3 ССВ: (84) В.В. Путин 29.02.-05.06.2012

Feb 26, 2020 01:24

Россия. В.В. Путин
(продолжение) 29.02.2012 putin2012.ru/events/337  "Встреча Владимира Путина с представителями ОНФ, региональными и федеральными СМИ, доверенными лицами и политологами
     Теперь несколько слов о высшей школе. Сегодня нужно признать: она далеко не в полном объеме отвечает на общественный запрос, на качественное фундаментальное образование. В течение 3 лет предстоит провести аудит всех программ высшего профессионального образования, особенно по экономике, управлению, общественным наукам. Вердикт вынесут не чиновники, а наши ведущие университеты, сами университеты, ученые и признанные международные эксперты. Мы должны очистить нашу высшую школу от псевдовузов, которые прямо нарушают права людей на качественное образование. При этом мы увеличим бюджетную поддержку сильным университетам и институтам. Вы знаете, что мы уже начали создавать целую сеть по стране, причем в регионах России, а не только в Москве и Санкт-Петербурге, сеть федеральных университетов, исследовательских университетов, оказывая им дополнительную финансовую поддержку, объединяем там, где это объединение целесообразно, оказываем методическую помощь. Позволили им (законодательно закрепили это право) создавать малые высокотехнологичные предприятия прямо в вузах, использовать интеллектуальные возможности и преподавателей и студентов, для того чтобы реализовывать знания, которые у них есть, в конкретные продукты и продвигать на рынок. Создали целую систему грантов для привлечения высококлассных специалистов, которые приезжают из-за границы сейчас. Это примерно процентов 50 - наши бывшие соотечественники, а процентов 50 - это просто иностранные ученые, которые приезжают и работают, причем не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в Сибири, и на Урале. Минимум три месяца должны проработать, но реально на самом деле работа идет по полгода.
      Не позднее января 2013 года стипендия для хорошо успевающих студентов, которые нуждаются действительно в поддержке, достигнет уровня прожиточного минимума студента. На конец этого - начало следующего года это будет 5 тыс. рублей в месяц.  
      И, конечно, мы сделаем все, чтобы понятия "наука" и "бедность" больше не воспринимались обществом как синонимы. С сентября 2012 года средняя зарплата профессоров и преподавателей вузов будет не ниже средней по экономике, а в течение следующих шести лет мы должны ее удвоить, то есть сделать так, чтобы уровень доходов преподавателей вузов, профессорско-преподавательского состава был в два раза выше, чем по экономике, на тот момент времени, конечно, когда это повышение будет осуществляться. На такую же планку выйдет и оплата труда научных сотрудников Российской академии наук.
     Важнейшим фактором достижения наших целей, конечно, должно быть здоровье нации. С ростом благосостояния и уровня доходов населения усилится социальный запрос на занятия физической культурой, спортом, на правильное питание и чистую окружающую среду. Мы серьезно повысим уровень здравоохранения, расширим гарантии граждан на бесплатную медицину. При этом будем делать все для того, чтобы она была и современной, и доступной как для жителей городов, так и для жителей сел, труднодоступных территорий.
     Конечно, это непростая задача, но мы же понимаем, какая у нас в здравоохранении ситуация. Но я в этой связи сразу, забегая вперед, могу сказать, я ведь попросил вас сегодня собраться для того, чтобы пообсуждать то, что у меня в статьях написано. Я уже знаю критику, которая звучит. И первый вопрос: а раньше почему не делали? Почему же не делали, а вот эти национальные проекты?
     Кстати говоря, первый из них был национальный проект в области здравоохранения. Сколько мы денег вкачали в первичное звено здравоохранения? Но нужно было делать какой-то первый шаг. Сейчас будем делать эти шаги в этом же направлении, но более масштабные.
