СССР и РФ: формационное и цивилизационное состояние. 2

Jul 08, 2017 10:35

Оригинал взят у sg_karamurza в СССР и РФ: формационное и цивилизационное состояние. 2
4. Новые (советские) структуры фундамента цивилизации СССР
Приведем изменения в фундаменте, которых не высветило внятно советское обществоведение:

- Истмат не смог предсказать главных сдвигов ХХ века. Познавательные возможности категории формационного подхода были недостаточны для анализа и империализма с его системой «центр-периферия», и мировой революции крестьянской «периферии».
Новая картина мира, сложившаяся за 1905-1921 гг. решила проблему выхода из революции (ее обуздания). Это гораздо сложнее, чем начать революцию. Гражданская война была остановлена резко, ей не дали перехода в «молекулярную» форму и в распад цивилизации. Новое мышление и чувство динамики нелинейных процессов придали силу политическим технологиям. Новая власть предложила способ «пересобрать» русский народ после катастрофы, а затем и вновь собрать земли «Империи» на новой основе - как СССР. Способ этот был настолько фундаментальным и новаторским, что приводит современных специалистов по этнологии в восхищение - опыт ХХ века показал, какой мощью обладает взбунтовавшийся этнический национализм.
Россия стала евразийской цивилизацией потому, что все ее народы (кроме Финляндии и Польши, и мировоззренческих маргиналов Прибалтики) соединились вокруг православного государства русского народа, сохранившего космическое чувство. Элементы этой этнической системы были комплементарны (совместимы) - и до сих пор эти связи существуют, хотя ослабли.
СССР представил этим народам образ семьи, посредством синтеза социальной справедливости с антропологией братства людей и «естественного» (по выражению М. Вебера) народного хозяйства. Были найдены такой язык и такая логика, что большие массы людей представляли себе реальность, ее противоречия, движения главных процессов и образ будущего.
Дж. Кейнс, работавший в 20-е годы в России, писал, что Россия тогда была главной лабораторией жизни. Она, как никто, была близка и к земле, и к небу. Он написал: «Ленинизм - странная комбинация двух вещей, которые европейцы на протяжении нескольких столетий помещают в разных уголках своей души, - религии и бизнеса».
Примерно то же М.М. Пришвин записал в своем дневнике 8 января 1919 г.: «Социализм революционный есть момент жизни религиозной народной души: он есть прежде всего бунт масс против обмана церкви, действует на словах во имя земного, материального изнутри, бессознательно во имя нового бога, которого не смеет назвать и не хочет, чтобы не смешать его имя с именем старого Бога»
Это не просто гражданство и патриотизм (связь нации), это рациональный смысл и этический мотив - собраться в цивилизацию. В социальном, культурном, мировоззренческом отношении крестьяне и рабочие, которые представляли собой более 90% жителей России, стали единым народом, не разделенным сословными и классовыми перегородками и враждой. Это был уникальный исторический момент, благодаря которому и стала возможна первая реализация долгосрочного проекта солидарного жизнеустройства. Социальное чувство эксплуатируемых тружеников приобрело в России окраску национального чувства угнетенного народа, а такое соединение всегда придает движению силу и упорство.

- Советское государство сразу начало большую программу создания «общества знания» и культурную революцию. В ней соединились: волна потребности грамоты и знания традиционного общества перед вызовом преобразований - с изменением картины мира и переходом науки к новой парадигме. Этот проект был в главных своих чертах реализован - в виде индустриализации, модернизации деревни, культурной революции и создания специфической системы народного образования, своеобразной научной системы и армии.
Интеллигенция, близкая к большевикам и социализму, мыслила уже в категориях постклассической науки становления (изменения как неравновесные состояния). Это придало ей высокую способность к «обучению у реальности» и отказу от догм. В политическое мышление ввели представление общественного процесса как перехода «порядок-хаос-порядок». Поэтому в период преобразований и присущей им высокой неопределенности ключевые решения были «прозорливыми». Руководители и работники освоили навыки визуализации предмета, строили образы больших систем, видели их в связи и в динамике. Примеры: НЭП, ГОЭЛРО, Госплан. Из образов тщательно изгонялись все идолы и фантомы, они отвечали канонам научного текста. А посмотрите на тексты современных политиков, начиная с Горбачева, в них кишат все «идолы Бэкона» - идолы рынка, площади и театра. Поэтому власти и граждане могли кратко и доходчиво излагать сложные проблемы. Сейчас многие специалисты «не чувствуют» таких систем, как общество, народ, государство и, нередко бывает, такие целостности, как экономика и кризис.
Стаханов открыл новаторское представление о структуре угольного пласта - и учил других шахтеров. Так возник кооперативный эффект взаимодействия разных типов знания - науки и знания доиндустриальной эпохи, которым владели средневековые мастера с их особым отношением «мастер-материал».
Непрерывная работа по предвидению и конструированию будущего было особым качеством не только ученых и политиков, а всех слоев населения - таково было состояние культуры. Образ будущего задает народу «стрелу времени» и включает народ в историю. Он соединяет прошлое, настоящее и будущее, скрепляет цепь времен.
Г. Уэллс, назвав Ленина кремлевским мечтателем, в то же время признал, что его партия «была единственной организацией, которая давала людям единую установку, единый план действий, чувство взаимного доверия… Это было единственно возможное в России идейно сплоченное правительство».
В результате СССР подошел к началу Великой Отечественной войне как мощная научная держава, причем это было достигнуто с очень скромными финансовыми, кадровыми и техническими средствами.

