Переулок Транспортный получил свое название не так давно, в 1968 году. До этого он назывался, улица Рабочего городка, а еще раньше, до 1917 года названия не имел и улицей не считался. Это была часть дороги идущей вдоль стен Введенского женского монастыря. Монастырь был переведен на это место из центра города в 1848 году, но еще до этого там стояла приходская Христорождественская церковь, построенная в начале XIX века. Поэтому, несмотря на сравнительно молодую историю переулка, само место это старое, историческое.
1. Начало переулка. Вид на Введенский женский монастырь.
Жизнь и внешний облик переулка, на протяжении многих лет были тесно связаны с историей женской обители. В близком к современному виде, он сформировался в середине XIX века, когда в перенесенном монастыре стали строить новые храмы и келейные корпуса. В 1850-х монастырь обнесли кирпичной стеной с башнями по углам. С этого времени с одной стороны переулка была монастырская стена с несколькими воротами, а с другой - дома местных жителей. За участками домов, проложена железная дорога. По мере того как монастырь расширялся и с другой от монастырских стен стороны дороги появлялись постройки с ним связанные. В 1870-е годы монастырь купил двухэтажное каменное знание в переулке и переделал его под гостиницу для паломников, во дворе которой был выстроен деревянный флигель для нищих и странников. Тогда же в монастыре было открыто училище для девочек. Через семь лет его переименовали в Свято-Ольгинскую двуклассную церковно-приходскую школу, а затем уже в 1900 году, на участке рядом с гостиницей для нее было построено новое большое здание. На освящении нового здания школы гостями были видные жители города, как княжна С.К. Оболенская, бывшая начальница Александровского института благородных девиц и Е.В. Духонина, за пять лет до этого построившая деревянный храм на близлежащем Афанасьевском кладбище. В лучшие годы число учениц в ней достигало 120. С 1890 года, школой заведовала М.В. Леонтьева, племянница известного философа.
В начале XX века орловский женский монастырь был одной из самых благоустроенных обителей России, там насчитывалось около 350 монахинь. На его территории находились несколько церквей: Христорождественская (1800-1822 годы, архитектор Д.В. Орехов), Тихвинская надвратная (1865), Воскресенская (1885) и Троицкая (1887).
2. Снимок взят из книги В.П. Матвеев «Орел на старых открытках». - Орел: издательство ОРАГС, 2005
После того как в 1923 году монастырь был закрыт, а в постройках на его территории поселились рабочие железнодорожники и облик переулка, тоже начал стремительно меняться. По одну его сторону, за монастырской стеной, в 1930 году, был разрушен Христорождественский собор. В Воскресенской и Тихвинской церквях до 1994 года размещался завод резинотехнических изделий «Вулкан». Сама стена, идущая вдоль переулка, со временем была частично разрушена. Дома стоящие на другой его стороне тоже постепенно сносились и перестраивались.
В настоящее время в Транспортном переулке сохранилось лишь несколько исторических построек. К ним можно отнести две монастырские башни и руины стены из красного кирпича.
3.
За почти 90 лет со дня закрытия монастыря, в пределах стен выстроено много современных частных домов, разбиты огороды и сады. Сохранившиеся куски бывшей монастырской ограды служат забором для этих участков.
4.
5.
6.
Так же и одна из монастырских башен с большим участком не разрушенной стены огораживает территорию дома на перекрестке Мостового и Транспортного переулков.
7.
8.
Местные дети часто забираются в башню играть, хотя это совсем не безопасно - кладка башни сильно выветрена и купол может рухнуть.
9.
10.
11.
Другая башня на 1-й Курской улице после того как часть территории была возвращена монастырю в 1995 году, была восстановлена и переделана на часовню Елизаветы Федоровны.
12.
Она же 100 лет назад.
13.Снимок взят из книги «Орел вчера и сегодня». - Орел: Вешние воды. 2006.
Из всех прочих исторических построек Транспортного переулка лучше всего сохранились здания гостиницы и школы, которые в 20-е годы сделали жилыми домами.