     Вот мы по всей стране построили, сейчас продолжаем еще строить, высокотехнологичные центры. Сколько споров было, что нужно все сосредоточить в Москве и Петербурге, что ни кадров вы там не найдете, ни технологий не будет. Все нашлось - и технологии, и кадры. Самые лучшие специалисты со всей страны, причем молодые, съезжаются в эти центры и работают. Каждый из них прошел подготовку за границей на оборудовании, а такое оборудование! Многие проработали в европейских странах, пришли и говорят: если бы мои коллеги (мне один врач говорит), где я работал, в Великобритании, приехали, посмотрели, что у нас есть, они бы нам сейчас позавидовали, так как мы им завидовали 3-4 года назад. Так что, что значит, не делали? Все делали, просто сейчас пришло время сделать следующие шаги.
     Вместе с ростом зарплат, конечно, должно расти и качество здравоохранения. Кстати говоря, средняя зарплата врачей к 2018 году должна составить 200 и более процентов от средней заработной платы по региону Российской Федерации, по соответствующему региону. Но как я уже сказал, вместе с ростом доходов, заработных плат, должно расти качество здравоохранения. Поэтому наряду с обеспечением конкурентоспособности заработной платы необходимо в течение ближайших 4 лет провести оценку уровня профессиональной квалификации врачей, причем одновременно обновить программы повышения квалификации.
     В такой работе решающую роль должны сыграть профессиональные ассоциации. И хочу это еще раз подтвердить, мы, конечно, эти профессиональные ассоциации медицинских работников будем поддерживать. И более того, я считаю, что здесь так же, как в других сферах, нужно отдавать им все больше и больше вопросов, которые могли бы регулировать эту сферу деятельности.
Хочу особо подчеркнуть, наши усилия по повышению социального статуса работников государственных медицинских, научных, образовательных учреждений не должны быть девальвированы. Надо устранять несправедливый разрыв в уровне доходом между руководящим звеном и квалифицированными сотрудниками, реализовывать комплекс мер по борьбе с коррупцией, с разного рода поборами и неформальными платежами в социальной сфере.
     Мы встречались неоднократно уже с ректорами вузов, Виктор Антонович (В.А.Садовничий) знает эту проблему, собственно, коллеги все это знают, говорили об этом. Нужно здесь, конечно, тоже предпринимать определенные шаги, с тем чтобы и уровень доходов был более справедливым.
     Еще одну очень важную вещь хотел бы отметить. Все наши программы развития должны опираться на прочную основу духовных и нравственных ценностей. В сохранении и укреплении семейных, духовно-нравственных ценностей огромную роль играют наши традиционные религии, традиционные конфессии. И задача государства - предоставить им максимальные возможности для социального служения, поддержать в реализации общественно значимых, просветительских проектов, не ущемляя ни одну из традиционных религий России, не навязывая здесь ничего сверху, сохраняя, безусловно, светский характер Российского государства.
     Обеспечить духовное здоровье нации, ее внутреннее единство можно только объединенными усилиями государства, общества, системы просвещения, и государство будет из этого исходить, оказывая помощь социально ориентированным некоммерческим общественным организациям и усиливая поддержку национальной культуры, хочу особо это подчеркнуть, расставляя приоритеты в образовании и усилия в нем воспитательную компоненту. Только так мы сможем создать сильную страну, в которой каждый, независимо от своего вероисповедания и этнической принадлежности будет чувствовать себя частью великого народа.
     Уважаемые друзья и коллеги!
     В России укрепляется гражданское общество, готовое оценить и работу власти, ставить перед ней новые задачи, причем не от выборов до выборов, а постоянно, в ежедневном режиме; система управления в России на всех уровнях - федеральном, региональном, муниципальном - должна соответствовать этому запросу граждан.
     Мы будем, конечно, расширять влияние демократических институтов и процедур при принятии и реализации управленческих решений; исполнительная власть всех уровней должна стать и, уверен, станет более открытой для общества, в полную силу должны заработать институты прямой демократии и общественного контроля.
     Участие граждан в управлении страной будет расширяться. Убежден, граждане должны не только выбирать руководителей своих населенных пунктов, но и регулярно оценивать эффективность работы тех, от кого напрямую зависит качество их жизни, и если говорить о муниципальном уровне, то это, конечно, районное звено ЖКХ, отделения полиции и другие структуры.
