Старый Орел. "Каменные" мотивы в деревянной резьбе.

Aug 08, 2012 18:31

Не будет большим преувеличением сказать, что в той или иной степени каменной архитектуре подражает резное убранство большинства старинных деревянных домов Орла. К таким подражаниям можно отнести даже оконные проемы и внутренние деления оконных рам в форме «лучковых» арок, которые так часто встречаются в орловских домах. Ведь арка как каменный мотив, пришла в дерево, для которого более естественны прямые углы, исключительно как подражание, кирпичу.
Сюда же, можно отнести и различные переработки «каменных» мотивов для резьбы по дереву. Резчики-профессионалы часто заимствовали из лепного декора модных архитектурных стилей (таких как классицизм или модерн), отдельные орнаментальные мотивы. Их перерабатывали под пропильную резьбу, сочетая с традиционными, народными деталями убранства домов. Такие резные украшения пользовались спросом у орловских жителей, поэтому приглядевшись повнимательней во многих сохранившихся до наших дней резных украшениях домов города, можно узнать мотивы известные по стилям каменной архитектуры.




1.


Но, пожалуй, самым интересным способом подражания декора деревянных домов каменной архитектуре было «копирование», когда декоративные украшения переносились из камня в дерево, почти не меняясь. Примеров, когда деревянное убранство дома полностью основано на подобном подражании, в Орле встречаются не много. Зато отдельные детали, перенесенные из каменной архитектуры почти без изменений, в старинных орловских домах не редкость.
Из таких деталей резного убранства домов Орла, повторяющих лепные мотивы, самыми распространенными, безусловно, являются пилястры. Это довольно простой элемент в виде небольшой прямоугольной доски прибитой к стене вертикально, с рельефной верхушкой и основанием. Его часто применяли, чтобы закрыть края бревен в деревянном срубе (торцевая доска) или швы в обшивке стен, а так же просто как украшение.




2.




3.




4.

Варианты пилястр были самые разнообразные.




5.




6.

Распространенность пилястр во многом связана с тем что, вырезать их довольно просто. К тому же присутствуя и в домах, остальное убранство которых вполне традиционно и с каменной архитектурой напрямую не связано, они не смотрятся чем-то инородным, а очень гармонично вписываются в общий ансамбль фасада.
Иногда сами стены деревянного здания подделывались под «камень». Во многих сохранившихся домах Орла небольшими горизонтальными дощечками, имитирующими каменную кладку, декорированы углы или промежутки между окнами.




7.




7.1




8.

Иногда их совмещали с пилястрами.




9.




10.

Стены, отделанные подобным образом, можно увидеть почти на каждой старой улице города, но лишь в одном из сохранившихся старинных домов Орла, №33 по улице Розы Люксембург, «под камень» отделана вся поверхность фасадной стены. Остальное убранство этого необычного здания так же вторит каменной архитектуре.




11.

Украшающие его углы пилястры и наличники с треугольным верхом, созданы по мотивам архитектуры эпохи классицизма. Однако это не буквальное повторение, а творческая переработка «каменных» форм с привнесением традиционных «деревянных» деталей.




12.

Как целостный ансамбль дом №33 не имеет аналогов в Орле.

Кроме пилястр и отделки стен, из каменной архитектуры заимствовались филенки (так называют украшение на стене здания в виде прямоугольной рамки), которые часто встречаются в лепнине кирпичных домов Орла. Увидеть их «деревянную» вариацию сегодня можно на «доме Велигорских» на 2-й Посадской, а так же на домах по Гагарина №28 и 17.




13.

Декоративные кронштейны - деревянные «уголки» крепившиеся к стенам под самой крышей, так, словно они подпирают ее - не чисто «каменный» элемент архитектуры. Их аналоги можно найти и в традиционной домовой резьбе. Но к влиянию каменного зодчества можно отнести их формы напоминающие аналогичные лепные элементы. Как пример можно привести кронштейны дома №4 по улице Энгельса.




14.

А так же, фриз дома №7 по Салтыкова-Щедрина, где между кронштейнами размещены филенки с розетками.




15.

Так же с каменной архитектурой часто перекликались форма и декор наличников. Среди орловских обрамлений окон деревянных домов есть, как простые, повторяющие в дереве рамочные наличники (замкнутое обрамление проема, имеющее одинаковое сечение на всех участках), так и более сложные с высокими навершиями и деревянными имитациями лепнины. И целой статьи не хватит перечислить все возможные варианты таких наличников и сопоставить их с аналогами в «камне», как в самом городе, так и типичных образцах каменной архитектуры ХIХ века.

Среди редких домов, все убранство которых создано под влиянием каменной архитектуры, большинство, довольно простые по своему декору. К примеру, в декоре дома №62 по улице Карачевской, нет пропильных украшений, за исключением скатов фронтона и карниза.




16.

Простые рамочные наличники из рельефных реек повторяют форму его окон с «лучковым» верхом. Пилястры на углах дополнены лишь строгими рельефными накладками.




17.

Аналог наличника в камне.




18.

Такое решение декора деревянного дома по сравнению с традиционным, с резным и ажурным, кажется слишком уж строгим и примитивным. Но есть и в нем свое очарование и красота. На той же улице под №54 стоит усложненный вариант такого решения фасада деревянного здания. В этом доме наличники и пилястры дополнены накладными ажурными элементами. А под крышей - распложен ряд резных кронштейнов.




19.

Но даже такой, «усовершенствованный» вариант меркнет по сравнению с другим единственным в своем роде образцом переноса каменного декора в дерево. Известный всем любителям орловской старины, дом №64 по улице Панчука - один из самых, если не самый красивый деревянный дом в городе.




20.

Его резные кронштейны и наличники в точности повторяют аналогичные элементы из архитектуры барокко,




21.




22.

Каменный аналог кронштейна




23.

Так же здесь есть филенки и пилястры.




24.

Среди деревянных зданий Орла с фасадами «под камень» есть и признанные памятники архитектуры, одни из старейших домов города, выполненные в стиле «деревянный классицизм». Это здания на Пушкинской и Карачевской улицах, так называемый «дом Фомичевых» на Октябрьской, еще несколько старинных особняков в разных районах города. Их история и внешний облик заслуживают отдельного рассмотрения.

Продолжение следует.
P.S. Если мои друзья заметили, то я теперь гружу фотографии на Яндекс-фотки. Еще не совсем разобралась с этим ресурсом. Поэтому прошу моих друзей отписать, могут ли они попасть по прямой ссылке через любой из снимков в этой записи, в альбом на Яндекс-фотках, который у меня под кодом? Или код надо убрать?

P.S.S. Ну и как обычно, если кто-то из читающих мою запись обнаружит в ней какие-либо ошибки, неточности, что-то из написанного покажется странным или непонятным прошу написать об этом в комментарии. Буду очень благодарна.

история, архитектура, деревянное зодчество, мотивы резьбы, каменные дома, детали домов, Орел

Previous post Next post
Up