Решил написать дополнение к
посту про Истину. Там вроде всё ОК, но вот тема "практика -- критерий Истины" явно требует более подробного изложения. Я же там лишь упомянул, что указывал на нелепость этого тезиса: получается, что критерий истиннее Истины. Этого, таки да, достаточно с философской точки зрения -- маразм явный. Но люди очень привыкли к этому шаблону, который вдобавок насаждался под видом научного всё время засилия идеологии марксизма в России.
Кроме того, на веру в истинность этого тезиса очень влияет его "приземлённость" и типа понятность и полезность. Плюс любовь общечеловеков к вере и киданию в дихотомии.
Аналогия: атеизм -- это безбожие, невведение личностного бога(ов) в мировоззрение, а вовсе не обязательно
вера в то, что бога нет. Но сколько народу, включая атеистов, считают, что вера (либо в наличие, либо в отстуствие) обязательна, а про
скептицизм и не подозревают. Тут "научный атеизм" тоже, гм, поработал в своё время...
Вот и тут -- откуда всё пошло, если без занудства цитат философов? Всё просто: веками идеалисты парили народу мозги и параллельно, как осознанно, так и косвенно, продвигали религиозные взгляды, которые подразумевает наличие имматериального. С развитием науки и пониманием вреда религии (и как церковного аппарата, и как мировоззрения) радостно кинулись в материализм, начиная с кондового "мозг выделяет мысль, как желчный пузырь -- желчь (цитата по памяти, не помню, про какой орган говорилось; материализм и идеализм разбирать подробнее будем потом). Ничтоже сумняшеся появились позитивисты, которые вообще стали отрицать метафизику в любом смысле и внаглую начали сводить философию к обоснованию эмпирики. В общем, от веры "бог есть и непознаваем" кинулись в дихотомию "бога точно нет, а мир мы ща ваще весь познаем". Соответственно, из такого вот кондового позитивизма и вылезла практика как критерий Истины.
Дебилизм, кстати, тут не только философский (критерий истиннее истины), но и научный: про флогистон помните? Опыты очень даже подтверждались практикой, уравнения термодинамики получились. Таки что, существование флогистона/теплорода было истиной, да?
Всё просто: не надо вляпываться в веру. Мы никак не можем опровергнуть тезис "мы все в Матрице". Или солипсизм. Это НЕ значит, что логично исходить из таких концепций -- маразм, честно говоря. Но заявлять, что-де точно не так -- это именно что интеллектуально нечестно, вера и не более того. Есть (подробно будет потом) рабочая теория / концепция / аксиоматика, но вот верить в это не надо. Фу-фу-фу.
В чём разница? Именно в психологическом подходе: не допускать сваливания в веру как норму, это очень вредно.
Так вот: "практика -- критерий Истины" тут именно что соответствует вере и примитивизации восприятия.
Вообще-то, наверное, я забегаю вперёд: эту тему было бы проще понять, уже разобравшись с понятием модели и субъект/объектного подхода. Но что поделать, логичнее изложить сразу в главе про Истину... В общем, потом поймёте лучше, а сейчас -- хотя бы так :-)
Как пример веры -- отрывок из университетского курса лекций по философии. Ссылку не даю -- отрывок стандартнейший.
"Современная трактовка истины включает в себя следующие моменты. Во-первых, понятие «действительность» трактуется, прежде всего, как объективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания, как состоящая не только из явлений, но и из сущностей, скрывающихся за ними и проявляющихся в них. Во-вторых, в «действительность» входит также и субъективная действительность, в истине познается и отражается и духовная реальность".
Про то, что словосочетание "объективная реальность" -- оксюморон, будет подробно в следующей теме. Пока же обратите внимание на нечто, существующее независимо от нашего сознания, т.е. восприятия. Откуда это взялось? Да из посконно-кондового позитивизма: мол, раз тут в проходе стоит табурет, о который все спотыкаются, то он тут реально есть, а не мерещится. Независимо от того, что кто думает на тему его существования. Вон, в темноте тоже спотыкаются, не видя.
Но суть-то в ином: "спотнкулся о нечто" -- это голимая эмпирика, и фиг с ней. Философски же вопрос ставится иначе: а откуда мы знаем, что это именно табурет, если предположить, что его никто никогда не видел и не исследовал иным образом? Когда никто никак не воспринимал ни одного табурета? Перцепция "нечта" с последующей классификацией -- это именно что работа нашего сознания. Если же нет и никогда не было нигде никак никакого сознания, то на каком основании утверждается, что нечто существует?
Подобная наглость идёт исключительно от примитивного, бытового мышления -- я видел, Вася видел, Петя видел, Лукерья Аполлионаровна тоже видела, все видели, кто смотрел -- значит, это существует само по себе, вне мышления. А то, что восприятие -- это уже мышление, типа вторая мысль, а больше одной в бестолковке не помещается.