     Местные референдумы, массовые опросы, в том числе через Интернет, должны стать способом постоянной обратной связи между властью и обществом. Это чрезвычайно важный инструмент, он у нас уже применяется, в том числе и при принятии некоторых законов эффективно применялся, фактически, он уже опробован, и мы будем расширять такую практику.
     Профессиональная и открытая система управления обеспечит гражданам новое качество предоставления государственных и муниципальных услуг. Мы, безусловно, добьемся того, чтобы чиновники воспринимали граждан не как просителей, а как тех людей, на которых чиновники должны работать. И добьемся того, чтобы эти требования воспринимались всеми как законные требования.
     Мы обязательно продолжим упрощать стандарты оказания госуслуг и муниципальных услуг. Я уже говорил об этом: за грубое неоднократное нарушение стандартов будут введены не только штрафы, но и дисквалификация конкретных должностных лиц.
     Следующая, без преувеличения важнейшая тема - это восстановление доверия общества или укрепление доверия общества к судебной системе. Граждане должны быть уверены в том, что их права надежно защищены, а закон, справедливость торжествуют. Для рассмотрения споров граждан с чиновниками будут расширены возможности судопроизводства. Здесь специалисты, конечно, должны внимательно посмотреть, потому что когда речь идет о спорах между гражданином и государством, это относится, как правило, к административному судопроизводству. Нам еще там многое предстоит сделать. Судебный корпус у нас состоит из людей квалифицированных, грамотных. Нужно, опираясь на их опыт, на их знания, совершенствовать эту систему, и мы намерены это делать вместе с судебным сообществом и с общественностью.
     Граждане России станут активными участниками законотворческого процесса. Я уже приводил этот пример, могу еще раз сказать. Скажем, мы достаточно сложно проводили Закон "О медицине", но когда начали его активно обсуждать и с профессиональным сообществом, и через Интернет, выяснилось, что при столкновении разных точек зрения и позиций все-таки можно выйти на какой-то консенсус, который устраивает всех. Во всяком случае, можно добиваться приемлемого для всех компромисса, а это значит, что общество будет принимать такие законодательные акты, и власти легче будет добиваться реализации таких принятых совместно документов в жизнь. Я уверен, что это приведет к улучшению качества работы самого государства.
     Я уже предлагал: общественная инициатива, которая наберет 100 тыс. и более авторизованных подписей в Интернете, будет обязательно вноситься на рассмотрение в федеральный парламент. Знаю, что возникает по этому вопросу, конечно, и критика. Но сколько мы таких наберем обращений, 100 тыс.? Несложно набрать в Интернете 100 тыс. Но, во-первых, повторяю еще раз, это должны быть авторизованные обращения, то есть не анонимные (надо понять, кто делает то или другое предложение), а, во-вторых, - и это самое главное - как правило...
     Ведь что такое "закон"? Это норма, которая регулирует определенные общественные отношения, определенные отношения в обществе между различными группами нашего населения. Если собралась какая-то группа в 100 тыс. человек и хочет что-то предложить и предлагает, если она предлагает что-то спорное, уверяю вас, тут же мы получим еще 100 тыс., а, может быть, миллион тех, кто будет оппонировать. Иначе и быть не может, если, конечно, мы предоставим равные права всем, а именно так мы и намерены поступить. Здесь я, честно говоря, не вижу ничего плохого, в такой системе выбора приоритетов.
     Кроме того, мы намерены возродить институт парламентских расследований, точнее, не возродить, а расширять его. Важно, чтобы он стал не инструментом сведения политических счетов, а еще одним механизмом эффективного контроля за деятельностью чиновников всех уровней.
     Качество нашего государства - это и принципиально новый деловой инвестиционный климат, новые возможности для тех, кто хочет вести свое дело. Россия должна войти в двадцатку самых комфортных для бизнеса стран. Сейчас мы, к сожалению, как я уже говорил, на позорном 120-м месте, и мы должны сделать сто шагов вперед, как минимум на 20-е место выдвинуться.
     Правда, и оценки здесь тоже не всегда корректные, но дело даже не в этом.
     Дело в том, что в целом наши критики правы, и нам еще очень многое нужно сделать для улучшения инвестиционного климата. Что для этого нужно сделать?
