Россия. В.В. Путин
(продолжение) 27.02.2012
premier.gov.ru/events/news/18252/ "Статья Председателя Правительства России В.В.Путина в газете «Московские новости» "Россия и меняющийся мир"
В последние годы российская дипломатия, наши деловые круги стали уделять больше внимания развитию сотрудничества со странами Азии, Латинской Америки и Африки. В этих регионах по-прежнему сильны искренние симпатии к России. Вижу в качестве одной из ключевых задач на предстоящий период наращивание с ними торгово-экономического взаимодействия, реализацию совместных проектов в области энергетики, инфраструктуры, инвестиций, науки и техники, банковского бизнеса и туризма.
Возрастающую роль упомянутых континентов в формирующейся демократичной системе управления глобальной экономикой и финансами отражает деятельность «Группы двадцати». Считаю, что это объединение вскоре превратится в стратегически важный инструмент не только кризисного реагирования, но и долгосрочного реформирования мировой финансово-экономический архитектуры. Россия будет председательствовать в «Группе двадцати» в 2013 году. Несомненно, мы должны использовать председательские функции и для усиления сопряженности работы «двадцатки» с другими многосторонними структурами, прежде всего с «большой восьмеркой» и, конечно же, с ООН.
Европейский фактор
Россия - неотъемлемая, органичная часть Большой Европы, широкой европейской цивилизации. Наши граждане ощущают себя европейцами. Нам далеко не безразлично, как развиваются дела в объединенной Европе.
Вот почему Россия предлагает двигаться к созданию от Атлантики до Тихого океана единого экономического и человеческого пространства - общности, называемой российскими экспертами «Союзом Европы», который только укрепит возможности и позиции России в ее экономическом повороте к «новой Азии».
На фоне подъема Китая, Индии, других новых экономик остро воспринимаются финансово-экономические потрясения в Европе - прежнем оазисе стабильности и порядка. Поразивший еврозону кризис не может не затрагивать интересов России - прежде всего с учетом того, что ЕС является нашим крупнейшим внешнеэкономическим, торговым партнером. Очевидно и то, что от состояния дел у европейцев в значительной степени зависят перспективы развития всей глобальной экономической конструкции.
Россия активно подключилась к международным мерам по поддержке пострадавших европейских экономик, последовательно участвует в выработке коллективных решений по линии МВФ. Не исключаем в принципе и возможности оказания в ряде случаев финансовой помощи напрямую.
Вместе с тем полагаю, что внешние финансовые вливания способны решить проблему лишь частично. Для полноценного выправления ситуации требуются энергичные меры системного характера. Перед европейскими руководителями стоит задача проведения масштабных преобразований, принципиально меняющих многие финансово-экономические механизмы, обеспечивающих подлинную бюджетную дисциплину. Мы заинтересованы в сильном Европейском союзе, каким его видят, например, Германия и Франция, заинтересованы в реализации мощного потенциала партнерства России и ЕС.
Сегодняшний уровень взаимодействия России и Евросоюза все-таки не соответствует глобальным вызовам, прежде всего в плане повышения конкурентоспособности нашего общего континента. Вновь предлагаю поработать в пользу создания гармоничного сообщества экономик от Лиссабона до Владивостока. А в будущем выйти и на формирование зоны свободной торговли и даже более продвинутых механизмов экономической интеграции. Тогда мы получим общий континентальный рынок стоимостью в триллионы евро. Есть ли сомневающиеся в том, что это было бы здорово, отвечало бы интересам россиян и европейцев?
Нужно задуматься и о более глубокой кооперации в сфере энергетики - вплоть до создания единого энергокомплекса Европы. Важные шаги в этом направлении - строительство газопроводов «Северный поток» по дну Балтики и «Южный поток» в Черном море. Эти проекты поддержали правительства многих стран, в них участвуют крупнейшие европейские энергетические компании. После их полного ввода в эксплуатацию Европа получит надежную и гибкую, не зависящую от чьих-либо политических капризов систему газоснабжения, что позволит не формально, а реально укрепить энергобезопасность континента. Это особенно актуально в свете решения некоторых европейских государств сократить или вообще отказаться от использования ядерной энергии.