- Важная инновация - создание единой трудовой общеобpазовательной школы. Как известно, в ходе буржуазных революций на Западе была сконструирована школа «двух коридоров» - одна для элиты («университетской» культуры), другая для массы («мозаичной» культуры). У этих школ разные учебные программы и социальные уклады. В России дискуссии в выборе модели школы начались в конце ХIХ в. Сразу после Октябрьской революции была поставлена эта проблема.
29 октября 1917 г. была поставлена задача в кратчайший срок добиться массовой грамотности путем введения всеобщего обязательного и бесплатного обучения. В июле 1918 года был созван I Всероссийский учительский съезд, объединивший основную массу учительства. В августе было принято «Положение о единой трудовой школе РСФСР». В 1919 г. был принят декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», который обязывал все население от 8 до 50 лет обучаться грамоте на родном или русском языке. Пункты ликбеза открывались повсеместно. К концу 1930-х гг. уровень грамотности достиг 87%. Эта массовая кампания, в которую было вовлечено не только учительство, но и грамотная молодежь из разных социальных групп, сыграла важную роль в консолидации общества вокруг программы строительства общероссийской школьной системы, которая воспринималась как большой национальный проект. После экспериментов утвердилась модель единой школы на основе «университетской» культуры для всех.
Государство и общество не допустили разрыва непрерывности культурного развития России. В условиях той катастрофы, какой была революция в целом, это было почти невероятным достижением. Достаточная для обеспечения преемственности часть ученых, инженеров, управленцев, военных и гуманитарной интеллигенции включилась в советское строительство и не была отторгнута революционной массой. Культура как национальное достояние была перенесена в советское общество и государство и стала базой для модернизации и развития. Насколько это непростое дело, мы видим сегодня, когда «рыночная революция» оборвала связь с культурой России советского периода.
Форсированная и поддержанная обществом программа становления единой трудовой общеобpазовательной школы выдержала экзамен Великой Отечественной войной. Дух новаторства был общим, культура России была на взлете.
Успех советской индустриализации и научно-технического строительства, победа в Великой Отечественной войне во многом были обязаны преодолению цивилизационного раскола. Это позволило на время нейтрализовать русофобию Запада. Россия (СССР) была признана как полноправная цивилизация массовым сознанием Запада или, по крайней мере, перестала балансировать на грани «страны-изгоя».

- Советская власть продолжила развитие российской государственности и доработала ту модель, которая была необходима для России в новых, трудных условиях ХХ века. Она опиралась на государственное чувство всех массивных социальных групп России еще традиционного общества и устранила представление марксизма о государстве как «паразитическом наросте на теле гражданского общества». Это было очень непростой задачей.
Основные контуры модели задала общинная мысль: «Вся власть Советам!». Но в этом народном самодержавии было надо стянуть Советы в единую и мобильную систему. Это была большая творческая работа.
Р. Пайпс (антисоветский историк) пишет, что после разгона большевиками Учредительного собрания «массы почуяли, что после целого года хаоса они получили, наконец, “настоящую” власть. И это утверждение справедливо не только в отношении рабочих и крестьянства, но парадоксальным образом, и в отношении состоятельных и консервативных слоев общества - пресловутых “гиен капитала” и “врагов народа”, презиравших и социалистическую интеллигенцию, и уличную толпу даже гораздо больше, чем большевиков». Это было условием возрождения цивилизации.
В первый советский период (1917-1956) политическая система эффективно учитывала и анализировала неопределенность, препарируя ее и взвешивая риски. Предвидения были достаточно точны, учитывались пороговые явления и кооперативные эффекты. В моменты острой нестабильности государство подталкивало события в нужный коридор. Этот арсенал инструментов был из лучших в мире.