     Первое, улучшение делового климата станет ключевым критерием оценки качества работы самого госуправления. Так, для оценки персональной эффективности каждого руководителя министерства и ведомства будет введена специальная система, KPI, т.е. это персональная оценка работы каждого конкретного человека. Я уже говорил на встрече, по-моему, в РСПП, ну просто для примера: сегодня контейнер через таможню проходит, условно говоря, за 10 дней, задача будет - довести оформление до двух-трех дней, справился чиновник - значит, все хорошо, не справился - значит, тогда будет другой этим заниматься. Это примитивный пример, но это то, к чему мы будем стремиться.
     Второе, будем разрывать обвинительную связку между судами и правоохранительными органами и будем исключать возможность для самоуправства и произвола правоохранительных органов. Для этого из уголовного законодательства, прежде всего из так называемых экономических статей, будут убраны все зацепки, которые позволяют превратить хозяйственный спор в уголовное дело на одного из участников.
     О чем я хочу здесь сказать и что хотел бы пояснить.
     Я далеко не сторонник того, чтобы мы вообще свели на нет наказание по любому правонарушению. Наоборот, наверное, многие из здесь присутствующих знают или чувствуют, понимают, я вообще считаю, что нам по некоторым направлениям нужно бы и ужесточать наказание. Но смысл вот этого предложения в чем заключается? В том, чтобы избавить общество и бизнес-сообщество, прежде всего, от злоупотреблений со стороны правоохранительных органов, чтобы не цепляли по мелочам, и чтобы не было такой "дубины", которая позволяла, как я уже сказал, превращать какой-то мелкий хозяйственный спор в уголовное дело на одного из участников этого спора. Чтобы правоохранительные органы были избавлены от соблазна встать на сторону одной из спорящих сторон и на этом еще что-то зарабатывать.
     Третье, мы перенастроим налоговую систему таким образом, чтобы вкладывать средства в создание новых предприятий стало выгодно. Будем оптимизировать налоговую нагрузку на несырьевой сектор нашей экономики. Мы в принципе и так это уже делаем, но будем дальше идти по этому пути.
     Четвертое, устраним избыточные разрешительные процедуры для ведения деятельности в разных отраслях, прежде всего в сфере таможни, строительства, землепользования и подключения к электро- и коммунальным сетям. Для чиновников установим жесткие сроки выдачи всех согласований, необходимых для бизнеса. Здесь должен признать: можно было бы все это делать и раньше, но видим, что эта проблема, несмотря на предпринимаемые усилия, к сожалению, не так эффективно решается, как бы нам хотелось, внимание ей уделим больше.
     Пятое, меняется сама идеология контроля предпринимательской деятельности. Мы переходим от различных государственных разрешений к страхованию ответственности предпринимателя, при этом максимально расширяем поле деятельности для саморегулируемых организаций. Я уже об этом вскользь сказал.
     Шестое, будем наводить порядок в системе государственных и муниципальных закупок. Независимый общественный контроль будет следить за тем, насколько обоснован выбор стартовых цен и эффективны способы закупки, как идет реализация проектов. Такая система, по разным оценкам, нам позволит сэкономить от 1 до 2% ВВП.
     Уже разрабатываются ясные, прозрачные механизмы заключения долгосрочных контрактов структур с государственным и муниципальным участием с компаниями, представляющими средний бизнес. Такая мера позволит разорвать неформальные связи между конкретными руководителями, чиновниками и аффилированными поставщиками.
     Седьмое. Будем расширять участие самих предпринимателей в создании условий для ведения бизнеса в России. Так оценка деловыми организациями регулирующего воздействия нормативных актов будет распространена на таможенную и налоговую сферу. В принципе такая работа нами уже проводится, она получила положительную оценку наших коллег, будем расширять ее.
     Я обращаю внимание, в основу всех наших решений по улучшению инвестиционного климата лягут предложения бизнеса, аккумулированные в рамках национальной предпринимательской инициативы. Нам нужно быть сильными, конкурентоспособными, особенно на фоне непростых процессов в глобальной экономике. Мы поможем нашему бизнесу укрепить свои позиции, подставим плечо через масштабное развитие инфраструктуры, через механизмы частно-государственного партнерства, через прямую поддержку высокотехнологичных инвестиционных проектов. Будем содействовать продвижению наших товаров, технологий, услуг на мировые рынки.
