Идею для этой статьи может сам того не подозревая подал мне
hranitel_slov А во Мценск свозил
proofreader_z Спасибо им за это. :0))))
Писалась она, в общем-то, ради одного орловского дома, окна которого вы все видите на картинке. Но прежде чем рассмотреть весь дом и перейти к конкретике - длинное нудное предисловие из очевидных для многих моих читателей вещей. Но вдруг для кого-то это будет новостью или найдутся желающие поспорить или уточнить «мат.часть». Путь будет. :0))))
Изучая домовую резьбу городов и деревень на территории бывшей Орловской, и других губерний центральной России, можно заметить, любопытную закономерность - все убранство деревянных зданий в относительно небольших населенных пунктах, за редким исключением, является схожими друг с другом вариациями одних и тех же резных мотивов. То есть - в них из дома в дом повторяется одна и та же или очень схожая резьба карнизов и торцевых досок, формы наличников и обрамлений слуховых окон. Повторяются и приемы украшения домов, силуэты наличников, формы слуховых окон и т.п.
В зависимости от размера населенного пункта, число таких мотивов может быть от 1-2 - в совсем небольших городах и селах; до 5-6 и более - в среднего размера уездных городах и торговых поселениях. И даже в больших городах, хотя и с большим трудом, можно выделить схожие, повторяющиеся, и свойственные только этому городу отдельные резные мотивы или приемы украшения фасадов деревянных домов. Именно они и создают неповторимый стиль деревянной архитектуры каждого города, его индивидуальные, легко узнаваемые черты.
Посмотреть на Яндекс.Фотках1.
Одной из причин этого было то, что сто лет назад резьбу изготавливали артели профессиональных резчиков или мастера-одиночки. Все они специализировалась на одном или нескольких видах резьбы, которые изготавливали по шаблонам, передававшимся из поколения в поколение. Естественно, чем крупнее было поселение, тем больше в нем было мастеров, тем более разнообразной была резьба на фасадах домов. И наоборот.
В крупных губернских центрах, это правило, тоже действовало, но имело столько исключений, что подчас становилось совершенно не очевидным и трудноразличимым. Особенно это характерно для нашего города. Конечно, и в Орле можно найти неповторимые, и преходящие из дома в дом орнаменты карнизов и фронтонов, навершия наличников и прочие детали резьбы. Но при этом, особенно на больших и центральных улицах Орла, великое множество домов, деревянный декор которых не имеет даже близких аналогов во всем городе.
И тут дело не только в большем количестве артелей изготавливавших резьбу для жителей Орла, но и в том, что кроме местных мастеров, в городе работали и приезжие. Одни из них, продавали уже готовые резные доски на торговых площадях Орла (в основном, на Щепной), другие - работали по индивидуальным заказам. Безусловно, заезжие резчики, и торговцы готовой резьбой промышляли и в маленьких городах и даже деревнях, но это было скорее исключением, а не общепринятой практикой.
Редкий кадр. Артель резчиков работавших в имении под Орлом. С сайта
http://www.orel-story.ru
Посмотреть на Яндекс.Фотках2
Краеведам известно, что по приглашению горожан, в Орле конца XIX - начала XX века работали резчики из Болхова, Ливен и Мценска. Так же в Орел приезжали рязанские, калужские и московские резчики-профессионалы, которые работали сезонно, выполняя заказы богатых орловских купцов.
Сто лет спустя, определить какие из резных мотивов украшающих сохранившиеся деревянные дома Орла - местные, а какие - привозные, почти невозможно. Как и в самом Орле, так и в городах, откуда к нам могли приезжать мастера, значительная часть, исторической застройки разрушена. Из перечисленных городов Орловской губернии, хорошей сохранностью деревянной архитектуры отличается, пожалуй, только Болхов. Ливны и Мценск - сильно пострадали в войну, от бомбежек и пожаров, в которых сгорела почти вся деревянная застройка. Теперь они могут похвастаться в основном старинной каменной архитектурой. Да и сам Орел активно разрушали и до войны и после. Продолжают ломать целые кварталы исторической застройки и в наши дни. Тем не менее, найти схожие и даже совершенно одинаковые резные мотивы в Орле и других городах бывшей губернии можно и сегодня. Об одном таком, и, пожалуй, самом ярком примере сходства декора деревянных домов, стоящих в разных городах я и хочу рассказать.
На старинной Карачевской улице города Орла, как ни на какой другой, много деревянных домов резьба которых, не имеет больше аналогов в городе. Но даже среди них, стоит особняком дом №116, расположенный недалеко от Крестительского кладбища. По форме это обычное деревянное здание - с двускатной крышей, тремя окнами на фасаде и круглым слуховым окошком в стене фронтона.