Прямо скажу, что пролоббированный Еврокомиссией «Третий энергопакет», направленный на выдавливание российских интегрированных компаний, не укрепляет наших отношений. Но он - с учетом возросшей нестабильности альтернативных России поставщиков энергоресурсов - еще и обостряет системные риски для самой европейской энергетики, отпугивает потенциальных инвесторов в новые инфраструктурные проекты. В беседах со мной многие европейские политики поругивают «пакет». Надо набраться мужества и убрать это препятствие на пути взаимовыгодного сотрудничества.
Считаю, что подлинное партнерство между Россией и Евросоюзом невозможно, пока сохраняются барьеры, мешающие человеческим и экономическим контактам, в первую очередь - визовый режим. Отмена виз стала бы мощным импульсом для реальной интеграции России и ЕС, помогла бы расширить культурные и деловые связи, особенно между средним и малым бизнесом. Угрозы для европейцев со стороны т.н. экономических мигрантов из России - большей частью надуманные. Нашим людям есть где приложить свои силы и умения у себя в стране, и таких возможностей становится все больше.
В декабре 2011 года мы согласовали с ЕС «совместные шаги» к безвизовому режиму. Осуществить их можно и нужно не мешкая. Имею в виду продолжать заниматься этим вопросом самым активным образом.
Российско-американские дела
За последние годы сделано немало в развитии российско-американских отношений. Но все-таки решить вопрос о фундаментальном изменении матрицы этих отношений пока не удалось, они по-прежнему подвержены приливам и отливам. Такая неустойчивость партнерства с Америкой - отчасти следствие живучести известных стереотипов и фобий. Наглядный пример - как Россию воспринимают на Капитолийском холме. Но главная проблема - это то, что двусторонний политический диалог и сотрудничество не опираются на прочный экономический фундамент. Объем торговли далеко не отвечает потенциалу экономик наших стран. То же самое - с взаимными инвестициями. Таким образом, страховочная сетка, которая оберегала бы наши отношения от конъюнктурных перепадов, так и не создана. Над этим надо работать.
Не способствуют упрочению взаимопонимания и регулярные попытки США заниматься «политической инженерией», в том числе в регионах, традиционно важных для нас, да и по ходу избирательных кампаний в России.
Повторю, что американская затея с созданием системы ПРО в Европе вызывает у нас законные опасения. Почему эта система беспокоит нас больше, чем других? Да потому, что она затрагивает имеющиеся только у России на этом театре силы стратегического ядерного сдерживания, нарушает выверенный десятилетиями военно-политический баланс.
Неразрывная взаимосвязь между ПРО и стратегическими наступательными вооружениями отражена в подписанном в 2010 году новом Договоре по СНВ. Договор вступил в силу и неплохо работает. Это крупное внешнеполитическое достижение. Мы готовы рассматривать разные варианты того, что может составить нашу совместную с американцами повестку дня в области контроля над вооружениями на предстоящий период. Незыблемым правилом при этом должен стать баланс интересов, отказ от попыток через переговоры добиться для себя односторонних преимуществ.
Напомню, что я еще президенту Дж. Бушу на встрече в Кеннебанкпорте в 2007 году предлагал решение проблемы ПРО, которое - будь оно принято - изменило бы привычный характер российско-американских отношений, перевело бы ситуацию в позитивное русло. Более того, если бы тогда удалось добиться прорыва по ПРО, то в буквальном смысле открылись бы шлюзы для выстраивания качественно новой, близкой к союзнической модели сотрудничества и во многих других чувствительных областях.
Не получилось. Было бы, наверное, полезно поднять запись переговоров в Кеннебанкпорте. В последние годы российским руководством делались и другие предложения, как можно было бы договориться по ПРО. Все они - в силе.
