7 ССВ: (32) гендер / теория власти / феминизм 10-21.01.2012

Feb 22, 2020 00:32

Гендер / теория власти / феминизм
10.01.2012 fem-school.livejournal.com/14118.html «Доклад Натальи Биттен, прочитанный на занятии 16 декабря. Женщины и СМИ. Перечислю, какие основные профессиональные принципы журналистского сообщества нарушает большинство российских СМИ.
1) Декларация принципов поведения журналиста, принятая Международной Федерацией журналистов (Принята на Втором Всемирном Конгрессе Международной Федерации журналистов в Бордо 25-28 апреля 1954 года; изменения внесены на XVIII Всемирном Конгрессе МФЖ в Хельсинки 2-6 июня 1986 года).
Пункт 7 указанной Декларации гласит: «Журналист должен отдавать себе отчет в той опасности, которую таит в себе призыв к дискриминации, распространенный через СМИ, и должен сделать все возможное для того, чтобы избежать даже невольного стимулирования дискриминации на основе расы, пола, сексуальной ориентации, языка, религии, политических или иных взглядов, национального и социального происхождения».
2) В Пекинской платформе действий, принятой на IV Всемирной конференции ООН по положению женщин (1995 г.), содержится призыв к СМИ и рекламным агентствам разработать «сообразно с принципом свободы волеизъявления руководящие принципы и кодексы профессионального поведения и другие формы саморегулирования в целях содействия презентации нестереотипного образа женщины, а также в отношении искоренения сцен насилия, унижающих достоинство, или порнографических материалов, касающихся женщин».
3) ООН среди прочих стратегических целей обозначила роль СМИ в достижении гендерного равенства. А именно:
• расширить доступ женщин к работе в средствах массовой информации на должностях, предполагающих принятие решений;
• содействовать созданию сбалансированного и нестереотипного образа женщины в СМИ и рекламе.
Исследования гендерного аспекта СМИ
В теории гендерных исследований, как в недавно сформировавшейся академической дисциплине пока слабо представлена гендерная проблематика в контексте теории средств массовой информации.
Впервые в России специальный семинар «Женщины и СМИ» появился на факультете журналистики МГУ в 1996 г. Ведущие - Ирина Юрна и Надежда Ажгихина. По результатам данного семинара подготовлены и защищены 7 дипломов и 2 кандидатские диссертации. Также обсуждение и анализ гендерных проблем в СМИ проводились в рамках ежегодных Круглых столов на факультете журналистики МГУ. По их итогам регулярно выпускались сборники материалов и выступлений. Выпускались аналитические сборники, в частности: «Образы женщин в современной журналистике. Анализ федеральной и региональной прессы».
Необходимо отметить, что литература по теме представленности интересов женщин в СМИ, а также документы по ней печатаются малыми тиражами (500 - 1000 экз.) либо относится к разряду ведомственных документов, которые практически не публикуются. Тексты данных изданий и документов можно найти только в сети Интернет на сайтах неправительственных женских и правозащитных организаций.
Образы женщин в СМИ: гендерная цензура
Термин гендерная цензура введен в книге Мередит Такс «Сила слова», изданной при участии интернациональной группы писательниц - членов международной писательской организации «Женский мир» («Women's World»)- Всемирной организации женщин в защиту прав, литературы и развития.
Эта группа изучает проблемы гендерной цензуры с 1986 года. Исследовательницы исходят из определения цензуры, которое шире традиционного, используемого большинством правозащитных организаций:
«Мы определяем цензуру как всякий способ, с помощью которого идеи и произведения искусства, которые выражают взгляды, не совпадающие с доминирующей идеологией, не допускаются к предполагаемой аудитории, - пишет Мередит Такс. - Такие произведения могут быть конфискованы или запрещены, проигнорированы, оклеветаны, осмеяны или намеренно ложно истолкованы.