     Огромные перспективы открываются в связи с интеграционными процессами. Демонтаж таможенных барьеров уже увеличил взаимную торговлю между государствами Таможенного союза более чем на 40% (это Белоруссия, Казахстан и Россия). Создание Единого экономического пространства еще больше расширило горизонты для российского бизнеса.
     Что касается нашего присоединение к ВТО, то деятельность в рамках организации позволит создать лучшие условия для выхода нашей продукции на внешние рынки, для защиты наших производителей от недобросовестной конкуренции внутри страны и за границей. Тем более что мы обеспечили в ходе многолетних переговоров, по сути, уникальные, привилегированные условия членства России в ВТО.
     Конечно, есть и определенные угрозы для отдельных секторов экономики. Это мы тоже видим и будем предпринимать все усилия для того, чтобы поддержать наших производителей. Там инструментов достаточно, нужно только вовремя на это реагировать.
     Но и уж точно совершенно, рассчитываю на то, что этот шаг - присоединение к ВТО - положительно скажется на потребителях, потому что и товары, и услуги все-таки придут на российский рынок в большем количестве. Конечно, это создает большую конкурентную среду, конечно, это будет дополнительная нагрузка конкурентная на наших производителей, но в этом есть определенный смысл и логика развития.
     Подчеркну, российская экономика, промышленность, сельское хозяйство - мы сделаем все, для того чтобы они не были поставлены в неравные условия с сильными конкурентами, чтобы защитить наших производителей, будем использовать, как я уже сказал, все имеющиеся инструменты, все наши возможности. Таких, повторяю, инструментов много.
     Уважаемые друзья, в последние 12 лет мы проводили активную внешнюю политику (позвольте мне несколько слов сказать и об этом): прямо и честно отстаивали свои интересы, участвовали в решении глобальных проблем, в создании более справедливой политической и экономической системы мироустройства. Безусловно, продолжим это делать и в будущем.
     Все зарубежные партнеры должны понимать, Россия - демократическая страна, надежный, предсказуемый партнер, но, разумеется, строить отношения с Россией можно исключительно на равноправной основе. Россия открыта к союзам, которые основаны на взаимной выгоде и доброй воле всех участников, на единых ценностях и общем историческом опыте, - именно в таком формате мы создаем Евразийский союз.
     Рассчитываем, что он станет сильным центром влияния в новой глобальной архитектуре. Главный смысл тесной интеграции России с нашими соседями - открытие новых возможностей для экономического и социального развития, для обеспечения стабильности на всем евразийском пространстве.
     При этом мы прекрасно понимаем, что в сегодняшнем мире много рисков, и у России должны быть весомые военно-политические аргументы, гарантии собственной безопасности, безопасности наших союзников и партнеров.
     Именно поэтому мы утвердили новую государственную программу вооружения и укрепления обороноспособности страны, она позволит уже в ближайшие пять-десять лет вывести наши Вооруженные Силы на качественно иной уровень. Только этого недостаточно. Мы должны создать систему военного анализа и стратегического планирования лет на 30-50 вперед, чтобы подготовить российские Вооруженные Силы к реагированию на любые потенциальные угрозы.
     И, конечно, в полном объеме будут реализованы наши шаги по повышению социального статуса, денежного довольствия военнослужащих, сотрудников МВД, других силовых ведомств. В течение двух лет закроем все квартирные проблемы и долги перед военнослужащими Министерства обороны, одновременно будет создан фонд современного служебного жилья; обязательно будут решаться жилищные проблемы и в других ведомствах, где предусмотрена военная служба.
     Сам смысл выхода на новый этап развития страны заключается в создании нового пространства для деловой, социальной, гражданской самореализации десятков миллионов наших граждан, когда личный успех и успех страны неразделимы.
     Наш проект развития России должен стать социальным лифтом для всей нашей нации. У нас много людей, в том числе молодежи, доказавших свою самостоятельность на государственной службе, эффективность, и эти новые люди, конечно, должны быть востребованы и будут востребованы.