Во всяком случае, не хотелось бы ставить крест на возможности поисков компромиссных вариантов решения проблемы ПРО. Не хотелось бы доводить дело до размещения американской системы в таких масштабах, чтобы это потребовало реализации наших объявленных контрмер.
Недавно у меня состоялась беседа с Г. Киссинджером. Мы с ним встречаемся регулярно. И я полностью разделяю тезис этого большого профессионала о том, что в периоды международной турбулентности тесное и доверительное взаимодействие Москвы и Вашингтона особенно востребовано.
Вообще в отношениях с США мы были бы готовы пойти действительно далеко, совершить качественный прорыв, однако при условии, что американцы на деле будут руководствоваться принципами равноправного и взаимоуважительного партнерства.
Экономическая дипломатия
В декабре прошлого года наконец был завершен многолетний марафон присоединения России к ВТО. Не могу не отметить, что на финишном отрезке администрация Б. Обамы и руководители ряда ведущих европейских государств активно способствовали достижению окончательных договоренностей.
Скажу откровенно, на этом длинном и тернистом пути иной раз хотелось «хлопнуть дверью», вообще бросить переговоры. Но мы не поддались эмоциям. В итоге достигнут вполне благоприятный для нашей страны компромисс - удалось обеспечить интересы российских промышленных и сельскохозяйственных производителей с учетом предстоящего возрастания конкуренции извне. Наши экономические операторы получают существенные дополнительные возможности для выхода на мировые рынки и цивилизованной защиты там своих прав. Именно в этом, а не в символике присоединения России к всемирному торговому «клубу» вижу главный результат.
Россия будет соблюдать нормы ВТО, как и все свои международные обязательства. Рассчитываю, что так же честно, по правилам будут играть и наши партнеры. Попутно отмечу, что мы уже перенесли принципы ВТО в нормативно-правовую базу Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана.
Если попытаться проанализировать, как мы продвигаем российские экономические интересы на международной арене, становится ясно, что мы еще только учимся делать это системно и последовательно. Еще не хватает умения, как это удается многим западным партнерам, грамотно лоббировать на внешнеэкономических площадках выгодные отечественному бизнесу решения.
Задачи же на этом направлении, с учетом приоритетов инновационного развития страны, стоят более чем серьезные - обеспечить России равноправные позиции в современной системе мирохозяйственных связей, свести к минимуму риски, возникающие при интеграции в мировую экономику, в том числе в контексте упомянутого вступления в ВТО и предстоящего присоединения к ОЭСР.
Нам как воздух необходим более широкий, недискриминационный выход на внешние рынки. Пока с российскими экономическими операторами за границей особо не церемонятся. Принимают против них ограничительные торгово-политические меры, возводят технические барьеры, ставящие их в менее выгодное положение по отношению к конкурентам.
Аналогичная картина и с инвестициями. Мы стараемся привлечь в российскую экономику зарубежные капиталы, открываем для них самые привлекательные отрасли, подпускаем к действительно «лакомым кускам», в частности в топливно-энергетическом комплексе. Наших же инвесторов за рубежом особо не привечают, а зачастую демонстративно оттирают в сторону.
За примерами ходить далеко не надо. Взять историю с германским «Опелем», который так и не смогли приобрести российские инвесторы - даже несмотря на то, что эту сделку одобрило правительство ФРГ и позитивно восприняли немецкие профсоюзы. Или вопиющие ситуации, когда российскому бизнесу, вложившему солидные средства в зарубежные активы, попросту не дают вступить в права инвестора. Такое особенно часто происходит в Центральной и Восточной Европе.
Все это подводит к мысли о необходимости усилить политико-дипломатическое сопровождение действий российских предпринимателей на внешних рынках, оказывать более плотную поддержку крупным, знаковым деловым проектам. Не забывать и о том, что Россия может применять зеркальные ответные меры в отношении тех, кто прибегает к приемам недобросовестной конкуренции.