Гендерная цензура, как мы её видим, гораздо шире и более распространена, чем официально организованный контроль. Она встроена в целый ряд общественных механизмов, которые заглушают голоса женщин, отрицают ценность их опыта и исключают женщин из политического дискурса.
Цель такой цензуры - затуманить реальные условия жизни женщин и несправедливость партиархальных гендерных отношений. Она ставит перед собой задачу запугать писательниц и журналисток, избирая в качестве мишени тех женщин, которые не хотят «знать своё место», чтобы тем самым заставить замолчать других. Среди тех, кто заставляет молчать писательниц, есть государственные чиновники и религиозные фанатики. Однако существуют и другие силы цензуры: родители, которые считают, что не имеет смысла вкладывать деньги в образование дочерей, учителя, которые советуют девочкам ограничить свои амбиции материнством, издатели, которые не считают нужным публиковать книги, написанные женщинами, и критики, неспособные всерьёз воспринимать произведения, созданные женщинами
Наталья Иванова в статье «Ежовые рукавицы и бархатные перчатки сексизма» пишет:
«Гендерная цензура в культуре приводит к тому, что процветает мифология, нацеленная на подавление и заглушение любых взглядов, подрывающих исходный прамиф о «естественности» подчинённого положения женщины. При этом гендерная цензура опирается не только на виртуозно отработанные в нашем обществе механизмы подавления, но и на современные технологии манипулирования массовым сознанием. Она неприкрыто агрессивна в продвижении идеи о якобы «естественности» социального неравенства женщин».
Гендерная цензура (Gender censorship (англ.)) - цензура с целью исказить реальное положение женщин, завуалировать несправедливость патриархатных общественных отношений.
Гендерную цензуру можно проследить в политических и экономических приоритетах, которые попустительствуют глобальной женской неграмотности. Неграмотность многих женщин в современном технологичном мире - не просто следствие бедности и непосильного труда, но и общественный механизм, направленный на сохранениедискриминации. Нападки на женское образование в странах, где господствует фундаментализм - звенья все той же цепи (самая сильная метафора гендерной цензуры - это паранджа). Однако гендерная цензура существует и ярко проявляет себя и в Европе, и в Северной Америке, и в России.»
10.01.2012 fem-school.livejournal.com/13961.html  «Доклад Натальи Биттен, прочитанный на занятии 16 декабря (окончание) Женщины и СМИ
Примеры гендерной цензуры:
- унизительные для женщин слоганы рекламы типа «Женщина - друг бизнесмена»
- В.В. Жириновский, лидер партии ЛДПР: «Женщина - друг человека, сразу после лошади и собаки»;
- близкое по смыслу выражение М. Зязикова (президента Ингушетии): «Если в доме две жены, то собака уже не нужна»),
- заявления политиков о том, что «не для женщин и детей пишется Конституция»;
- программа на канале «Культура» «Шедвр может создать только мужчина» (авторы и ведущие - М. Швыдкой и А.Гордон).
Свободу печати и права женщин в СМИ нельзя рассматривать изолированно - ведь если женщины как социальная гендерная группа не имеют тех же возможностей в этой сфере, что и мужчины, то истинной свободы СМИ в таком обществе не существует.
Мередит Такс пишет также, что за последние 10-15 лет в мире наблюдается подъём националистических, коммунистических и религиозно-фундаменталистских движений, которые она определяет как атавистические, поскольку те пытаются возродить некое мистическое прошлое. Они, как правило, заполняют вакуум власти, образовавшийся в результате социальных конфликтов, в результате потери местными правящими элитами влияния за счёт глобализации. Все эти движения объединяют потребность в расовом, этническом и конфессиональном единообразии, а также патриархальный взгляд на женщин и семью - попытки установить контроль над женщинами.
В ситуации, ведущей к ослаблению местных патриархальных иерархий, семья остаётся последним бастионом мужского превосходства. И в результате этих культурно-идеологических и политических противоречий женщины оказываются в роли заложниц патриархальных обычаев и общественных отношений.