- Русский коммунизм преодолел почти на целый век цивилизационную раздвоенность России, соединил «западников и славянофилов». Ю.В. Ключников, редактор журнала «Смена вех», объяснял эмиграции (1921 г.), что большевики - «и не славянофилы, и не западники, а чрезвычайно глубокий и жизнью подсказанный синтез традиций нашего славянофильства и нашего западничества».
Посредством этого синтеза, удалось на целый исторический период нейтрализовать западную русофобию и ослабить накал изнуряющего противостояния с Западом. Это помогло привлечь на сторону СССР левую интеллигенцию и пролетариат Запада, что стало важным условием жизнеспособности СССР. Это - сложная задача, и сегодня, разбирая ее суть, видно, что японцам и Китаю это было сделать проще. С 1920 по конец 60-х годов престиж СССР на Западе был очень высок, и это дало России важную передышку.

- Социокультурные сообщества СССР спроектировали и построили большие технико-социальные системы жизнеустройства, которые позволили российской цивилизации вырваться из исторической ловушки периферийного капитализма начала ХХ века, стать индустриальной и научной державой и в исторически короткий срок подтянуть тип быта всего населения к современному уровню развитых стран. Мы не понимали масштабов и сложности этой задачи, потому что жили «внутри нее».
На деле большие системы «советского типа» - большое творческое достижение. Достаточно упомянуть такие советские создания, как школа и наука, здравоохранение и советская армия, промышленное предприятие с его трудовым коллективом и колхозная деревня, теплоснабжение и Единая энергетическая система.

- Особенно надо рассмотреть советскую программу строительства научно-технической системы. Эта программа - ключ к изучению всего советского цивилизационного проекта.
После Октября уже в конце 1917 г. и начале 1918 г. были подняты и пересмотрены наброски больших проектов, созданных в Академии наук. Была начата разработка научной политики и строительство большой системы (включая атомную программу - в 1918 г.). Только в 1918-1919 гг. было создано 33 ключевых НИИ, в 1923 г. их число достигло 56 и в 1929 г. 406.
К середине 20-х годов резко снизилась младенческая смертность в России, в результате средняя продолжительность жизни русских сразу подскочила на 12 лет. Это было достигнуто интенсивной и массовой научной и культурно-просветительной работой. Проведённые в 20-е годы большие санитарные и противоэпидемические программы предотвратили эпидемии и резко снизили заболеваемость инфекционными болезнями, ликвидировали особо опасные инфекции.
В Российской империи в 1890 г. законом была введена метрическая система мер, но ввести ее не удалось. Ученые Главной Палаты мер и весов сразу после Октября обратились в Совнарком, в 1918 г. был издан декрет и в ходе Гражданской войны была введена метрическая система (вместо прежних трех). Промышленность получила метрологию и стандартизацию.
В СССР сложились сильные школы, изучавшие нелинейные процессы, переходы «порядок-хаос», цепные процессы, процессы горения и взрыва, аэро- и гидродинамики и др. - культура страны получила передовую научную картину мира.
С первых лет советского периода фигура ученого как носителя особого типа знания, языка и образа мысли присутствовала во всех важных делах страны. Сегодня в это трудно поверить - системный культурный кризис выгнал ученых, их заменили идолами Бэкона.

На всякий случай, а то достали:
1. Если я что перепащиваю, это не значит, что я согласен со всем текстом на 100%, а лишь в главной мысли.
1а. Если в перепащиваемом есть "за христианство", то я не просто не согласен, а резко против. Если "за коммунизм", я тоже против (я за социализм). Но сидеть расставлять примечания и проч. -- уже времени требует; это не мои же тексты. Просто фильтруйте.
2. Если текст содержит мысли "в общем", а не строго список тезисов, то придираться к отдельным положениям, особенно вырванным из контекста -- фу. Здоровая критика в любом случае приветствуется.

СССР

Previous post Next post
Up