Правительству и предпринимательским объединениям следовало бы четче координировать свои усилия на внешнеэкономическом направлении, более настойчиво продвигать интересы российского бизнеса, помогать ему осваивать новые рынки.
Хочу обратить внимание и на такой существенный фактор, который во многом определяет роль и место России в нынешних и будущих международных политических и экономических раскладах, как огромная территория нашей страны. Пусть сейчас мы занимаем не одну шестую часть суши, но тем не менее Российская Федерация - самое крупное государство с богатейшей ресурсной базой, которой нет равных в мире. Имею в виду не только нефть и газ, но также леса, сельскохозяйственные земли, запасы чистой пресной воды.
То есть территория России - источник ее потенциальной силы. Раньше огромные пространства служили для нашей страны преимущественно как буфер от внешней агрессии. Сейчас, при правильной экономической стратегии, они могут стать важнейшей основой для повышения ее конкурентоспособности.
Упомяну, в частности, быстро возрастающий в мире дефицит пресной воды. Можно предсказать, что уже в недалеком будущем развернется геополитическая конкуренция за водные ресурсы, за возможность производить водоемкие товары. У нас в руках оказывается сильный козырь. Наша страна понимает, что доставшимся богатством надо распорядиться рачительно и стратегически грамотно.
Поддержка соотечественников и гуманитарное измерение
Уважение к своей стране определятся еще и тем, как она способна защитить права своих граждан и соотечественников за границей. Важно никогда не забывать об интересах миллионов соотечественников, проживающих в зарубежных странах, и наших граждан, выезжающих за границу на отдых и в командировки. Подчеркну: МИД и все дипломатические и консульские представительства обязаны в круглосуточном режиме оказывать реальную помощь и поддержку соотечественникам. Реакция со стороны дипломатов на возникающие коллизии между нашими согражданами и местными властями, инциденты и происшествия, аварии на транспорте и т.д. должна быть незамедлительной - не дожидаясь, пока СМИ начнут бить в колокола.
Мы будем самым решительным образом добиваться выполнения властями Латвии и Эстонии многочисленных рекомендаций авторитетных международных организаций относительно соблюдения общепризнанных прав национальных меньшинств. С существованием позорного статуса «неграждан» мириться нельзя. Да и как можно мириться с тем, что каждый шестой латвийский житель и каждый тринадцатый житель Эстонии как «неграждане» лишены основополагающих политических, избирательных и социально-экономических прав, возможности свободно использовать русский язык.
Взять состоявшийся несколько дней назад в Латвии референдум по статусу русского языка, который вновь наглядно продемонстрировал международному сообществу остроту проблемы. Ведь к участию в референдуме опять не допустили более 300 тысяч «неграждан». И совсем ни в какие ворота не лезет отказ латвийского ЦИК предоставить делегации Общественной палаты России статус наблюдателей на референдуме. А международные организации, ответственные за соблюдение общепринятых демократических стандартов, как будто в рот воды набрали.
Вообще то, как проблематика прав человека используется в международном контексте, вряд ли может нас устроить. Во-первых, США и другие западные страны стремятся узурпировать правозащитное досье, полностью политизировать его и применять как инструмент давления. Критику же в свой адрес они не терпят, воспринимают сверхболезненно. Во-вторых, объекты для правозащитного мониторинга подбираются выборочно, отнюдь не по универсальным критериям, а по усмотрению «приватизировавших» это досье стран.
Россия на себе ощущает необъективность, предвзятость и агрессивность задействованного против нее критиканства, которое порой переходит все мыслимые границы. Когда нам указывают на наши недостатки по делу - это можно только приветствовать и извлекать необходимые выводы. Но когда критикуют огульно, волна за волной, планомерно пытаясь повлиять как на отношение к нам своих граждан, так и прямо на внутриполитическую ситуацию в России, то понимаешь, что за всем этим стоят отнюдь не высокие моральные и демократические принципы.