Мередит Такс: «Подъём атавистических общественных движений означает, что открытая гендерная цензура становится всё более очевидной в современном мире. Однако это не означает, что такое явление встречается лишь в традиционных сообществах. В Северной Америке и Европе тоже есть свои способы заглушить голос протестующих, свои методы подавления, которые сочетают в себе традиционализм с новым феноменом глобализации. США являют собой изощрённый пример такого сочетания двух подавляющих сил…
Позволю себе процитировать интервью с Ольгой Ворониной (директором Московского центра гендерных исследований (МЦГИ), которое я сделала год назад.
- Существует ли гендерная цензура в России?
- Существует, но как скрытое явление на уровне подсознательных традиционных установок людей, которые работают в СМИ - как на уровне руководства, так и среди обычных журналистов. Определено можно сказать, что доступ женщин для выражения своих мнений и социальных интересов в СМИ чрезвычайно затруднен. Даже женщины-журналистки чаще всего говорят и пишут «не своим голосом» и воспроизводят стереотипный образ «слабого пола», озабоченного удачным замужеством и шопингом. Разумеется, на этом фоне не нужны статьи или репортажи о дискриминации женщин в политике или на рынке труда в России. А в тех редких случаях, когда интервью дает профессионально успешная женщина, она - в угоду общественному мнению - может подчеркнуть, что вовсе не феминистка, а вот так случилось, ей просто повезло сделать карьеру, и она, конечно же, сама стирает мужу рубашки и печет пироги детям.
- Почему социально активные, успешные женщины публично отмежевываются от феминизма?
- Потому что в России создан весьма неприглядный образ феминизма. Особенно активно он формировался в конце 80-х в начале 90-х годов ХХ века. С началом перестройки в СМИ проявился критический пафос, который был направлен не против общества, дискриминирующего женщин, а против самих женщин, которых обвиняли в забвении своего «природного предназначения» и прочих грехах. Одновременно формировался образ феминизма, как движения, воинственно настроенного против мужчин, которое создают женщины неуспешные в личной жизни, некрасивые, а чаще всего лесбиянки… Карикатурный образ кривоного синего чулка. И женщинам не хочется, чтобы этот образ с ними ассоциировался.
- Почему карикатурный образ феминизма оказался таким устойчивым?
- Потому что параллельно со свободой слова возникло то, что мы называем гендерной цензурой. Уже в перестроечные времена свобода слова понималась лишь как свобода слова для журналистов, а не для общества. Поэтому сейчас можно говорить о нарушении свободы слова женщин как гендерной группы для представления своих социальных интересов (В скобках замечу, что свободы слова для представления своих интересов лишены и многие другие социальные и этнические). И если в плане политики, экономики, истории в СМИ появляются непредвзятые суждения и разнообразные точки зрения, то по проблемам прав женщин и гендерного равенства, и в целом по проблемам прав человека дискуссия закрыта.
- Можно ли сказать, что гендерный дискурс в СМИ закончился вместе со сворачиванием общественных дискуссий по проблемам прав человека?
- Я бы сказала, что проблема не только в этом. Практически все российские правозащитники считают, что проблема дискриминации женщин по полу носит надуманный характер. Они просто игнорируют сложную, но отнюдь не неразрешимую проблему сочетания общих и специальных прав женщин в том ключе, как об этом говорится в документах ООН. Гендерная дискриминация носит системный социальный характер, и преодолеть ее можно только усилиями всего общества.
Еще пример.
Ольга Липовская в статье «Женщина как объект потребления» пишет: «Наиболее простым доказательством наплевательского отношения к женщине у нас могут служить тривиальные примеры отсутствия контрацепции, а следовательно, и варварское надругательство над ее организмом посредством многочисленных абортов. (…) Издевательски низкое материальное обеспечение многодетных семей и матерей-одиночек тоже хороший пример.
