Старый Орел. Переулок Транспортный.

Mar 14, 2012 16:42


Переулок Транспортный получил свое название не так давно, в 1968 году. До этого он назывался, улица Рабочего городка, а еще раньше, до 1917 года названия не имел и улицей не считался. Это была часть дороги идущей вдоль стен Введенского женского монастыря. Монастырь был переведен на это место из центра города в 1848 году, но еще до этого там стояла приходская Христорождественская церковь, построенная в начале XIX века. Поэтому, несмотря на сравнительно молодую историю переулка, само место это старое, историческое.



1. Начало переулка. Вид на Введенский женский монастырь.


Жизнь и внешний облик переулка, на протяжении многих лет были тесно связаны с историей женской обители. В близком к современному виде, он сформировался в середине XIX века, когда в перенесенном монастыре стали строить новые храмы и келейные корпуса. В 1850-х монастырь обнесли кирпичной стеной с башнями по углам. С этого времени с одной стороны переулка была монастырская стена с несколькими воротами, а с другой - дома местных жителей. За участками домов, проложена железная дорога. По мере того как монастырь расширялся и с другой от монастырских стен стороны дороги появлялись постройки с ним связанные. В 1870-е годы монастырь купил двухэтажное каменное знание в переулке и переделал его под гостиницу для паломников, во дворе которой был выстроен деревянный флигель для нищих и странников. Тогда же в монастыре было открыто училище для девочек. Через семь лет его переименовали в Свято-Ольгинскую двуклассную церковно-приходскую школу, а затем уже в 1900 году, на участке рядом с гостиницей для нее было построено новое большое здание. На освящении нового здания школы гостями были видные жители города, как княжна С.К. Оболенская, бывшая начальница Александровского института благородных девиц и Е.В. Духонина, за пять лет до этого построившая деревянный храм на близлежащем Афанасьевском кладбище. В лучшие годы число учениц в ней достигало 120. С 1890 года, школой заведовала М.В. Леонтьева, племянница известного философа.
В начале XX века орловский женский монастырь был одной из самых благоустроенных обителей России, там насчитывалось около 350 монахинь. На его территории находились несколько церквей: Христорождественская (1800-1822 годы, архитектор Д.В. Орехов), Тихвинская надвратная (1865), Воскресенская (1885) и Троицкая (1887).



2. Снимок взят из книги В.П. Матвеев «Орел на старых открытках». - Орел: издательство ОРАГС, 2005

После того как в 1923 году монастырь был закрыт, а в постройках на его территории поселились рабочие железнодорожники и облик переулка, тоже начал стремительно меняться. По одну его сторону, за монастырской стеной, в 1930 году, был разрушен Христорождественский собор. В Воскресенской и Тихвинской церквях до 1994 года размещался завод резинотехнических изделий «Вулкан». Сама стена, идущая вдоль переулка, со временем была частично разрушена. Дома стоящие на другой его стороне тоже постепенно сносились и перестраивались.
В настоящее время в Транспортном переулке сохранилось лишь несколько исторических построек. К ним можно отнести две монастырские башни и руины стены из красного кирпича.



3.

За почти 90 лет со дня закрытия монастыря, в пределах стен выстроено много современных частных домов, разбиты огороды и сады. Сохранившиеся куски бывшей монастырской ограды служат забором для этих участков.



4.



5.



6.

Так же и одна из монастырских башен с большим участком не разрушенной стены огораживает территорию дома на перекрестке Мостового и Транспортного переулков.



7.



8.

Местные дети часто забираются в башню играть, хотя это совсем не безопасно - кладка башни сильно выветрена и купол может рухнуть.



9.



10.



11.

Другая башня на 1-й Курской улице после того как часть территории была возвращена монастырю в 1995 году, была восстановлена и переделана на часовню Елизаветы Федоровны.



12.

Она же 100 лет назад.



13.Снимок взят из книги «Орел вчера и сегодня». - Орел: Вешние воды. 2006.

Из всех прочих исторических построек Транспортного переулка лучше всего сохранились здания гостиницы и школы, которые в 20-е годы сделали жилыми домами.
Здание бывшей гостиницы, по Транспортному переулку №14, представляет собой небольшой двухэтажный, кирпичный дом с четырехскатной крышей, почти без декоративной отделки.