Сферу прав человека нельзя никому отдавать на откуп. Россия - молодая демократия. И мы зачастую проявляем излишнюю скромность, щадим самолюбие наших опытных партнеров. А ведь нам есть что сказать - с точки зрения соблюдения прав человека и уважения основных свобод никто не совершенен. И в старых демократиях встречаются серьезные нарушения, на них не нужно закрывать глаза. Разумеется, такая работа не должна вестись по принципу «сам дурак» - от конструктивного обсуждения проблем в области прав человека выигрывают все стороны.
Российский МИД в конце года опубликовал свой первый доклад «О ситуации с правами человека в ряде государств мира». Считаю, что активность здесь надо наращивать. В том числе и для того, чтобы содействовать более широкому и равноправному сотрудничеству по всему спектру гуманитарных проблем, продвижению основополагающих принципов демократии и прав человека.
Кстати, сказанное - это лишь часть информационно-пропагандистского сопровождения нашей внешнеполитической и дипломатической деятельности, формирования правдивого образа России за рубежом. Надо признать, что успехов здесь у нас немного. На информационном поле нас часто переигрывают. Это отдельный многоплановый вопрос, которым предстоит заняться всерьез.
Россия унаследовала великую культуру, признанную и на Западе, и на Востоке. Но мы пока очень слабо инвестируем в культурные индустрии, в их продвижение на глобальном рынке. Возрождение мирового интереса к сфере идей, культуры, проявляющееся через включение обществ и экономик в глобальную информационную сеть, дает России с ее доказанными талантами в сфере производства культурных ценностей дополнительные шансы.
Для России существует возможность не только сохранить свою культуру, но и использовать ее как мощный фактор продвижения на глобальных рынках. Русскоязычное пространство - это практически все страны бывшего СССР и значительная часть Восточной Европы. Не империя, а культурное продвижение; не пушки, не импорт политических режимов, а экспорт образования и культуры помогут создать благоприятные условия для российских товаров, услуг и идей.
Мы должны в несколько раз усилить образовательное и культурное присутствие в мире - и на порядок увеличить его в странах, где часть населения говорит на русском или понимает русский.
Нужно серьезно обсудить, как с наибольшей отдачей для объективного восприятия России использовать проведение у нас крупных международных мероприятий - встречи на высшем уровне АТЭС в 2012 году, саммитов «двадцатки» и «восьмерки» в 2013 и 2014 годах, Универсиады в Казани в 2013 году, зимних Олимпийских игр в 2014 году, чемпионатов мира по хоккею и футболу в 2016 и 2018 годах.* * *
Россия намерена и далее обеспечивать свою безопасность и национальные интересы путем самого активного и конструктивного участия в мировой политике, в решении глобальных и региональных проблем. Мы готовы к деловому, взаимовыгодному сотрудничеству, к открытому диалогу со всеми зарубежными партнерами. Мы стремимся понять и учитывать интересы наших партнеров - но просим уважать наши."
29.02.2012
putin2012.ru/events/337 "Встреча Владимира Путина с представителями ОНФ, региональными и федеральными СМИ, доверенными лицами и политологами
В.В.Путин: Уважаемые друзья, коллеги!
Прежде всего, хочу вас всех поблагодарить, все организации, входящие в Общероссийский народный фронт, всех наших сторонников за поддержку, за активное участие в избирательной кампании. И посчитал возможным и правильным собраться сегодня в таком широком составе, после того как вышла серия статей, многие из вас смогли, наверное, с ними познакомиться, и они вызвали достаточно бурную реакцию, заинтересованные обсуждения. И мне бы очень хотелось с вами сегодня в таком режиме поговорить об этом.
Я позволю себе концентрированно изложить то, о чем там было сказано, а потом мы с вами обменяемся соображениями по сути сделанных предложений, я с удовольствием выслушаю ваше мнение, ваши критические замечания или какие-то вопросы. В общем, мне бы хотелось, чтобы у нас был сегодня открытый, прямой, содержательный диалог.