Причем наряду с этим в средствах массовой информации идет бойкая кампания поношения проституток и «матерей-кукушек», оставляющих своих детей в роддомах. При обсуждении этих проблем гнев общества направляется преимущественно против женщин, отсутствует попытка разобраться в социальных, экономических предпосылках. Мало кто, например, обращает внимание на потребителя и эксплуататора проститутки, на отцов брошенных детей. Происходит это опять же от стереотипного, патриархального взгляда на роли мужчины и женщины в современном обществе».
Проблема адекватной презентации интересов женщин в СМИ
Проблема адекватной презентации в средствах массовой информации интересов женщин, как одной из крупнейших социальных групп со специфическими интересами неоднократно обсуждалась в Организации объединённых наций и Комиссии Евросоюза.
Продолжающееся формирование негативного имиджа, унижающего достоинство женщины, а также неравный доступ к средствам массовой информации и информационным технологиям, были отнесены к важнейшим первоочередным проблемам в Платформе действий, принятой на Четвертой всемирной конференции по положению женщин в Пекине в 1995 году.
Конференция призвала к расширению прав и возможностей женщин посредством развития их умений и навыков, повышения знаний и облегчения доступа к информационным технологиям, тем самым, укрепляя их способность бороться с негативным изображением женщин. Конференция подчеркнула необходимость вовлечения женщин в процесс принятия решений по развитию новых технологий с тем, чтобы женщины могли в полной мере участвовать в их распространении и способствовать усилению их влияния.
В разделе «Женщины и средства массовой информации» Пекинской платформы действий подчёркивается, что с развитием новых информационных технологий и глобализацией системы информации СМИ оказывают влияние и на взгляды и поведение людей, и на государственную политику, поэтому везде существует «потенциальная возможность для того, чтобы средства массовой информации вносили гораздо больший вклад в улучшение положения женщин» (п. 234).
Пункт 236 Пекинской платформы указывает, что необходимо изменить продолжающуюся практику изображения женщин в отрицательном или унизительном свете в материалах СМИ:
«Печатные и электронные средства массовой информации в большинстве стран не создают сбалансированный образ женщин, ведущих активную и разнообразную жизнь, и их социальный вклад в меняющемся мире. Кроме того, картины насилия и унижающая достоинство или порнографическая продукция средств массовой информации также отрицательно воздействуют на положение женщин и их участие в жизни общества. Столь же ограничивающими могут быть и программы, закрепляющие традиционную роль женщин. Глобальная тенденция к потребительству создала обстановку, в которой реклама и коммерческие передачи зачастую изображают женщин главным образом в качестве потребителей и неадекватным образом выбирают в качестве целевых групп девочек и женщин всех возрастов».
Представленность женщин в средствах массовой информации
Ещё один аспект гендерного равенства в СМИ, рассматривавшийся в Платформе действий, - это представленность женщин в средствах массовой информации. В Пекинской платформе действий признаётся, что сейчас в области средств коммуникации работает больше женщин, чем, скажем, 20 лет назад. Но при этом сохраняется положение, когда лишь немногие из них достигают уровня принятия решений или являются членами правлений или органов, оказывающих влияние на политику в области средств массовой информации.
Ольга Воронина в исследовании «Гендерная экспертиза законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации» в частности рассматривает доступ женщин к СМИ и их представленность как гендерной группы.
В данной проблеме она выделяет два аспекта:
1) Представленность как гендерной группы для выражения мнений и интересов;
2) Доступ к профессиональной деятельности в СМИ.
«Доступ женщин для выражения своих мнений и интересов в СМИ чрезвычайно затруднен, - считает Воронина.- Как правило, выразителями интересов женщин оказываются мужчины: их очень любят спрашивать, в чем счастье женщин и они уверенно отвечают «в мужчинах».
