Оригинал взят у
mbpolyakov в
Мост КадыроваСтало известно о том, что мост в Ленинграде
всё-таки назвали именем Кадырова. Хотелось бы добавить буквально пару слов относительно этого события.
Ситуацию в Чечне я знаю, без ложной скромности, лучше многих, приходилось общаться и со многими политическими деятелями, с военачальниками, кстати, беседовал и с самим Кадыровым несколько раз. К нам в "Труд" он приезжал неоднократно (к примеру, я присутствовал и на той встрече, когда было взято
вот это небольшое интервью - Янченков тогда был редактором отдела расследований, моим непосредственным руководителем). Много раз я бывал и в самой Чечне в самые жаркие годы (2000-2001, 2003, 2004), и на границах с ней, особенно часто - в Ставропольском крае.
И думаю, что название моста, пожалуй, излишне. Кадырова представляют патриотом, самоотверженно сражавшимся за Россию, и, пожалуй, это можно было бы съесть, не знай мы, что он входил в руководящую верхушку сепаратистов, был муфтием, то есть духовным лидером боевиков. Кроме того, он не имел большого выбора - шаг навстречу России был, скорее, необходимостью, а не чем-то добровольным.
Немного расскажу о ситуации, сложившейся в те годы в Чечне. Собственно, получилось так, что мятежная республика в начале двухтысячных оказалась без руля и ветрил. В ней не было ни единого руководства, ни значительного центра силы, ни даже общей идеи (как ни странно, ведь нам столько говорят о религиозной составляющей конфликта). В боевики ушло около 20-30 процентов взрослого населения, которые сражались очень по-разному. Как-то принято под одну гребёнку равнять всех боевиков, но это большая ошибка. Были крупные отряды, подчинявшиеся Басаеву, Масхадову, и другим, где царила жёсткая дисциплина, и действительно всё было завязано на религии, вплоть до того, что утро они начинали с намаза, соблюдали все религиозные требования, и так далее. Эти населению не очень вредили, и хотя и практиковали похищения людей и проч., но всё-таки по большей части штыки их были обращены в сторону Москвы, а не своих сородичей. Но были и другие отряды, состоявшие из сумасшедших бандитов, настоящих маньяков-убийц, которые убивали всех подряд, грабили, резали, и так далее. Это крайности, среднюю же, самую массовую прослойку боевиков, представляли люди, которых можно назвать ни рыба, ни мясо. То есть и религия присутствовала в меру, но и пограбить да порезать они были не прочь. Лучше, если русских, но можно и своих.
Это не могло долго сохраняться так - кончались ресурсы, население находилось на самом краю нищеты. И вот самые умные из чеченских лидеров стали постепенно подбивать, что называется, клинья, к федералам, искать их поддержки. Одним из них и оказался Кадыров. Выводы делайте сами, но лично я считаю, что ничего особенно героического в те годы не было, зато было много такого, за что надо бы краснеть и нашему, и чеченскому народам. У нас даже в советское время не очень много было памятников, названных в честь героев гражданской войны. Если сравнить масштабы с Великой Отечественной, то становится очевидно, что всё-таки тот период старались не выставлять, не выпячивать. Чеченская же война внимания заслуживает ещё меньше. Сами подумайте - чем тут гордиться? Погибло огромное количество людей, власти вели себя позорно (взять хоть условия Хасавюрта), а затем мы даже не победили, а договорились с лидерами боевиков. Странно увековечивать собственное бессилие. Чувство - "ну хоть как-то остановили бойню" - оно не самое торжественное, не то, которое хочется вспоминать, нежно в памяти ощупывать. Столько ещё осталось всего непрощённого, неоднозначного, и столько происходит этого же неоднозначного сейчас в той же Чечне, что, пожалуй, праздновать это даже странно. Думаю, каждый, кто будет ходить по мосту Кадырова, вспомнит этот ролик, тут ничего не поделаешь:
Click to view
Как говорится: No comments.