Я вспоминаю недавнее массовое мероприятие в Лужниках 23-его числа, где собрались самые разные люди, самых разных возрастов, профессий, национальностей. Всех участников митинга объединило тогда - да и, собственно, объединяет до сих пор большинство граждан России - желание помочь развитию страны, сберечь ее. И, как я уже говорил, нет никакого желания делить наше общество, кого-то шельмовать, грязью обливать, а, наоборот, собрать все самое лучшее, сохранить страну и создать условия для ее поступательного развития. Именно на такую работу мы и должны настраиваться.
Мы с вами встречаемся за несколько дней до выборов Президента. Сегодня я хотел бы предложить пообсуждать наши стратегические планы развития.
С участием "Народного фронта", с участием всех граждан страны мы разработали всеобъемлющую программу действий в экономике, в государственном управлении, в социальной сфере и в образовании, культуре, в национальной политике. Все сформулированные приоритеты - это не предвыборная риторика, хочу это подчеркнуть, мы никогда не давали никаких пустых обещаний. Наоборот, во всех своих обещаниях были всегда крайне сдержанны и, как специалисты говорят, исходили (и всегда будем исходить) из так называемого консервативного сценария развития событий. Никогда не подверстывали все, что планировали делать, под предвыборную конъюнктуру. Говорили всегда, действительно, только правду.
У нас есть все основания полагать, что то, что мы намечаем сегодня на будущее, - все это реалистично и будет исполнено. Более того, мы незамедлительно приступаем уже к этой работе. Могу вам сказать, что в данный момент Дмитрий Анатольевич (Д.А.Медведев) проводит совещание с экономическим блоком Правительства, практически обсуждаются ближайшие шаги в сфере экономики, в социальной сфере. Сейчас уже готовятся прямые поручения министерствам, ведомствам по всем пунктам нашей программы, по всем приоритетам, изложенным и в этих статьях, и в тех документах, которые вышли предварительно. Будут сформированы конкретные "дорожные карты" по всем ключевым направлениям. Никому, хочу это подчеркнуть, никому не будет позволено что-то выхолостить и забюрократить.
Уважаемые друзья! Мы прошли очень трудный этап восстановления страны, заложили фундамент для решения задач принципиально нового уровня. Мы не просто говорили о новых горизонтах развития, о новой экономике и социальной сфере, о новом качестве государственной российской демократии. Мы работали и создавали условия - условия, для того чтобы эти ориентиры стали нашей национальной повесткой, из умозрительных построений превратились в реальный общественный запрос миллионов наших граждан. Я убежден, сегодня готовность общества применять к России самые высокие стандарты качества жизни и демократии - это, в том числе, и результат нашей с вами работы. Но это естественные требования наших граждан.
Мы знаем, что у нас еще очень много нерешенных проблем, постоянно об этом откровенно говорим. Это, прежде всего, коррупция, неэффективность госуправления, сырьевой характер экономики, социальное неравенство, все еще невысокий уровень здравоохранения и образования. Но, если по-честному, в той или иной степени это есть везде, даже в самых благополучных, казалось бы, странах. Это не значит, что мы не должны, ссылаясь на это, почивать на лаврах. Конечно, мы должны обращать на это внимание, обращаем внимание, будем с этим бороться. Справиться вообще со всеми этими проблемами, создать дополнительные условия для рывка вперед - это наши общенациональные задачи. Все, что мы с вами делаем, должно быть подчинено единой цели - улучшению качества жизни каждого конкретного человека.
Я вот вчера был в Астрахани, посмотрел. Занимались там вопросами расселения людей, которые оказались в тяжелой ситуации после взрыва газа. Посмотрел, как рядовые граждане живут. Это, конечно, далеко от столицы еще. И должен вам сказать: вот это и есть другая Россия. Вот на нее мы должны обратить прежде всего внимание, с тем чтобы уровень качества жизни людей, где бы они ни жили на территории страны, был достойным.
