Пришло время продолжить об искусстве и жизни тех, кто в этом искусстве... нет, не разбирается, а изображен))
Да-да, речь идет о Смолянках. Можно было бы привести фото картины, пару фактов и на этом закончить, но это не в моем стиле. В прошлых постах уже было рассказано и о художнике, и о Смольном, теперь пришло время и изображенных на портретах девушках.
Смолянки. Часть первая: вводная. Смолянки. Часть вторая: СмольныйТак что, продолжим... портретом Глафиры Ивановны Алымовой)))
Если брать краткое описание (не то, которое: жила, училась, вышла замуж, родила, умерла), то получим информацию, что Глафира - одна из лучших арфисток своего времени, и, соответственно, изображена на портрете с любимым инструментом, который одновременно делает из нее Аллегорию Музыке. На девушке форменное парадное платье из белого шелка, установленное для воспитанниц старшего возраста.
Глафира была в первом выпуске института в 1776 году, и училась настолько хорошо, что ее наградили золотой медалью первой величины и шифром Екатерины. По окончании института Алымова стала фрейлиной императрицы, вышла замуж, и она же первой из смолянок написала первые воспоминания о Смольном. В общем-то, это все, если кратко))
Ну, можно еще добавить, что считалась предметом старческой страсти Бецкого, который при всех заявил, что она - его любимейшее дитя, и он берет ее на свое попечение.
Матерное отступление: Сделать фото портрета было крайне сложно, все играло против: освещение, высота и прочее... короче, фу!
фото сделано на мой китайский тапок
Вообще, информация о личности и характере Глафиры расходится: где-то говорится, что она была практически ангелом, а где-то, что характер-то у нее завистливый, тщеславный и мелочный. Об этом рассуждать не берусь, надо копать информацию от современников и читать воспоминания однокурсниц, ее самой и сравнивать, искать. Потому пройдемся только по, можно сказать, неоспоримым фактам))
Глафира родилась в 1758 году в селе Голяжье Брянского уезда Севской провинции Белгородской губернии, которым владел ее отец, отставной полковник лейб-гвардии Конного полка Иван Акинфеевич Алымов. Сейчас село называется Отрадное, а вот в какой из современных областей оно - поди узнай.
Глафире не повезло сразу... она была 19-м посмертным ребенком и потому особенно нелюбима матерью. Посмертным ребенок считался потому, что в этот день умер ее отец. Кто знает, может мать, Анна Васильевна, невзлюбила дочь за то, что из-за родов не смогла проститься с мужем, а может потому, что в связи со смертью кормильца 19 детей не то что вырастить, прокормить - уже сложность.
Как бы то ни было, но при первой же возможности (как пишут разные исследователи) мать с легкостью отправила с доверенным слугой дочку в Смольный.
Глафира училась старательно, получая по всем предметам высшие баллы, сама императрица благоволила к ней, признав лучшей арфисткой Петербурга, тем более что в Смольном игру на арфе преподавал Жан Батист Кардон, французский арфист-виртуоз и композитор.
Отступление нематерное: мать все наследство разделила между другими детьми, самой Глафире ничего не оставила, аргументировав это тем, что девушка и сама не пропадет, станет фрейлиной, Бецкой взял на попечение, императрица благоволит... что еще нужно-то?
И сразу после выпуска ей сделал предложение вдовец Алексей Андреевич Ржевский. На тот момент ему было 39 лет, действительный тайный советник, вице-директор Петербургской Академии Наук, президент Медицинской коллегии, масон (куда ж без них-то)) и поэт.
фото честно стырено с википедии
Иван Иванович Бецкой (опять же по скудной информации) очень старался расстроить этот брак, но вмешался князь Григорий Орлов, и интриги рассыпались. Через несколько месяцев после выпуска в 1776 году Алымова стала фрейлиной новой супруги наследника престола Марии Федоровны. В брак она вступила в 1777 году.
За свою службу при Дворе Глафира была награждена орденом Екатерины малого креста, которым награждались жены отличившихся военных и чиновников.
фото взято с сайта
История.РФ Супруги Ржевские в своем доме устроили литературно-музыкальный салон, и каждую среду у них собирался цвет петербургской интеллигенции, включая Державина. Именно им он посвятил строки:
"В дому его нет ссор, разврата,
Но мир, покой и тишина:
Как маслина плодом богата
Красой и нравами жена.
Как розы, кисти винограда
Румянцем веселят своим,
Его благословенны чада
Так милы вокруг трапезы с ним..."
И, собственно, чад было пятеро:
Дочка Мария Алексеевна родилась 26 июня 1778 года.
Старший сын Александр Алексеевич родился 26 марта 1781 года (к сожалению, погиб в сражении 2 июня 1807 года в звании полковника лейб-гвардии Семеновского полка).
Средний сын Павел Алексеевич родился 8 апреля 1783.
Средний сын Константин Алексеевич родился 15 ноября 1788.
Младший сын Алексей Алексеевич родился 4 октября 1791 (к сожалению, прожил чуть больше года, и умер 24 октября 1792 года)
Дальше было все - и интриги при дворе, и ссоры, и уход со своего поста фрейлины, отставку мужа, и злопамятность Павла I, сын которого, будущий император Александр I, не побоялся вмешаться в очередное сумасбродство папаши, иначе одного из сыновей Ржевских казнили бы по идиотскому поводу. Не будем говорить о бумерангах, но Павла и самого скоро не стало. Как помним из истории был убит в собственном замке группой заговорщиков.
Все эти передряги сказались на здоровье и состоянии Ржевского и он скончался 23 мая (5 мая по новому стилю) 1804 года в возрасте 67 лет. Был похоронен на Лазоревском кладбище Александро-Невской лавры, что в Петербурге.
К тому времени императором уже был Александр, и он положил Глафире большую пенсию за мужа, и некий "грант", который позволил оплатить все долги.
фото честно стырено с википедии
И на этом история Алымовой бы и закончилась, да вот нет))) Через некоторое время она второй раз вышла замуж, за человека не дворянского происхождения, моложе ее лет так на 20. Да, это мезальянс, но опять вступился Александр, пожаловав савойцу Ипполиту Петровичу Маскле' (учителю французского и переводчику) дворянство. Впоследствии он получил пост русского консула в Ницце.
Еще одно отступление: о втором муже почти нет информации, даже дат жизни во многих ресурсах не приводится. Видимо, надо копать совсем глубоко))
Через какое-то время Глафира перебралась в Москву в усадьбу к сыну (и опять нет информации к которому из: Павлу или Константину), и скончалась 14 апреля 1826 года в возрасте 67 лет. Казалось бы, ее должны были перевезти в Петербург и похоронить возле мужа, ан нет... Алымова-Ржевская-Маскле похоронена на Ваганьковском кладбище.
Вот такая история одной из Смолянок с портретов кисти Левицкого. За кадром, конечно, осталось очень многое: ход обучения, встреча с матушкой, служба при Дворе, интригах, монарших особах и прочем, но во всем этом надо разбираться досконально, чтобы не ошибиться...
Forever yours,
Рыж