Здание бывшей гостиницы, по Транспортному переулку №14, представляет собой небольшой двухэтажный, кирпичный дом с четырехскатной крышей, почти без декоративной отделки.
14.
Он ценен скорее своей историей, чем внешним обликом.
15.
Куда интересней здание бывшей школы, теперь, дом № 16. В нем тоже два этажа, первый - каменный, второй - деревянный.
16.
Деревянная часть обшита тесом и украшена резьбой: рельефными пирамидками в обрамлении окон и на углах дома, дополненных ажурными элементами.
17.
18.
19.
20.
21. Обратная сторона здания.
О людях, живущих в этом старом здании, можно судить по его состоянию. Думаю именно благодаря их аккуратности, кроме внешнего облика хорошо сохранилась и часть интерьеров бывшей школы.
22.
За старой входной дверью с рельефными накладками, к которой ведут каменные ступени, можно увидеть чистый и светлый коридор, с большой круглой аркой.
23.
За аркой находятся лестница, ведущая на второй этаж, и две двери бывших учебных помещений, переделанных на квартиры.
24.
25.
Лестница подлинная деревянная с точеными балясинами, ни одна из которых не сломана. Из всех старых домов города, в которые мне удалось попасть, это единственная лестница в таком идеальном состоянии.
26.
27.
Поднявшись по ней на второй этаж можно увидеть еще один редкий для города элемент старого интерьера - встроенную в стену печь с красивыми литыми заслонками.
28.
29.
30.
Редкое старое здание города отставляет такое приятное впечатление обжитости и ухоженности как это.
Дополнить свои впечатления от посещения переулка, можно изучив старую фотографию, опубликованную в альбоме с дореволюционными видами Орла. На этой обширной панораме, сделанной на рубеже веков, по всей вероятности с Тихвинской церкви, запечатлен почти весь город, а на первом плане хорошо узнаваемы и здание гостиницы и школа, еще в строительных лесах.
31.Снимок взят из книги «Орел вчера и сегодня». - Орел: Вешние воды. 2006.
Сразу бросаются в глаза, произошедшие за долгие годы заметные перемены в этой части переулка. Можно увидеть часть монастырской стены, с воротами, прямо от которых шла дорога к мосту, некогда соединявшему монастырь с улицей 2-й Курской, находящуюся по другую сторону от железной дороги. И от стены и от моста сегодня не осталось и следа.
32.
Сильно поменялось и прочее окружение обоих домов: исчезли деревянные постройки вокруг них, забор, дом напротив, флигель для странников во дворе гостиницы. Лишь сами здания гостиницы и школы почти не изменились за более чем сто лет.
За прошедший век безымянный кусок дороги с оживленным движением и насыщенной жизнью монастыря, гостиницы и школы, превратился в тихий переулок. Его название мало соответствует действительности. В самом переулке транспорт бывает не часто. Разве что с шумной 1-й Курской свернет случайный автомобиль, стараясь ускорить путь в центр города. Гуляя по переулку, глядя на детей, играющих на руинах монастырских стен, на два последних здания, стойко сопротивляющихся новизне, трудно отделаться от впечатления, что у этого места все в прошлом. Жизнь конечно здесь не остановилась, она лишь изменила свой бег и масштаб, полноводная река стала ручейком, озеро - лужей.
Источники:
«Архитектурные древности Орловщины». Орел: Вешние воды, 1998.
Еремин В.П. «Православные церкви монастыри города Орла». // Сборник Орловского церковного историко-археологического общества. № 2 (5), 2001.
Матвеев В.П. «Орел на старых открытках». - Орел: издательство ОРАГС, 2005.
«Орел вчера и сегодня». - Орел: Вешние воды. 2006.
Егоров Б.А, Еремин В.П. «Весь город Орел». Справочник. Инф-рекл издание, Орел: Орелиздат, 1993.
P.S. Ну и как обычно, если кто-то из читающих мою запись обнаружит в ней какие-либо ошибки, неточности, что-то из написанного покажется странным или непонятным прошу написать об этом в комментарии. Буду очень благодарна.