Женщины, сумевшие что-либо сказать в СМИ, представляют собой обычно две крайности: с одной стороны, это те, которые педалируют свою природную женскую специфику (неважно, матери или гетеры); с другой - те, которые боятся всего женского и отрицающие свою гендерную принадлежность. Но помимо них есть и другие - женщины, говорящие о том, что «миф женственности» служит средством маскировки сексизма и что единственный путь быть настоящей женщиной (как и настоящим мужчиной) - это свободно выбирать свой путь и не быть объектом манипуляции. Эти женщины практически лишены права представить свое мнение в СМИ - здесь мы сталкиваемся с гендерной цензурой».
Относительно доступа женщин к профессиональной деятельности в СМИ можно привести Данные Международного фонда женщин в СМИ (США) на 2002 год. Согласно исследованиям фонда, женщины занимают не более 12 процентов позиций руководителей СМИ во всём мире (в Японии - 4%, в Южной Африке - 8%, в США - 34%). О женщинах пишут и снимают мало - 17% от всей информации (в России женщинам посвящено по разным данным от 1 до 2 процентов от всех площадей центральных газет по отечественным исследованиям).
Большинство медиа-кампаний мира не имеют отдельной политики, посвящённой женскому вопросу, женщины в большинстве СМИ представлены как жертвы или сексуальные объекты, 64% от всех опрошенных журналистов в 44 странах отметили, что женщины неадекватно представлены в СМИ. В частности, женщины-лидеры игнорируются СМИ почти всех стран, лишь 15% первополосных материалов газет всего мира так или иначе говорят о женщинах, женщин не привлекают в качестве экспертов и аналитиков».
Об отсутствии внимания к гендерной проблематике в средствах массовой информации свидетельствует неспособность искоренить стереотипизацию по признаку пола, которую можно обнаружить в государственных и частных местных, национальных и международных средствах массовой информации.
Гендерные стереотипы, по определению учёных - это характерные проявления гендерной цензуры
Ольга Воронина считает, что существующую ситуацию с отражением образа женщин в СМИ можно квалифицировать как нарушение свободы слова для женщин по крайней мере по двум основаниями:
1) недостоверная информация в СМИ о женщинах и для женщин,
2) отсутствие доступа женщин как гендерной группы к СМИ и препятствия для равной профессиональной активности и профессионального продвижения.
Интернет - как новый тип медиа
С появлением такого информационного ресурса как сеть Интернет, у женщин, казалось бы, увеличились шансы включить свои гендерные интересы в сферу глобального информационного обмена. Однако по данным ООН, большинство женщин, особенно в развивающихся странах, не имеют эффективного доступа к расширяющимся каналам электронной информации и поэтому не могут создавать сети, обеспечивающие их альтернативными источниками информации. Поэтому необходимо вовлекать женщин в процесс принятия решений относительно разработки новых технологий, с тем, чтобы они в полной мере участвовали в их становлении и деятельности.
В странах со свободным доступом к компьютерам все большее число женщин осваивает компьютерные технологии и Интернет.
За период c 1995 по 1998 г. количество выхода женщин в Интернет согласно подсчетам выросло с 8,1 млн. до 30,1 млн. в мировом масштабе и достигло 43,3 млн. в 2000 г.
Российская женская интернет-аудитория растет чрезвычайно быстро. С 2009 по 2011 год процент женской аудитории среди пользователей в российском сегменте интернета увеличился с 43% до 50%. Можно смело предсказывать, что при сохранении нынешних темпов скоро у интернета будет женское лицо. При этом речь идет не только о социальной активности (женщины традиционно более активны в социальных сетях и на форумах), - пишет для русскоязычного сайта Forbes Марина Трещова, генеральный директор Fast Lane Ventures.
Создание электронной почты, рассылок и соцсетей предоставило женщинам более быстрый и дешевый способ распространения информации и возможность более эффективного общения, организации и объединения усилий.
• Канал «Гендер» в Африканской информационной сети (African Information Network, GAIN) предоставляет виртуальное пространство для обмена новостями, информацией и опытом по проблеме гендерного равенства во всей Африке.
