В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придает ей...
Фромм Э.
Смысл жизни, извечный вопрос, вопросы, быть или не быть, пить или не пить, голосовать или забить, кто виноват и что делать. Вопросов много, ответов ещё больше, выбирай себе любой: стремись к Аристотелевскому счастью, живи себе в удовольствие, довольствуйся малым и избегай зла. Иррационалист Шопенгауэр считал, что жизнь есть бесконечная череда страданий, со смертью впереди, а все желания ведут к апатии и новой боли. Прагматики считают, что искать надо позитивный, полезный смысл, что истину надо создать, а не найти, транс(гуманисты) предлагают совершенствовать человека, использовать технологии, для преодоления ограниченности бренного тела, экзистенциалисты считают, что жизнь полна абсурда, за который в ответе мы, а нигилисты отрицают осмысленность бытия, как такового. религии не ищут смысла жизни на земле, считая, что он известен высшей силе, и видят жизнь как путь к нему. ислам находит в поклонении, всецелом отдавании себя. Буддизм находит в отказе от страданий, об бытийности, в познании себя. Индуизм находит в следовании традициям, во сохранении кармы, то есть в следовании законам своей касты. Христианство видит смысл жизни во Христе, Иудаизм находит в роли человека, как сотворца, который должен завершить сей несовершенный мир, Даосы призывают оставить всё как есть, и созерцать, стремясь к познанию Дао. Что общего у них? Лишь то, что человек не знает.
Не знает, зачем от тут и почему, бессилен, он не знает. Не знает, но ищет ответ, ищет смысл, ответы, и все они верны, но чтобы это понять, надо ответить на порос: что вообще прячется за словом смысл? Смысл есть осмысленная мысль, ответ на вопрос, что делать, сейчас и вообще. Смысл подразумевает цель, которую необходимо достичь, чтобы стало "хорошо". То есть наличие смысла подразумевает наличие предопределённой цели, но что есть цель? Условно, за целью стоит достижение определённого состояния, к которому стремиться динамическая система. Материя стремиться прийти к состоянию минимальной энергии, живая материя стремиться к самосохранению, что достигается через дифференциальное выживание реплицирующихся индивидуумов, с точки зрения эволюционной теории. Человек не знает, зачем от здесь, но знают ли другие формы жизни? Ведь они создаются и существуют согласно генетически детерминированному алгоритму, алгоритм содержит определённые цели, стремление к достижению этих целей мы принимаем за смысл, смысл в стремлении следовать своей программе. Жизнь его не ищет, она его знает, он предопределён, на генетическом уровне, в геноме. геном, генетическая программа есть совокупность параллельно исполняющихся задач, каждая из которых стремиться к достижению своей цели, результирующий их вектор приводит существо в движение. Цель уже не одна, их много, и они правильны в той мере, в которой соответствуют заложенным в программе. цели могут быть противоположные, как и взаимодополняющие, есть подпрограммы, борящиеся за жизнь, есть стремящиеся убить. программы развития и старения работают параллельно, каждая стремиться к своей цели. Программы в процессе эволюции копируются с ошибками, ошибки приводят к отмене одних целей и заданию новых (в том числе влияют на поведение). Критерием успешности новой совокупности целей является естественный отбор, действующий через конкуренцию (борьбу за выживание), что выражается в гибели одних индивидуумов и выживанию других. В эволюционной перспективе критерием успешности является сохранение данной копии генома, как совокупности подпрограмм, цель достигается через потомство. Это общий смысл для той формы жизни. Условно, у жизни (которая дожила до наших дней) есть один смысл, выжить. Выжить стремиться данная версия программы в целом, а не сугубо отдельные копии. Смерть одной для спасения нескольких расценивается как правомерный обмен, он лежит в основе альтруистического поведения. Смерть клетки организма для спасения организма, механизм клеточной смерти, оказался эволюционно стабильной стратегией. Смерть бесполых солдат у муравьев и плёл, для защиты матки, так же, ибо так написана их программа поведения, для выживания семейства важно выживания матки и потомства, рабочие и солдаты не более чем расходный материал. Важно понять, что выживать стремится совокупная программа, если она контролирует группу индивидуумов (все клетки многоклеточного организма управляются одинаковой генетической программой), то для программы важно выживание себя, а не временной оболочки, в которой она существует. Программа, которая наиболее успешна в эволюционной перспективе, должна обеспечить выживание максимального количества своих копий, что с учётом ограниченности ресурсов среды, трофической пирамиды.