Мы ставим по-настоящему амбициозные цели, закладываем основы не просто для стабилизации, а для устойчивого прироста численности населения. Будут реализованы дополнительные программы для регионов по сложной демографической ситуации. При рождении, как вы знаете (я писал об этом), третьего и последующих детей семьи будут получать специальное пособие на ребенка. Уже в ближайшие 4 года должна быть полностью снята острота, нехватка детских дошкольных учреждений, то есть детских садов. Мы должны создать возможности для российской семьи с самым разным уровнем достатка вселяться в новый дом или квартиру, обустроить свой семейный очаг, и для этого будем использовать все инструменты: доступную ипотеку, ставки по которой, конечно, должны быть снижены серьезным образом, специальные жилищные кредиты для бюджетников, строительство арендного жилья. В целом будем снижать стоимость строительства.
Вообще должен вам сказать, и я в этом глубоко убежден: у нас есть исторический шанс, именно исторический - впервые за многие-многие десятилетия еще со времен Российской империи и потом советского периода реально создать условия для решения жилищной проблемы в России. Я не хочу забегать вперед и не хочу делать заявлений или, тем более, не хочу, чтобы это выглядело, как предвыборный лозунг, я просто исхожу из реалий, смотрю из того, как развивается наша экономика, как развивается промышленность и промышленность в данном случае, допустим, строительных материалов, как развивается строительный сектор. Исхожу из того, как растут реальные доходы населения, как у нас развивается банковский сектор. Вот все это вместе дает мне основание полагать, что у нас реально есть исторический шанс впервые, может быть, за сто лет кардинально поменять ситуацию в жилищной сфере, решить эту острую проблему. Это не значит, что любой и каждый будет иметь большую отдельную квартиру, но острота точно может быть снята, именно исходя из целой совокупности факторов, о которых я сейчас сказал.
К 2020 году мы обязаны серьезно изменить ситуацию в неравенстве наших граждан и принципиально решить вопрос с бедностью. Несколько лет назад мы ставили задачу борьбы с бедностью, и, действительно, поработали в этом направлении неплохо: в два раза снизили количество бедных, живущих за чертой бедности. У нас еще очень много таких людей, но все-таки результат есть.
Но сегодня еще 10-11%, по разным подсчетам даже 12,5% людей живут за чертой бедности. Средний класс должен стать в России в ближайшем будущем социальным большинством и пополниться прежде всего теми, на ком держится страна: педагогами, врачами, учеными, инженерами, квалифицированными работниками и, конечно, военнослужащими, защитниками отечества.
Средняя заработная плата по экономике к 2020 году в реальном выражении должна вырасти в 1,6-1,7 раза, то есть достичь уровня почти 40 тыс. рублей в ценах 2011 года. Если мы посмотрим на ситуацию сегодня, по концу прошлого года у нас это около 24 тыс. - это приличный рост, но все-таки реалистичный. Это не какие-то заоблачные обещания, какая-то ерунда, взятая с потолка. Это все реально, особенно, если посмотреть на темпы роста реальных доходов населения за последние 10 лет. Вот примерно в таком темпе, чуть-чуть должны будем увеличить их, если этот тренд сохраним, так и будет.
Мы намерены создать 25 млн. высокопроизводительных и высокооплачиваемых рабочих мест. Что значит создать? Вот мы на РСПП обсуждали, обсуждали в рамках форумов других объединений предпринимателей, они согласны тоже, и сами перед собой такую задачу ставят - это и новые рабочие места, и реконструкция имеющихся. 25 млн. - это много, это большая задача, тоже вполне реализуемая за счет серьезного технического обновления действующих и открытия новых производственных предприятий, а также в сфере услуг, инновационном секторе, в обновленном здравоохранении и образовании.
Мы должны поднять престиж рабочих профессий, восстановить рабочую аристократию. К 2020 году она составит не меньше трети квалифицированных рабочих, это около 10 млн. человек, включая, конечно, и квалифицированных специалистов, занятых в ОПК. И здесь, считаю, абсолютно все реалистично. Вы же знаете наши цели по перевооружению армии и флота - 20 трлн. запланировано, и 3 трлн. на то, чтобы обновить саму систему ОПК, то есть новое оборудование поставить, новые технологические линии. Но это, безусловно, потребует подготовки кадров и переподготовки. То есть это тоже не болтовня пустая, под этим ресурсы заложены у нас, ресурсы конкретные уже в бюджеты вложены.