• Азиатская женская биржа ресурсов представляет собой женскую информационную службу и сеть в Интернете, которая предназначена для развития сотрудничества и партнерства для повышения доступа к новым технологиям, что позволит обеспечить реализацию прав женщин.
• «Интернет-журнал» АВИВА издается расположенной в Лондоне международной женской группой и служит в качестве глобального сетевого сервера для всех женских групп и служб.
• Интернет - служба Организации Объединенных Наций УиминзУотч, предназначенная для обеспечения развития и реализации прав женщин, начала свою работу в марте 1997 года.
В последние годы во многих регионах наблюдается рост числа альтернативных СМИ контролируемых женщинами (термин «альтернативный» может означать как альтернативное использование основных средств, так и создание новых). Независимые СМИ, контролируемые женщинами, включают печатные издания, видео- и кинопродукцию, радиовещание, а также новые технологии передачи информации. Женщины создают и используют альтернативные и коммуникационные каналы для поддержания своих усилий, защиты своих прав, расширения форм своего представительства и для выступления против распространения стереотипов в культуре. В рамках основных СМИ также увеличивается количество продукции, производимой женщинами и для женщин. Немалую роль здесь играют женские неправительственные организации.
Самым частым и, возможно, наиболее значительным явлением, согласно сообщениям правительств, стало появление колонок и программ, посвященных проблемам женщин, а также открытие издательств и вещательных станций для женщин. Эти новые информационные каналы способствовали расширению участия женщин и созданию их положительного образа в средствах массовой информации.
Это укрепляет их способность бороться на международном уровне с отрицательным изображением женщин и со случаями злоупотребления влиянием СМИ как важной отрасли экономики.
Нам необходимо самим создавать и укреплять средства массовой информации и разрабатывать подходы, устраняющие тенденциозное с гендерной точки зрения программирование.»
13.01.2012 accion-positiva.livejournal.com/148497.html#cutid1 «Видео "Женское тело" (на итальянском). Можно вполне смотреть без звука: видео-ряд впечатляет. Это подборка современных передач на итальянском госТВ. Авторы фильма выделяют следующие моменты в репрезентации женщин на итальянском телевидении:
- табу на показ настоящего тела. Тело должно быть адаптировано к сексуальному фетишу, роль которого в основном оно и выполняет. Господство "мужского взгляда" на женщину как на сексуальный объект. Объективация и само-объективация женщин
- табу на показ настоящего лица. Лицо адаптируется к требованиям "вечной молодости" и "не-экспрессивности". Мускулы лица парализуются ботоксом или силиконом для того, чтобы не двигаться и "ничего не выражать". Табу на жизненный опыт (=морщины) и на индивидуальность (=не-"совершенные" черты лица)
- табу на образ Другой. Женщина принимается на итальянском телевидении только в качестве декорации, бессловесного дополнения к мужскому протагонисту
- табу на профессионализм. Женщины могут принимать участие только в программах, не требующих профессиональной подготовки (или в качестве подобных персонажей). Сюда же относится сексуализация женщин в профессиональной среде. Женщине разрешается быть успешной и добиваться материального благополучия только через объективацию собственного тела, превращения его в "продукт". Современная версия женской эмансипации - это когда женщина становится "менеджершей" своего "продукта" (то есть, тела)
- табу на осознание собственных желаний. Женщины полностью подчинены "мужскому взгляду", они смотрят на свои тела как сексуально возбужденный мужчина. В конце концов, женщины становятся неспособными различить и осознать, каковы ее собственные желания, представления, мысли, мнения
- табу на солидарность. Промоутируется соперничество на почве эйджизма, постоянно проводятся оскорбительные сравнения между старшими и младшими женщинами.