14.

Он ценен скорее своей историей, чем внешним обликом.



15.

Куда интересней здание бывшей школы, теперь, дом № 16. В нем тоже два этажа, первый - каменный, второй - деревянный.



16.

Деревянная часть обшита тесом и украшена резьбой: рельефными пирамидками в обрамлении окон и на углах дома, дополненных ажурными элементами.



17.



18.



19.



20.



21. Обратная сторона здания.

О людях, живущих в этом старом здании, можно судить по его состоянию. Думаю именно благодаря их аккуратности, кроме внешнего облика хорошо сохранилась и часть интерьеров бывшей школы.



22.

За старой входной дверью с рельефными накладками, к которой ведут каменные ступени, можно увидеть чистый и светлый коридор, с большой круглой аркой.



23.

За аркой находятся лестница, ведущая на второй этаж, и две двери бывших учебных помещений, переделанных на квартиры.



24.



25.

Лестница подлинная деревянная с точеными балясинами, ни одна из которых не сломана. Из всех старых домов города, в которые мне удалось попасть, это единственная лестница в таком идеальном состоянии.



26.



27.

Поднявшись по ней на второй этаж можно увидеть еще один редкий для города элемент старого интерьера - встроенную в стену печь с красивыми литыми заслонками.



28.



29.



30.

Редкое старое здание города отставляет такое приятное впечатление обжитости и ухоженности как это.
Дополнить свои впечатления от посещения переулка, можно изучив старую фотографию, опубликованную в альбоме с дореволюционными видами Орла. На этой обширной панораме, сделанной на рубеже веков, по всей вероятности с Тихвинской церкви, запечатлен почти весь город, а на первом плане хорошо узнаваемы и здание гостиницы и школа, еще в строительных лесах.



31.Снимок взят из книги «Орел вчера и сегодня». - Орел: Вешние воды. 2006.

Сразу бросаются в глаза, произошедшие за долгие годы заметные перемены в этой части переулка. Можно увидеть часть монастырской стены, с воротами, прямо от которых шла дорога к мосту, некогда соединявшему монастырь с улицей 2-й Курской, находящуюся по другую сторону от железной дороги. И от стены и от моста сегодня не осталось и следа.



32.

Сильно поменялось и прочее окружение обоих домов: исчезли деревянные постройки вокруг них, забор, дом напротив, флигель для странников во дворе гостиницы. Лишь сами здания гостиницы и школы почти не изменились за более чем сто лет.

За прошедший век безымянный кусок дороги с оживленным движением и насыщенной жизнью монастыря, гостиницы и школы, превратился в тихий переулок. Его название мало соответствует действительности. В самом переулке транспорт бывает не часто. Разве что с шумной 1-й Курской свернет случайный автомобиль, стараясь ускорить путь в центр города. Гуляя по переулку, глядя на детей, играющих на руинах монастырских стен, на два последних здания, стойко сопротивляющихся новизне, трудно отделаться от впечатления, что у этого места все в прошлом. Жизнь конечно здесь не остановилась, она лишь изменила свой бег и масштаб, полноводная река стала ручейком, озеро - лужей.

Источники:

«Архитектурные древности Орловщины». Орел: Вешние воды, 1998.

Еремин В.П. «Православные церкви монастыри города Орла». // Сборник Орловского церковного историко-археологического общества. № 2 (5), 2001.

Матвеев В.П. «Орел на старых открытках». - Орел: издательство ОРАГС, 2005.

«Орел вчера и сегодня». - Орел: Вешние воды. 2006.

Егоров Б.А, Еремин В.П. «Весь город Орел». Справочник. Инф-рекл издание, Орел: Орелиздат, 1993.

P.S. Ну и как обычно, если кто-то из читающих мою запись обнаружит в ней какие-либо ошибки, неточности, что-то из написанного покажется странным или непонятным прошу написать об этом в комментарии. Буду очень благодарна.

1-я Курская, история, архитектура, деревянное зодчество, Транспортный, каменные дома, Орел

Previous post Next post
Up