     У нас формируется новое поколение предпринимателей, управленцев, инженеров, рабочих, которые настроены на перемены и которые хотят жить и работать по-новому, готовы предложить новые интересные, смелые проекты. Для них тоже будем создавать необходимые условия. Вы знаете, мы создали Агентство стратегических инициатив, другие проекты создаются. У нас целая сеть свободных экономических зон по стране развивается. И дальше будем двигаться по этому направлению.
     У нас много активных людей, которые готовы высказать свою позицию по важнейшим вопросам жизни, в том числе и по вопросам гражданского общества, готовых реализовать себя в политике, социалке, в волонтерских, добровольческих, благотворительных проектах. И конечно, будем использовать их потенциал.
     При этом мы понимаем, что предложенные изменения не будут проходить просто. Все, что делается, даже если это абсолютно позитивные предложения, всегда в нормальном обществе вызывает определенную критику, нужно будет доказывать свою правоту и в споре, да, собственно говоря, самое главное - конкретными делами. Добиться этого можно будет эффективно только в том случае, если мы будем опираться на большинство наших граждан, на общественную поддержку.
     Должен в заключение сказать, что наша программа действий по развитию страны, строительству современной экономики и укреплению социального государства, безусловно, будет ориентироваться на людей с позитивной мотивацией, на людей независимых, деятельных, способных осознавать и отстаивать свои права, разделяющих ценности патриотизма, готовых вместе реализовывать проект будущего для России. И таких людей у нас очень много. И именно это позволяет с оптимизмом смотреть в будущее.
Спасибо вам большое за внимание.
Крыштановская: Если Вы станете Президентом, скажите, пожалуйста, куда Вы ведете Россию, какая Ваша стратегия в фокусированном виде?
ВВП: Мы, конечно, должны укреплять институты демократии, причем таким образом, чтобы эти демократические институты делали нашу государственность неуязвимой от любых шоков, чтобы эта государственность была устойчивой, гарантирующей нам суверенитет.
Добиться этого возможно только в том случае, если мы решим задачи, которые стоят перед нами в сфере экономики. Главная задача в сфере экономики - обеспечить высокие темпы экономического роста. Для того чтобы обеспечить высокие темпы экономического роста, нужно привлекать инвестиции, прежде всего, частные инвестиции.
(...) мне хотелось бы знать, как будет обеспечено идеологическое влияние или обеспечение в выполнении поставленных задач?
В.В.Путин: Это, наверное, самый сложный вопрос, потому что на него нет конкретного ответа. Я говорю без всякой иронии.
У нас нет господствующей идеологии и нет соответствующей статьи в Конституции, которая гарантирует эксклюзив какой-то политической силе.
Но нам вместе нужно найти нечто такое, что является объединительным фактором для всей, как я уже говорил неоднократно, многонациональной, но единой российской нации. Я ничего другого не вижу, кроме патриотизма.
Мы все должны добиться того, чтобы каждый человек гордился тем, что он живет в России, что является гражданином Российской Федерации. Но для этого многое нужно делать по обеспечению уровня жизни, по обеспечению обороноспособности страны, по проведению не агрессивной, а активной внешней политики. И, разумеется, очень многое зависит от деятелей культуры (сейчас директор говорил об этом), от воспитания наших молодых людей, утверждения нравственности, морали в обществе, доверия между обществом и властью, доверия между людьми в целом. Это такая комплексная работа, которая начинается со школы, с семьи, в Вооруженных Силах должна проводиться и, конечно, в средствах массовой информации."
05.06.2012 http://news.kremlin.ru/transcripts/15547  "Россия и Китай: новые горизонты сотрудничества
В преддверии государственного визита в Китай и саммита Шанхайской организации сотрудничества в газете «Жэньмин жибао» опубликована статья Владимира Путина.
     Накануне государственного визита в Китай и саммита Шанхайской организации сотрудничества в Пекине рад возможности напрямую обратиться к многомиллионной аудитории одного из самых авторитетных мировых печатных изданий - «Жэньмин жибао». Поделиться своими оценками перспектив партнёрства наших стран, роли российско-китайских отношений в современном мире, который переживает сложный процесс трансформации, сталкивается с серьёзными вызовами глобальной и региональной безопасности, с попытками «размывания» принципов международного права, с экономическими и финансовыми потрясениями.
