Интервью с председателем Комитета Госдумы РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергеем Гавриловым.
Серге́й Анато́льевич Гаври́лов (р. 27 января 1966, Тула) - российский политический деятель. Депутат Государственной думы пятого (с 2007), шестого (с 2011) и седьмого (с 2016) созывов, член фракции КПРФ.
Награды:
Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (26 августа 2016 года) - за активную законотворческую деятельность и многолетнюю добросовестную работу;
Медаль Священномученика Горазда (2018 год, Православная церковь Чешских земель и Словакии);
Императорская медаль «Юбилей Всенародного подвига. 1613-2013» (2014 год, Российский Императорский Дом).
-- ...мы заинтересованы сегодня, чтобы религиозные организации в нашей стране, в том числе, централизованные, то, что мы называем традиционными конфессиями, участвовали бы в большей степени в образованит, воспитании... церковь не получает со стороны государства на это никакой поддержки - ни налоговой, ни информационной, ни компенсации затрат на помощь людям.
...просим при этом государство не вмешиваться... с точки зрения обязательности реестров, ответственности по информированию государства.
-- Недавно у нас вышел материал с реальной фотографией - священнослужитель окропляет детей святой водой прямо за партами. В общеобразовательной школе в Коломне проводится религиозный обряд, хотя законом это прямо запрещено. РПЦ транслирует правовой нигилизм?
-- Это не правовой нигилизм, это форма становления нашего гражданского общества. Более того, надо предлагать детям посещать храмы, где распространено православие. Можно посмотреть, как работают наши исламские братья в регионах Северного Кавказа, Поволжья, Ближнего и Среднего Востока...
-- То есть священники дальше будут ходить в школы? А если в классах мусульмане, буддисты, атеисты, дети из семей с научным мировоззрением? Кто защитит научное знание о мире, которому отнюдь не 7 тысяч лет?
-- Присутствие священников в школе - это не нарушение принципа отделения церкви от общества. ... А религиозные обряды - по желанию родителей считаю возможным проводить.
-- Военнослужащие Минобороны рассказали, что их принуждают скидываться на строительство Храма Вооруженных сил Российской Федерации в Подмосковье. Подавать заявления, что они добровольно вносят свои средства, но это не так. Известны случаи о таких же просьбах в адрес бизнеса. Не похоже ли это на вымогательство?
-- Есть такая поговорка о дураке, которого заставили молиться, а он лоб разбил. Это, конечно, эксцесс бюрократии. ... Логично было бы ввести или обязательный налог на восстановление храмов или прямое бюджетное финансирование. .... У нас стоит огромная проблема с отсутствием храмов... Я думаю, что восстановление храмов - это государственная задача...
- Повсеместный переход объектов федерального культурного наследия в собственность церкви. Споры вокруг Исаакиевского собора. Во Владимире - имущественные требования епархии к Владимиро-Суздальскому музею. Кроме Успенского и Дмитриевского собора - памятников ЮНЕСКО церковь просит отдать ей 12 объектов, среди коротых символ «Золотого кольца» - Золотые ворота. Валаам. Соловки. Имеет ли право РПЦ на такие привилегии?...
- Моя формула такая: большинство объектов церковь не хочет брать, потому что это огромные расходы: это реставрационные, научные работы, очень для церкви сложные. ... Есть некоторое количество памятников, которые церковь хотела бы считать своей собственностью, и исторически оно так и есть. (прим.: см. "
Кому принадлежат церковные ценности? ").
-- Возвратимся к Валааму. Монастырь учредил вокруг себя сеть фирм, занимающихся обычной торговлей и услугами. Продают местным жителям и туристам, паломникам продукты, в том числе - крепкий алкоголь под брендом«Валаамский монастырь. Аптекарский садъ», пиво, сигареты. Сдают отели, продают экскурсии. Все это - в условиях островной монополии. Жители жалуются - церковь отняла у них единственный источник дохода, выселяет с острова. При этом церковные лавки открываются ровно на тех точках, откуда торговали жители, с теми же видами товаров, только в разы дороже. Вместе с тем монастырские фирмы получают от государства бюджетные средства на расселение погорельцев, взимают с местных коммунальную плату. Это тоже частный случай?
-- Церковь по закону о свободе совести не имеет права вести коммерческую деятельность. Я затрудняюсь сказать, я там не был.
-- Вы уж простите, что я возвращаюсь к этому вопросу, но хочется разобраться. Деятельность, на которой сегодня дали возможность зарабатывать церкви - не совсем о спасении души, как вы сказали. Это сдача недвижимости, это сдача земли, это организация туристическо-паломнических походов, лавочная торговля всем, что востребовано. И это избавление от налогов и проверок, так?
-- Это совершенно оправданная история. Я еще с 90-х годов был сторонником того, чтобы вернуть имущество и земли церкви, они сейчас не возвращены. Но церковь не должна ходить с протянутой рукой и жить за счет подаяний и пожертвований. Да, я считаю, что это правильное направление. С одной стороны - монашеское дело, подвиг, а с другой стороны - сдача в аренду, промыслы - это абсолютно нормальные дело, абсолютно нормальная возможность зарабатывать.
-- Сергей Анатольевич, вы 15 минут назад сказали, что государство не должно никак вмешиваться в дела церкви. Но должно помогать реставрировать храмы за свой счет, то есть за счет налогоплательщиков. Вернуть десятилетия назад отобранные активы, земли и недвижимость. Позволить учрежденным «дочкам» зарабатывать на всем, на чем священнослужители хотят. И не лезть с проверками...
-- Церковь русская православная живет в труднейшем положении. ...доходы, которые собирает церковь как церковная организация - крошечные.. Государство слишком отделилось от церкви, недофинансирование идет. ...
-- В вашем определении светское государство - это что?
-- Мы должны, безусловно, сохранять разделение государства и церкви, но при этом деятельность светских властей сверху донизу должна учитывать не просто традиции, а те моральные, бытовые, культурные правила, которые сформировались за тысячелетия благодаря влиянию церкви. Уважительное отношение к самой церкви, к богослужениям...
- Как вы относитесь к называющим себя православным течениям, которые развиваются в стране активно в последние четыре года? «Сорок Сороков» - вы наверно знакомы с этими ребятами. И таких течений не одно. Это ли не настоящее оскорбление православия и самого бога? Люди выбивают извинения от деятелей культуры, актеров, журналистов. Ходят на судебные заседания давить на преследуемых по политическим статьям общественников. Ведут кампании против «аморальных» фильмов, рекламы, искусства. Пишут в полицию заявления на людей по известной "экстремистской" 282-ой статье, еще много чего делают...
-- Я не считаю, что они оскорбляют православие. Это молодежное общественное движение, я так понимаю, они во многом люди православные. Можно из самого мирного человека сделать агрессивного человека - не нужно больших усилий.
- Но агрессия как раз с их стороны, призывы к физической расправе, эмоциональное давление на ближних своих, простите.
-- Я считаю, что всё - вопрос диалога. ...
От редактора:
Из долгого разговора с законодателем мы так и не узнали, есть ли у многомиллионной армии российских атеистов право на защиту, в том числе и от "православной молодежи"? Почему грубо нарушается закон, по которому запрещены любые богослужения в школах? Допустимо ли в светском государстве преследование деятелей культуры за "неправильные" с точки зрения РПЦ произведения искусства?..Зато узнали, что в Государственной Думе у РПЦ есть убежденный и верный лоббист, чей рабочий кабинет увешан иконами.