Общий смысл жизни в том, чтобы выжить. И жизнь знает этот смысл, у неё нет проблем с его пониманием, но что же человек, как так получилось, что он не знает? В случае человека, старается выжить как его геном, так и мемы, являющиеся основой сознания, частью маханизма разума. Мемы, возникшие в процессе эволюции разума, начали выживать. Мемы не привязаны жёстко к носителю, они могут свободно передаются от одного к другому, в течении всей жизни, и они не завязаны на половое размножение. им важны носители и максимальный их охват, максимальное распространение, и монопольное владение. некоторые мемы идут настолько далеко, что кастрируют своего носителя, чтобы избавиться от конкуренции с половым инстинктом размножения. кастрируют или моральными запретами или обетами, как поступают некоторые религии, так и физически, как в сектах скопцов, получали малую или большую печать. Как же передаются мемы? Через вербальное общение с источником информации, которая должна иметь власть над разумом, то есть человек должен быть внушаем. В развитии внушаемости масс прямой интерес мемов. Какие мемы человек подхватит, такие смыслы он и будет преследовать, мемы меняются в процессе жизни, в процессе накопления новой информации. Мир вокруг нам меняется, меняется и наше представление о нём. Изменение представление о мире, накопление опыта происходит лишь потому, что таковы генетически заложенные в нам программы поведения, в частности страх неизвестного и любопытство. Это один из относительном "смыслов", и лишь потому, что так записано в генетическом коде. Мемы меняются постоянно, мутируют, какая их совокупность более оптимальна, зависит от условий, в которых они применяются. Борются, враждуют, убивают носителей других мемов, если их невозможно обратить в свою веру, в свои идеалы, борются с генетическими программами, или подменяют их цель, искажают и перенаправляют. Идёт борьба, всех со всеми, с предательствами, провокациями, союзами и невмешательством, но борьба идёт не потому, что смысл в борьбе, смысл в том, что не бороться нельзя, иначе смерть.
Так в чём же смысл, быть или не быть? Трагечтоность в том, что жизнь, парадокс, существующий вопреки теории хаоса, осознала себя и своё положение, что она, жизнь, тут не за чем и не почему, и не для чего, и нет ни смысла, ни высшей цели, не истины, не вечности, ни бессмертия, это всё лишь иллюзии напуганного маленького сознания, не способного и отказывающего осознавать весь трагизм своего существования. но и этот трагизм, кроме него самого, никому не нужен, он бессмысленный, и сознание отказывается от него. зачем переживать, если это никак ему не поможет? зачем уповать на высшие силы, если в реальности есть только свои? зачем? не за чем, но сознание слабо, у него не хватает возможности осознать, оно ищет силу вежде, где она есть, ища в вере силу, и находя. Вера в себя помогает совершать невозможное, вопреки, но сознание не должно забывать, что совершает невозможное оно само, тело, в котором оно существует, а не высшая сила, дух, бог. Оно делает то, что действительно может сделать, то, что ему не позволяет делать страх, то, за что надо бороться. Вера, как и всё в этом мире, не только благо, но и зло. Вера может и парализовать, унизить, отнять силу, отказывая человеку в возможностях, делегируя их высшей сущности, и чтобы вернуть силу, которую человек сам того не веда отдаёт, он вынужден следовать заветам, тому, что скажут официальные представители бога на земле. А они таковы, чтобы человек никогда не обрёл силу, не нашёл себя. Человек, отдавший силу, и вымаливающий её, превращается в раба, не осознавая, что реальная сила, та, которую он так жаждит, всегда с ним самим. В этом трагизм сознания, ему кажется то, чего нет, но при этом оно отказывается видеть то, что есть. Нет такого выбора, некоторого предопределённого универсального смысла, он в том, чтобы найти наиболее оптимальную стратегию поведения в данных условиях, что кратко формулируется, смысла жизни нет, смысл в поисках смысла.
Вот он, самый простой смысл, настолько же бессмысленный, как и многие другие: смысл жизни в том, что смысла в жизни нет, смысл лишь в поисках бессмысленного смысла.