dancingplanet.narod.ru/underst.html Терминология и этикет
10 правил этикета.
Эти 10 правил используются работниками общественных служб США.
Они составлены Карен Мейер, Национальный Центр Доступности США.
1. Когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.
2. Когда Вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку - даже те, кто испытывает трудности с рукой или пользуется протезом, вполне могут пожать руку - правую или левую, что вполне допустимо.
3. Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь и назвать себя.
4. Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем интересуйтесь инструкциями.
5. Обращайтесь со взрослыми как со взрослыми. Обращайтесь к инвалидам по именам, когда подобная фамильярность демонстрируется по отношению к остальным. Никогда не проявляйте покровительство к людям, использующим инвалидную коляску, - не кладите им руку на голову или плечи, не обращайтесь уменьшительными именами.
6. Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске - то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе, и это тоже раздражает. Коляска, кресло - это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует.
7. Когда Вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Если это необходимо, задавайте короткие вопросы, которые требуют таких же коротких ответов, кивка или жеста. Никогда не притворяйтесь, что вы понимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что вы поняли, это поможет человеку ответить вам, а вам - понять его.
8. Кода Вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, тогда вам будет легче разговаривать.
9. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко. Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может, расположитесь так, чтобы на Вас падал свет , и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего (еда, сигареты, руки) не мешало.
10. Расслабьтесь. Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав "Увидимся" или "Слышали об этом" тому, кому это говорить не стоило.
Язык важен для того, чтобы покончить с дискриминацией.
Правила корректного языка (самое интересное):
Язык важен для того, чтобы покончить с дискриминацией.
Правила корректного языка:ИспользуйтеИзбегайтеИнвалид, человек, имеющий инвалидность, люди, имеющие инвалидность, инвалидыБольной, калека, искалеченный, деформированный, неполноценный, дефективный (никогда!)Человек, не имеющий инвалидности; обычный, типичный человекНормальный, здоровыйЧеловек, использующий инвалидную коляскуПрикованный к инвалидной коляскеВрожденная инвалидностьВрожденный дефект, несчастьеИмеет ДЦП (или другое)Жертва ДЦППеренес полиомиелит, имеет инвалидность в результате полиомиелитаСтрадает от полиомиелита, от последствий полиомиелитаЛюди (человек), имеющие умственную отсталость; умственно отсталые люди (хуже)Отсталый, умственно неполноценный, "тормоз" (никогда!), слабоумныйРебенок с задержкой в развитии; Человек с задержкой в развитии Человек с синдромом ДаунаДаун, монголоид (никогда!)Человек с эпилепсией; Люди, подверженные припадкам; Люди, подверженные эпилептическим припадкамЭпилептик, припадочныйЛюди, имеющие душевную болезнь; Люди с душевным или эмоциональным расстройствомСумасшедший, психСлепой человек; Плохо видящий человек; Человек, который плохо слышит; Глухой человек; Глухой (глухота - это культурное явление, в данном случае слово должно быть в кавычках)Слепой, как крот (никогда); глухонемой; глухой, как пеньЧеловек с трудностями в общении, затруднениями в речиНемой
Основы этикета
- Любое вспомогательное приспособление (трость, инвалидная коляска, костыли и т.д.) - это чья-то собственность, которую надо уважать. Не перемещайте, не берите их, не получив разрешения.
- Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если инвалида кто-то сопровождает.
- Фокусируйтесь не на инвалидности человека, а на нем или на проблеме, которую вы обсуждаете.
- Если вы не знаете, что вам делать, спросите. Многие люди предпочтут скорее ответить на вопрос, чем оказаться в неудобном положении.
- Не волнуйтесь по поводу того, как вам обратиться к инвалиду. Большинство людей, имеющих и не имеющих инвалидность, имеют имена.
- Помните, что инвалиды интересуются теми же темами и сюжетами, как и люди, не имеющие инвалидности.
- Говорите нормальным тоном и языком. Если кому-то нужно, чтобы Вы говорили громче, Вас об этом попросят.
- Помните, что инвалиды, как и все люди, сами знают, что им нужно, что им нравится, не нравится, что они могут или не могут делать.
- Инвалиды хотят участвовать в жизни общества. Убедитесь, что Ваш подход не препятствует этому.
- Как в любом случае, связанном с вопросами этикета, когда Вы сделали ошибку, извинитесь, поправьте себя, сделайте для себя выводы и продолжайте.
Основные правила этикета: люди, испытывающие трудности при передвижении.
- Помните, что инвалидная коляска - неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь на нее, не толкайте ее, не кладите на нее ноги без разрешения.
- Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Если Ваше предложение о помощи принято, спросите насчет инструкций и следуйте им. Если вам разрешили катить коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость.
- Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия.
- Используйте список, спрашивайте людей, какие могут возникнуть проблемы или барьеры, для того, чтобы их устранить.
- Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу.
- Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне.
- Если существуют архитектурные барьеры, предупредите об этом заранее, чтобы человек имел возможность принимать решения и планировать.
- Помните, что, в общем, люди, имеющие трудности при передвижении, не имеют проблем со зрением, слухом и пониманием. Единственное, что нужно приспособить - это возможность передвигаться.