     Все эти темы обсуждаются в рамках ведущих международных форумов, занимают особое место в переговорах на высшем уровне. Уверен, что разумные, коллективные подходы в решении насущных проблем современности возобладают. Главное, что сегодня любой трезвомыслящий политик, эксперт в области экономики и международных отношений сознаёт, что глобальную повестку невозможно сформировать и реализовать «за спиной» России и Китая, без учёта их интересов. Такова геополитическая реальность ХХI века.
     В этих условиях мы осознаём общую ответственность за дальнейшее выстраивание российско-китайского стратегического партнёрства на долгосрочную перспективу, всю значимость совместных усилий в рамках ООН и других многосторонних организаций, региональных структур.
     И потому связываю большие ожидания с насыщенной программой предстоящих встреч с руководителями КНР. Также рассчитываю на плодотворную работу очередного саммита Шанхайской организации сотрудничества, который завершит успешное председательство Китая в этом объединении.
* * *
     Отношения между Россией и КНР заслуженно называют примером межгосударственных связей нового типа. Они свободны от разного рода предубеждений и стереотипов. А значит - исключительно устойчивы, не подвержены сиюминутной конъюнктуре, что очень ценно в сегодняшнем мире, где присутствует явный дефицит стабильности и взаимного доверия.
     Глобальный финансовый кризис в 2008-2009 году показал, насколько нам важно понимать, слышать друг друга, проводить общую, согласованную линию. Совместные инфраструктурные, энергетические проекты, крупные заказы и контракты, встречные инвестиции стали тем ресурсом, который позволил нашим странам, нашим бизнес-сообществам преодолеть испытания, создать новые рабочие места, обеспечить загрузку многих предприятий.
     В 2011 году товарооборот России и КНР достиг рекордного показателя - 83,5 миллиарда долларов. Сегодня мы ставим цель уже в среднесрочной перспективе к 2015 году выйти на отметку в 100 миллиардов долларов, а к 2020 году - в 200 миллиардов долларов. Причём сегодняшняя динамика показывает, что такую планку можно преодолеть с опережением графика.
     Что для этого следует сделать. Прежде всего оптимизировать структуру, повысить качество двусторонней торговли за счёт увеличения в ней доли продукции с высокой добавленной стоимостью. Объективные условия для этого есть: национальные рынки двух стран обладают большой ёмкостью, спрос на современные товары и услуги растёт. У нас хорошие базовые позиции в образовании, науке, технологиях. Накоплен опыт тесной производственной кооперации.
     Намерены активно продвигать крупные совместные проекты в гражданском авиастроении, космонавтике, в других высокотехнологичных областях, а также по линии технопарков, индустриальных кластеров, особых экономических зон - как в России, так и в Китае.
     Полагаю, что речь должна идти о настоящем технологическом альянсе двух стран. О выстраивании производственных, инновационных цепочек, которые свяжут наши предприятия, научные, конструкторские, инжиниринговые центры. О совместном выходе на рынки третьих стран.
     Нам также нужно отстроить «современное здание» финансовой, инвестиционной инфраструктуры двусторонних деловых отношений. Уже очевидно, что мы должны быстрее реализовать принятые решения о переходе на расчёты в национальных валютах при осуществлении взаимных торговых, инвестиционных и прочих операций. Тем самым страховать себя от разного рода валютных рисков и укреплять позиции рубля и юаня.
     Хочу отметить стратегический характер диалога России и Китая в энергетике. Наши совместные проекты серьёзно меняют всю конфигурацию глобального энергетического рынка. Для Китая это повышение надёжности, диверсификация поставок энергоресурсов для внутренних нужд. Для России - открытие новых экспортных маршрутов в динамичный Азиатско-Тихоокеанский регион.
