Продолжаем. См.
91, а также список тем
01-90.
Советские люди были глупенькими, "лучшая в мире система образования" произвела массу людей, которые верили в Кашпировского и Чумака и стояли в очереди к мощам, то есть не умели логически и научно мыслить.
Отвечает blau-kraehe, чуть сокращаю:
...Кашпировский ни разу не рассуждал об "энергиях", а позиционировал свои действия, как обычный гипноз, который применялся и применяется и в лечебных учреждениях, и давал вполне пристойное психофизиологическое объяснение.
...Пару лет моим духовником был член братства святого Петра. Есть такое традиционалистское католическое братство. Так вот, чтобы поступить в семинарию этого братства, было такое условие: должно быть законченное высшее образование в другой области. Мой духовник раньше был по профессии торговец, руководил какой-то там торговой фирмой. За тридцать "ощутил призвание" и пошел в семинарию в Риме. То есть уже нужно быть программистом, учителем, инженером и т.д. - и после этого можно идти учиться в эту семинарию, срок обучения - 7 лет. В общей сложности эти священники только высшее образование получали, в очищенном виде. минимум 10 лет (если первое было бакалаврское). И упс! Это было НЕ СОВЕТСКОЕ образование.
Но какая разница? Образование везде плохое, нигде "не учат логически мыслить". И св. Августина этому не учили, и Фому Аквинского... Ведь логически мыслящий человек не может же верить в Бога! Это же каждому юзеру интернета известно!
Почему в самом деле советские люди довольно массово после 90-х становились верующими - кто в астрал-ментал, а кто в церкви (а кто сочетал то и другое)? Недостаток ли это системы образования, идеологии?
Да. И системы образования, и самой позднесоветской философии и идеологии. Вот только этот недостаток заключался не в том, что "не давали научного мышления" и "не учили логически мыслить".
Советская система образования действительно была лучшей в мире. Не в том смысле, что она была идеальной, и что так и нужно. ... Советская система не была такой, она была, действительно, калькой с прусской школы - но она была лучшей в мире, в том смысле, что просто была лучше других. В смысле, остальные системы, в буржуазных странах, были хуже - они не предлагали единой школы для всех, они не давали такого массового общего образования, они не давали такой системности. То есть да, она была лучше просто потому, что другие были хуже (а почему другие были хуже - другой вопрос). Кстати, в позднесоветские годы развивалось множество интереснейших экспериментов в области педагогики, учителя-новаторы, коммунарское движение. Но все они были, понятно, обречены, это надстроечные явления, а в стране разрушался базис.
Именно научное мышление советская школа и вуз, техникум отлично давали. Конечно, каждый усваивал это мышление "в меру своей испорченности", но общая тенденция была именно такой.
Проблема заключалась в другом. Во-первых, есть огромные и очень важные области жизни, в которых научное мышление абсолютно бессильно и ничего не может дать. Это, например, смерть, и все, что связано с ней. Горе и счастье. Любовь. Отношения. Весь спектр человеческих эмоций и коммуникации.
Все эти области на протяжении человеческой истории были каким-то образом организованы социально. Не объяснены научно - а организованы, социализированы, встроены в общественную систему. Обычно религия создавала канву человеческой жизни - обряды при рождении ребенка (обрезание, крещение), венчальные обряды, похоронные. Религия предоставляла какие-то объяснения этих явлений, создавала этический остов, на основе которого должны были решаться житейские проблемы ("почитай родителей", "не прелюбодействуй").
Отказ от религиозных мифов, не подкрепленных научными фактами, привел к тому, что в этой области возник вакуум. Чем руководствоваться в области отношений и чувств, как смириться со смертью своей и близких? Непонятно.
В первую половину советской истории и частично во вторую этот вакуум активно заполнялся новой, скажем так, верой - верой в человека, в человечество, в коммунизм. Этим занимались по большей части поэты и художники. Какую мощную мистическую картину мы видим в "Смерти пионерки"! "Над больничным садом, вытянувшись в ряд, за большим отрядом движется отряд... молнии как галстуки по ветру летят... над больничным садом, над водой озер движутся отряды на вечерний сбор". Обычная девочка умирает банальной в то время смертью, в больнице - а какой мощный героический, мистический фон вокруг! Крестик падает на пол. Христианский миф умирает - он не может конкурировать с этой мощью.