Посмотреть на Яндекс.Фотках3
Посмотреть на Яндекс.Фотках4
Посмотреть на Яндекс.Фотках5
По отдельности, резные орнаменты, украшающие его карниз, скаты крыши, стену над окнами (фриз) и торцевые доски на углах сруба, хотя и не часто, но встречаются и в других домах города. А вот наличники его окон совершенно необычные. Ни их форма, ни отдельные резные элементы, не имеют даже близких подобий в городе. Сам их силуэт настолько нестандартный, что даже сравнить его с другими традиционными обрамлениями окон очень сложно.
Кроме плоских фигурных пластин, прибитых по бокам от полуколонн, обрамляющих окно, обращают на себя внимание характерные навершия с треугольными скатами и перекрещивающимися досками над ними.
Посмотреть на Яндекс.Фотках6
Глядя на дом №116, я всегда предполагала, что мотив, украшающий его окна - привозной, но откуда - до определенного времени не могла даже предполагать. Оказалось отгадка совсем рядом - во Мценске. Несмотря на то, что почти вся деревянная застройка, этого старинного города Орловской губернии выгорела в войну, отдельные дома по окраинам и даже в центре тогда уцелели. К сожалению, один из немногих переживших войну деревянных домов в самом сердце исторического Мценска, на улице Карла Маркса №57, был снесен в 2010 году. Его-то фотографии и прислал мне однажды
hranitel_slov . Вот они.
Посмотреть на Яндекс.Фотках7
Посмотреть на Яндекс.Фотках8
Посмотреть на Яндекс.Фотках9
Как видите, по форме дом этот, был совсем не такой как наш №116 с Карачевской - вытянутый вдоль улицы, с пятью окнами на фасаде и четырехскатной крышей. Но украшающую его резьбу и особенно наличники трудно было не узнать. Резьба торцевых досок, фриза и карниза на обоих домах совпадали 1 в 1. Наличники тоже были очень похожи.
Неужели наш орловский дом дело рук тех самых резчиков из Мценска, упоминания о которых встречаются в краеведческой литературе? Однако сходство только двух домов разных городах еще ничего не значит. Требовались и другие подтверждения. К счастью они нашлись.
«Живьем», мценский дом №57 мне посмотреть, увы, не удалось. Однако два из пяти его наличников - сохранились, и теперь украшают здание Мценской художественной школы, служа обрамлениями для досок-объявлений.
Посмотреть на Яндекс.Фотках10
Посмотреть на Яндекс.Фотках11
При ближайшем рассмотрении выяснилось, что резьба их немного сложнее, чем в орловском собрате - больше мелких деталей и более витиеватые формы у резных пластин по краям и на верхушке.
Посмотреть на Яндекс.Фотках12
Посмотреть на Яндекс.Фотках13
Посмотреть на Яндекс.Фотках14
Однако есть во Мценске и еще более сложный и замысловатый вариант таких же наличников. Он сохранился на улице Кочергина, на доме №1. Притаившийся за насыпью моста этот небольшой домик на высоком фундаменте с первого взгляда завораживает красотой белых оконных обрамлений, ярко читающихся на темно-вишневом фоне стен.
Посмотреть на Яндекс.Фотках15
Посмотреть на Яндекс.Фотках16
Посмотреть на Яндекс.Фотках17
Резные накладки на стенах вокруг окон здесь еще более сложной формы, чем на несохранившемся здании с улицы Карла Маркса.
Посмотреть на Яндекс.Фотках18
Посмотреть на Яндекс.Фотках19
Посмотреть на Яндекс.Фотках20
Навершие венчает стилизованная птица с расправленными крыльями, силуэт ее, однако такой же, как и у перекрещивающихся резных досок в навершиях «собратьев» с двух других домов в Орле и Мценске.
Посмотреть на Яндекс.Фотках21
Нашелся во Мценске и более примитивный вариант таких наличников. Уже без полуколонн и ажурных пластин по бокам, но все с теми же, перекрещивающимися досками в навершии.
Посмотреть на Яндекс.Фотках22
Посмотреть на Яндекс.Фотках23
Думаю, что не сильно ошибусь, если скажу, что во всем Мценске сохранилось чуть больше двух десятков старинных деревянных домов, из которых ажурной резьбою украшено меньше 10. И из этого скудного числа чудом сохранившихся резных домов, три - переставляют собой вариации одного и того же узнаваемого мотива с которым я впервые столкнулась в Орле, на Карачевской улице. Это, конечно еще не закономерность, но уже и не простая случайность. Косвенным подтверждением того, что мотив именно местный, мценский, является и то, что при общем сходстве замысла, принципа изготовления и силуэтов наличников, окна на всех трех домах все же разные.
На большее при таком катастрофическом масштабе разрушений как во Мценске, рассчитывать не приходится.
P.S. Ну и как обычно, если кто-то из читающих мою запись обнаружит в ней какие-либо ошибки, неточности, что-то из написанного покажется странным или непонятным прошу написать об этом в комментарии. Буду очень благодарна.