- постоянные унижения и оскорбления. Женщин оскорбляют в прямом эфире, постоянно подчеркивают их "глупость", "никчемность" (один деятель там говорит девушке: "Шла бы сниматься в порно, тупица")
Авторы фильма задаются вопросами:
"Почему мы принимаем тотальную аннигиляцию личности женщин?"
"Почему никто не протестует?"
"Почему мы проглатываем постоянные унижения?"
"Почему мы не реагируем и не отстаиваем наши самые элементарные права?"
"ЧЕГО МЫ БОИМСЯ?"»
20.01.2012 accion-positiva.livejournal.com/150831.html «Патриция Ромито об отрицании женщинами гендерного насилия. Привожу цитаты из книги Патриции Ромито "Оглушительная тишина: скрываемое насилие против женщин и детей":
"Мне часто приходится выступать с лекциями о насилии перед социальными и медицинскими работниками, мужчинами и женщинами. Мужчины редко хамят мне: если и задают вопросы, то осторожно, уважительно и выбирая выражения. Женщины же часто буквально кидаются на меня с яростными и крикливыми заявлениями о том, что их никто не дискриминирует, и что женщины не подвергаются абьюзу - ни в большом, ни в малом: "я не такая, меня никто не дискриминирует"/"у меня никогда не было никаких проблем с мужчинами"/"да эти - они сами того хотели, они спровоцировали мужчин, они сами виноваты"/"да я сразу бы ушла, я бы не осталась ни одной минуты, почему же они не боролись, не сопротивлялись?"/"неправда, что насилие над детьми совершают прежде всего мужчины... а как же матери? инцестуозные, жестокие матери, совершающие сексуальное насилие над собственными детьми?"/"нельзя настраивать мужчин и женщин друг против друга"/"мы все должны быть солидарными, должны быть вместе: не мужчины, а общество в целом совершает насилие"/"бедные мужчины - над ними тоже совершается насилие"/"да женщины еще хуже, они вообще хуже мужчин, еще более жестокие" и т.д. и т.п.
"Согласно Николь-Клод Матье, отношения угнетения подразумевают анестезию сознания, неотделимую от конкретных материальных и интеллектуальных ограничений, наложенных на угнетенных; вернее, ИСТИННОЕ НАСИЛИЕ состоит именно в ОГРАНИЧЕНИИ САМОЙ ВОЗМОЖНОСТИ РЕПРЕЗЕНТИРОВАНИЯ УГНЕТЕНИЯ ИСХОДЯ ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА... Самое мощное оружие в руках угнетателей - это сознание угнетенных."
"ПРИЗНАНИЕ ДИСКРИМИНАЦИИ ОЗНАЧАЛО БЫ КОНКРЕТНОЕ И ЭМОТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ. Однако, никто не испытывает ярости и гнева в отношении того, кому невозможно отомстить, а гнев и ярость в отношении тех, кто стоит выше нас в обществе обычно малы или совсем ничтожны..."
"Что же получают женщины в обмен на свою преданность, на свое молчание? В лучшем случае, крохи власти, полученные скорее в качестве демонстрации снисхождения господ, чем в качестве приобретенных прав. Женщины так боятся потерять эти крохи власти, что предпочитают отрицать очевидное и игнорировать как самих себя, так и окружающий мир - это и позволяет господам и рабам сохранять существующий порядок вещей. Молчание женщин относительно мужского насилия, молчание, которое на практике есть ничто иное как сообщничество с палачами, - трагично... это поведение присуще не только женщинам, оно присуще всем угнетенным и подчиненным..."
"Что действительно удивляет, так это то, как отдельным женщинам удается, несмотря ни на что, увидеть и осознать угнетение, противостоять ему, становиться солидарными, сопротивляться, действовать политически... В научном и политическом аспекте нам еще предстоит понять, каким образом это становится возможным - как в индивидуальном, так и в социальном планах - и особенно, чтó необходимо сделать, чтобы всё это не оказалось повернутым вспять."