И таких стихов, песен, картин, фильмов. книг было создано огромное множество. И они уже начали было заполнять вакуум. Советский атеист не умирал в отчаянии и без утешения - он умирал и терял близких, имея массу мистических, художественных объяснений и оправданий происходящего, даже черная тьма небытия впереди не пугала. "Это ничего, что нас не будет", как сказал герой "Хроники пикирующего бомбардировщика". "Товарищи, боритесь, не бойтесь!" - крикнула Зоя Космодемьянская, умирая. Даже с черной пустотой можно было смириться. Даже с этим можно жить и умирать без страха.
А может быть, это даже и не смерть? "На помощь спешат комсомольцы-орлята, и жизнь возвратится ко мне".
К моменту падения СССР эта мистическая картина во многом сдулась, большинство вообще уже не способны были ее воспринять, находясь на том же уровне сознания, как мать умирающей пионерки "я ли не копила для тебя добро?" А новой картины не было - возник вакуум. Этот вакуум начал активно заполняться старым религиозным мифом.
И при чем тут, простите, "логика и научное мышление"? Верить в душу, которая взлетает к Богу, или же в вообще непонятных "комсомольцев-орлят", которые каким-то образом вернут тебе жизнь - в общем-то одинаково нелогично. И находится эта вера примерно на одном уровне - небуквальном, нежитейском. То есть это не знание: вот я знаю, что идет дождь, надо взять зонтик. А отчаянная надежда на грани небытия. Какая на хрен логика? И почему логика не может допустить отчаянной надежды? Или хотя бы просто веры, что все было не зря, и ты не зря живешь и умираешь.
Во-вторых, вообще не было в то время такого осмысления человеческих экзистенциальных потребностей. Они выносились за скобки. Незачем думать о таких глупостях. Думать о смерти - глупость. Надо вон за молоком сходить, а завтра на дачу. Тебе еще долго до смерти, чего о ней думать? Это в бытовом плане.
В академическом то же самое.
И вот это проблема. Нам вообще не давали опыта осмысления человечеством экзистенциальных вопросов. Точнее, давали, но в ироническом ключе - глупенький Платон верил в какие-то эйдосы... Августин пресмыкался перед Боженькой. И давали неподробно, не позволяя даже понять - во что верили люди раньше? Как понимали этот мир? Что думали о смерти, любви, рождении, боли?
...для меня и сейчас то, что сказано в "Смерти пионерки" - это высшее достижение человечества в области осмысления экзистенциальных вопросов. Более того, спойлер, в новом романе я тоже буду касаться такого осмысления.
Но нужно было преподавать это как высшее достижение (и нужно было сформулировать его философски, а не только художественно), и нужно было с уважением и благоговением ознакомить нас с предыдущими попытками такого осмысления.
Вот тогда у нас была бы "прививка от религии".
А "научное мышление" и "система образования" с "логикой" здесь, пардон, вообще ни при чем.
Дополню от себя.
Всё просто: подавляющему большинству людей требуется вера и поклонение. Религия -- далеко не лучший способ, но привычный и известный. Многие, кто поумнее, не верят в плане конкретной религии, но "всё же там что-то есть" присутствует, причины чисто психологические. Или, скажем, наглядевшись официальной религии, становятся сторонниками, например, реинкарнации -- типа и всё "логично", и "смысл жизни" появился.
Коммунизм в виде "и вместо сердца -- пламенный мотор" при всей кривизне марксизма как теоретической базы на практике был весьма экзистенциальной идеей. Всё просто: когда не за что умирать, незачем и жить.
Но затем, вместо того, чтобы разработать теорию социализма (что не успел сделать Сталин), партия ушла в догматизм. В позднем СССР марксизм-ленинизм понимался по методу осознанной глупости имени Кастанеды. Помню, как принимали в комсомол: чистая формальность, и на выходе из горкома -- урна, заполненная уже ненужными пионерскими галстуками.
Логика, конечно, как и образование, всё же при чём; но странно заявлять, что-де самое лучшее образование все поголовно освоили на "отлично", причём не только зазубрили, но и научились мыслить.
Что показательно, в православие и Кашперовского с Чумаком ударились в первую очередь всякие агитаторы от КПСС и прочие, кто ранее пропагандировал коммунизм, в который к тому времени можно было лишь бездумно верить.