     Среди уже достигнутых результатов выделю запуск российско-китайского нефтепровода, по которому в прошлом году поставлено 15 миллионов тонн нефти. Заключение долгосрочного - на 25 лет - контракта на поставку в КНР российской электроэнергии. Наращивание в 2011 году до 10,5 миллиона тонн объёмов экспорта российского угля на китайский рынок и планы по совместному освоению угольных месторождений. Надеемся, что уже в обозримой перспективе мы сможем начать масштабные поставки российского газа в КНР.
     Широкие возможности открывает совместная работа в области использования мирного атома. При российском участии построена первая очередь Тяньваньской АЭС, которая по результатам стресс-тестов признана самой безопасной в Китае. В прошлом году - при помощи наших специалистов - в КНР запущен в эксплуатацию экспериментальный реактор на быстрых нейтронах.
     Таким образом, Китай стал четвёртой в мире страной, после России, Японии и Франции, обладающей подобной технологией. Досрочно завершено строительство четвёртой очереди завода по обогащению урана. Рассчитываем на продолжение сотрудничества по второй и следующим очередям Тяньваньской станции, а также на участие в строительстве других энергетических объектов в Китае.
     (...)   ШОС создавалась как структура, призванная обеспечить стабильность и безопасность на огромном евразийском пространстве. И мы считаем контрпродуктивными любые попытки третьих стран предпринимать какие-либо односторонние действия в регионе ответственности ШОС.
     При этом ШОС - это открытая организация, готовая к взаимодействию со всеми заинтересованными партнёрами. Именно такой принцип зафиксирован в её Хартии. В деятельности ШОС участвуют государства-наблюдатели - Индия, Иран, Монголия и Пакистан. Статус партнёра ШОС по диалогу предоставлен Белоруссии и Шри-Ланке. На нынешнем саммите к ним присоединится Турция. С учётом растущего внимания к деятельности ШОС сейчас решаются вопросы дальнейшего укрепления правовой базы расширения Организации.
     Опыт ШОС подсказывает интересные, весьма перспективные и многообещающие решения для всего мирового сообщества. Имею в виду выработку общих, устраивающих всех подходов, что называется, «снизу». Сначала - внутри отдельных региональных структур, а затем - путём диалога между ними. Из таких региональных «кирпичиков» может сложиться более устойчивый, предсказуемый характер глобальной политики и экономики.
     На наш взгляд, будущее международных отношений в значительной степени связано с развитием именно такой «сетевой дипломатии». Эту тенденцию прозорливо уловили государства - члены ШОС, выступив в 2004 году с инициативой формирования в АТР разветвлённой партнёрской сети многосторонних объединений. Сегодня ШОС энергично наращивает сотрудничество с ООН, СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС, АСЕАН, ЭСКАТО и другими международными структурами.
     Новым и весьма перспективным вектором работы нам видится налаживание взаимодействия по линии ШОС и Евразийского экономического сообщества, а в дальнейшем - и Евразийского экономического союза. Убеждён, что деятельность этих объединений может взаимно обогащать и эффективно дополнять друг друга.
     Не вызывает сомнений необходимость подкреплять политическое взаимодействие в рамках ШОС активным сотрудничеством в сфере экономики. Организации по плечу реализация самых крупных совместных проектов. Почему бы в наших общих интересах не воспользоваться такими очевидными преимуществами, как возможности динамично развивающейся экономики Китая, технологический потенциал модернизирующейся России, богатейшие природные ресурсы стран Центральной Азии? Считаю, что надо уделить особое внимание сотрудничеству в области энергетики, транспорта и инфраструктуры, сельского хозяйства, высоких технологий, прежде всего информационных и коммуникационных.
     Но для этого нам нужно создать реально работающие механизмы финансового сопровождения и управления проектной деятельностью в рамках ШОС. Должны появиться площадки, где будут формироваться совместные планы, своего рода «точки сборки» многосторонних программ. В качестве примера такого подхода назову Энергетический клуб ШОС, формирование которого вышло на финишную прямую. (...)
     Древняя китайская поговорка гласит: «общие чаяния - общие силы». Мы готовы к совместной работе в интересах наших государств и народов. И это обязательно принесёт достойные плоды."
*

содержание журнала  dar-aya.livejournal.com/43008.html

публицистика, Родина=Земля Русская

Previous post Next post
Up