"Женщины заняты постоянной когнитивной рекомпоновкой реальности, с целью минимизировать, а затем отрицать дискриминацию... внутренне им присуще психологическое состояние спутанности и неуверенности в собственных апперцепциях, так как трудно принять и рационализировать такую реальность, в которой ты одновременно желанна и презираема, в которой тебя выбирают и желают именно в качестве презренной и презираемой... затем эта спутанность и неуверенность аттрибуируются природной неспособности и неадекватности (феминности) и трактуются как доказательство того, что женщине необходим мужчина-наставник, который бы объяснил ей, что на самом деле она желает, и что на самом деле ей необходимо."
"Отрицание и игнорирование угнетения, воинственная проповедь подчинения, борьба за якобы его привилегии - женщинами пускается в ход всё, что могло бы придать внутренний смысл жизни, состоящей в материальном и психологическом обслуживании мужчин."
21.01.2012 pigbig.livejournal.com/690909.html «Если надо объяснять, то не надо объяснять? Язык - как система знаков - есть способ осмысления и представления мира: мы воспринимаем мир (в значительной степени) в соответствии с разделениями и классификациями, которые оказались «встроены» в язык в процессе его складывания. Эти классификации (обычно реализуемые через называние) естественны для нас, мы не подвергаем их сомнению, потому что выучиваем вместе с языком (который есть наше сознание).
Закрепленная языком классификация «мужчины-женщины» исторически несет в себе и более низкий женский статус. Например: гражданин имеет право, он обязан... Читатель этой книги ожидает появления... Предполагается, что «гражданин» и «читатель» включают в себя и женщин и это всего лишь грамматическая форма, однако семантически она содержит в себе «вторичность» женщин (женщина как производное мужчины, который есть нормативный человек). «В принципе» могло бы быть наоборот: если бы общество было устроено по-другому, женская форма была бы нормативной, включающей в себя всех «неженщин». Иногда, если преподаю в нашей части света, я здороваюсь с аудиторией: добрый день, девушки, объясняя, что включаю в эту категорию и ребят. Интересно смотреть, как на это реагируют (у кого снос мозга, кто обижается, а кто принимает и понимает эту игру).
     Вопрос социального равенства в концу 20-го века трансформировался, и многие современные социальные движения - это движение не за передел ресурсов (какими были рабочие или политические движения), а за саморепрезентацию, признание идентичности (геев, женщин, людей с инвалидностью и т.д.). Они как бы говорят: «Да, мы такие, «мы - черные», допустим, или «мы - женщины», или «мы - геи», но это является нашей идентичностью, и мы хотим быть признаны в таком качестве и иметь все те возможности и проявлять свою идентичность в повседневной жизни, которую имеют все остальные люди».
    Т.к. язык отражает (и нормализует) социальное неравенство, одним из орудиев признания на западе стала политкорректность. В идеале ее смысл - удовлетворения требований и наделения видимостью (и равным статусом) тех, кому в них было откзало ранее. Например, использование местоимения she вместо he для обозначения нормативного человека. Читаю в научном (или ненаучном тексте) : the reader will see that… she will see, though, that… Логка этого употребления такая: люди бывают разные, есть мужчины, есть женщины, тот факт, что именно man стал обозначением человека, в определенном смысле произволен, а потому почему бы не использовать «ее», а не «его».
     На постсоветском пространстве ПК была заимствована, но стала своей собственной противоположностью. Те, кто ее вводили и начали использовать, решили (по ряду причин, о которых долго писать), что равество состоит в том, чтобы поднять женщину до человека (коим является мужчина). Т.е. не репрезентация прежде невидимых и наделение их престижем, но «сокрытие» их под мужским наименованием (писатель Иванова, журналист Петрова) - т.к. женщиной быть «стыдно». Произошло не переосмысление нормативности, а ее усиление."
*
содержание журнала  dar-aya.livejournal.com/43398.html

феминизм как теория социализации, теория власти, гендер=социальная стратификация общества

Previous post Next post
Up