и других школ физиологии, опубликовал свой основной труд “Рефлексы головного мозга”)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Сеченов,_Иван_Михайлович Д.И. Менделеев (открыл периодический закон химических элементов, создатель одноименной таблицы)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Менделеев М.А. Новинский (Ветеринарный врач, заложил основы экспериментальной онкологии)
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/92837/Новинский Г.Г. Игнатьев (впервые в мире разработал систему одновременного телефонирования и телеграфирования по одному кабелю)
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000086/st052.shtml К.С. Джевецкий (построил первую в мире подводную лодку с электродвигателем)
http://library.istu.edu/hoe/personalia/dzevetsky.pdf Н.И. Кибальчич (впервые в мире разработал схему ракетного летательного аппарата)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Кибальчич,_Николай_Иванович Н.Н. Бенардос (изобрёл электросварку)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Бенардос,_Николай_Николаевич В.В. Докучаев (заложил основы генетического почвоведения)
http://geography.kz/slovar/dokuchaev-vv/ В.И. Срезневский (Инженер, изобрёл первый в мире аэрофотоаппарат)
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_tech/1684/Аэрофотоаппарат А.Г. Столетов (Физик, впервые в мире создал фотоэлемент, основанный на внешнем фотоэффекте)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Столетов,_Александр_Григорьевич П.Д. Кузьминский (построил первую в мире газовую турбину радиального действия)
http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=71356 И.В. Болдырев (Первая гибкая светочувствительная негорючая пленка, легла в основу создания кинематографа)
http://www.ispu.ru/node/7631 И.А. Тимченко (разработал первый в мире киноаппарат)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Тимченко_Иосиф_Андреевич С.М. Апостолов-Бердичевский и М.Ф.Фрейденберг (создали первую в мире автоматическую телефонную станцию)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Михаил_Филиппович_Фрейденберг Н.Д. Пильчиков (Физик, впервые в мире создал и успешно демонстрировал систему беспроводного управления)
http://kharkov.vbelous.net/politex1/pilchikv.htm В.А. Гассиев (Инженер, построил первую в мире фотонаборную машину)
http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Книгопечатание/"
продолжение на
след. стр. ССВ 2.1.(91)
dar-aya.livejournal.com/127429.htmlсодержание п.2.1. журнала
dar-aya.livejournal.com/122045.htmlоглавление журнала
dar-aya.livejournal.com/71582.html