Отдельно остановлюсь на пенсиях. В ближайшие год-два предстоит на долгосрочную перспективу сформировать систему пенсионного обеспечения, обеспечивающую достойные условия жизни пожилых людей.
В перспективе пенсии должны достигнуть общепринятого общеевропейского коэффициента, так называемого коэффициента замещения, то есть 40% от среднего заработка за последние годы.
Должен сказать, что в целом мы как-то уже приблизились в период кризиса к этому показателю, у нас было уже где-то 45-36%, но, к сожалению, не за счет того, что мы резко увеличили пенсии в связи с валоризацией, но у нас реальная заработная плата в период кризиса немного сократилась. Но мы должны будем с вами не за счет снижения уровня доходов работающих граждан достигать такого коэффициента замещения по пенсиям, а за счет повышения самих пенсий.
Еще раз в связи с эти хочу подчеркнуть: у нас нет планов увеличения пенсионного возраста, но те, кто хочет продолжить работу по достижении пенсионного возраста, кто хочет сохранить хороший заработок и создать дополнительные условия для того, чтобы заработать лучшую пенсию, большую пенсию, мы должны создать для людей такие условия. Нужно просто создать элементарные экономические стимулы для продолжения трудовой деятельности, причем не навязывать их, а именно сформулировать и предложить.
Общий уровень пенсий также будет расти. Мы не допустим, чтобы пенсионеры вновь, как это было прежде, оказались за чертой бедности, причем все без исключения. Подчеркну, все социально уязвимые категории населения, которые нуждаются в особой помощи со стороны государства, прежде всего пенсионеры, инвалиды, получат все необходимые условия для достойной жизни и самореализации, во всяком случае, будем все для этого делать. Сделаем социальную поддержку более адресной и за счет этого уже - более результативной.
Далее, главный ресурс России - высокий уровень образования населения, стремление людей, и прежде всего молодежи, к знаниям, к расширению своих возможностей.
Будем стремиться к тому, чтобы дети независимо от места проживания, статуса и достатка их родителей могли получить бесплатное, но самое главное, качественное образование, чтобы у них у всех был одинаковый старт, одинаковые стартовые условия, чтобы у талантливых выпускников школ была возможность получить высшее образование в лучших университетах страны. При этом необходимо усовершенствовать систему единого госэкзамена, устранить все методические и организационные нарекания, повысить защиту от злоупотреблений, расширить контроль за его проведением со стороны общественных наблюдателей.
Конечно, качество образования в первую очередь зависит от учителей. Учитель, да и вообще каждый квалифицированный специалист должен получать достойную, справедливую заработную плату. Честно работающий гражданин, честно работающий человек в России не должен быть бедным. С 2012 года все без исключения регионы страны при поддержке федерального бюджета обеспечат среднюю зарплату учителей не ниже средней по экономике. Почти все уже эту задачу выполнили, но некоторые подвинулись к ней вплотную, в этом году точно завершат эту работу.
И дальше - оплата педагогов дополнительного образования, прежде всего ее нужно будет повысить до среднего по экономики. Конечно, прежде всего, я об этом тоже писал в одной из своих статей, речь идет о тех педагогах в учреждениях дополнительного образования, уровень которых сопоставим с уровнем квалификации преподавателей в общеобразовательных школах. Это школы искусств, музыкальные школы, некоторые спортивные школы.
Такой же ориентир мы ставим и в отношении преподавателей начального и среднего профессионального образования. В целом в тесном сотрудничестве с бизнесом предстоит повысить престиж этого образования, качество подготовки той самой рабочей аристократии, о которой я уже говорил."
*
содержание журнала
dar-aya.livejournal.com/43008.html