Добавление к "
Понять СССР-97: несуны были везде, воровство было нормой"
Лопатников что-то решил набросить и создал два опроса. "
Является ли человек, получаюший доход без труда, вором?" -- банален и поэтому не интересен. Скажем, сдаёт квартиру -- вором явно не является. А вот другой опрос
похитрее:
"Человек, числящийся на винного-водочном комбинате рабочим зарабатвает 20000 рубдей в месяц.
Одновременно с работой он исхитряется красть с завода по четыре бутылки водки в день, которые продает вечером во дворе дома, где он живет по 200 рублей, что несколько дешевле, чем в магазине.За месяц (24 рабочих дня) набегает 19200 рублей - то есть практически столько же, сколько он честно зарабатывает?".
Я не претендую на телепатию и не знаю, что хочет Лопатников. Явно, что странного, но я у него всё равно забанен и
спросить не могу. Но меня натолкнуло на мысль как продолжение
вот этого поста, продолжения моего понимания закона и справедливости.
Понятно, что формально, по УК, он водку крадёт. Никто не спорит.
Но есть нюансы. Чем отличается социализм от капитализма? В контексте важно вот это:
Таким образом:
- при социализме рабочий-несун, таская продукцию с работы и её продавая, паразитически тырит у народного хозяйства, по сути -- у своих же товарищей.
- при капитализме рабочий, ловно выносящий продукцию с работы и её продавая, всего лишь уменьшает эксплуатацию себя, любимого, эффективным собственником, при этом обеспечивая своих товарищей более дешёвым продуктом при сохранении качества, т.е. снижает их эксплуатацию.
Во втором случае -- красава, в первом -- антиобщественный элемент. Это именно по справедливости, что не совпадает с "по закону".
Возникает вопрос: ну ОК... но как тогда объяснить, что в позднем СССР тащили всякое и это, как правило, не осуждалось?
Да всё просто. Народ -- он же не дурной (скажем, на агитки либерастов о толерантности ко всяким ведутся по сути лишь интеллигенты) и понимает, что идеология марксизма сдохла (вообще-то, была мертворождённой, но хорошо маскировалась, т.к. тот же Сталин понимал, что без теории -- смерть, но коней на переправе не меняют, а потом ему дали умереть побыстрее). Расхождение деклараций официальной идеологии и действительности было понятно всем и каждому, поэтому если в том же блокадном Ленинграде умирали от голода пекари и хранители семенных фондов (была идея, которая важнее жизни -- та самая, не побоюсь контекста, сатанинская гордость как инстинкт самосохранения Личности), а при развитом застое можно было тырить с работы по мелочи при полной индифферентности, а то и поддержке, коллектива. Идеи, так важной русскому человеку, -- уже нет, кругом враньё и тот же социализм подают по-мещански, через материальные блага (которые должны быть, но как следствие, а не мотивация!). Вот стремление к ним и реализуется. Нет ощущения народного государства -- соответственно, это тыришь уже не у товарищей, а так, абстракно, "ни у кого". Поэтому "ничего такого".
Обратите внимание: если, как приведено в примере, для продажи -- то это спекуляция, и в принципе одобрения не вызывало. А вот если этот самый рабочий брал бы по поллитре для себя лично на ужин -- никто его не осудил бы вообще изх нормальных позднесоветских людей. Или, скажем, в ситуации "вынес ящик на день рождения и всех угостил". Было чёткое понимание "для себя и поделиться" vs "спекуляция и ради прибыли".
Возможно, современному молодому поколению (гы, я уже стар, и вообще суперстар) это сложно понять. Но я пишу эту серию постов не для того, чтобы агитировать за "СССР-2.0" (глюков было столько, что копии нафиг не надо) и не для того, чтобы обличать. Было всякое и по-разному, но менталитет масс отличался от капиталистического -- и вот это мне хотелось бы донести до читателей. И пусть они сами решают, за социализм они или капитализм, имея данные "как было на самом деле", что вследствие общей антисоветчины в РФ понять "с нуля" сложно: агитки против агиток.
...и, кстати, не забывайте, что мировозрение советского человека, которого пытались воспитать, -- это по сути русский менталитет и ничто иное.