Ладно, потом подробнее. Но не удержусь от ещё одной цитаты: "Объективность истины заключается в том, что истинное содержание человеческих представлений не зависит ни от человека, ни от человечества...". Чтобы не тратить много времени, просто приведу иллюстрацию: математика, получается, не зависит от человечества. Она сама по себе где-то есть, ага. Существовала ещё до человека, а как же!
Проблема была известна с древности: есть ли звук, если его никто не слышит? Но это типа умствования, а тут надо изобретать идеологию, которая для невеж сошла бы за научную.
Ну и примитивизация философского термина до бытового уровня: "Истина всегда конкретна, абстрактной истины нет. Конкретность включается в объективную истину. Вследствие этого понятие истины неотъемлемо от ее развития, от понятия творчества, необходимого для дальнейшей разработки и развития знания". Тут сразу и отказ от здоровой метафизики в пользу позитивизма, и возможность корректировать "как надо" под видом развития. Чиста конкретна.
Практическая деятельность людей есть в конечном счёте решающий способ проверки достоверности наших знаний -- а не Истины! Не путайте. Уверенность, а не вера.
Ученый, исповедующий даже солипсизм (если таковой вообще имеется), будет придерживаться совершенно такой же практики в науке, что и материалист. С той лишь разницей, что в конечном итоге (уже не на научном, а на философском уровне) сведет все к изучению не внешнего мира, а собственного сознания. Но останутся все те же эмпиризм, индукция и верификация. В любом случае, человек будет пытаться приспособиться к миру, даже если весь мир в его понимании ограничивается его собственным сознанием.
Показательная цитата Энгельса из работы "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии":
"...существует ряд других философов, которые оспаривают возможность познания мира или, по крайней мере, исчерпывающего познания. К ним принадлежат среди новейших философов Юм и Кант... Решающее для опровержения этого взгляда сказано уже Гегелем... Самое же решительное опровержение этих, как и всех прочих, философских вывертов заключается в практике, именно в эксперименте и в промышленности. Если мы можем доказать правильность нашего понимания данного явления природы тем, что сами его производим, вызываем его из его условий, заставляем его к тому же служить нашим целям, то кантовской неуловимой «вещи в себе» приходит конец".
Про Гегеля сейчас не буду (достаточно маразма тождества мышления и бытия), но такое вот "назначение конца" -- это уровень "Гагарин в космос летал и бога не видал". При этом заявляется возможность (отрицается невозможность) исчерпывающего познания мира! Важно понимать отличие "мы не можем сказать, что нечто мы точно не познаем" (отличие скептицизма от агностицизма) и веру в "мы полностью познаем мир". Это, блядь, КАК?! Притча про знание в виде круга, который чем больше -- тем больше и его граница, соприкасающаяся с непознанным, тоже как бы не нова. Вспомнилась давняя байка: на некоем светском приёме присутствовал физик мирового уровня (не помню, кто именно). В каком-то разговоре некая девушка спрашивает -- а чем он занимается-то:
-- Я всю жизнь изучаю физику.
-- Странно, я всю физику прошла за два года в колледже...
Кондовость подхода, неспособность к абстрагированию видна и в этом отрывке:
"Практика в качестве критерия истины различно понимается в рамках диалектики и метафизики. Диалектика предполагает единство (диалектическое противоречие) чувственного и рационального в рамках практики. Следовательно практика - это единство чувственного и рационального освоения мира. В таком случае, практика в единстве двух этих аспектов выступает как критерий истины. Знание должно быть подтверждено в практическом и теоретическом «погружении» в объект в процессе практики. Например, чтобы удостовериться в истинности утверждения «квадрат имеет четыре угла» необходимо обратить внимание на рационально обоснованную ясность, логичность этого утверждения. А затем - проверить это на конкретном примере эмпирически".
Оцените подход: вообще-то квадрат -- это математический объект, который задаётся аксиоматически. У него четыре угла по определению. А тут автор лекций предлагает найти где-то в действительности квадраты (!!!) и пересчитать у них углы. Мол, поищите в природе математические объекты (!) с четырьмя прямыми углами и равными сторонами, а потом пересчитайте -- точно ли четыре угла?
Ещё пример: известная цитата Ленина: «Практика выше (теоретического) познания, ибо она имеет не только достоинство всеобщности, но и непосредственной действительности».
Как может быть практика "выше" теории? Понятно, что практика -- это критерий полезности теории (но не истинности!), однако практика без теории -- это тоже, гм, того-с.
Ленина, кстати, иногда пытаются отмазать -- мол, понимать надо не так, как написано. Дело в том, что эта цитата не из его отдельной работы, а примечание к конспекту "Науки логики" Гегеля, у которого написано так: "Эта идея выше, чем идея вышерассмотренного познания, ибо первая имеет достоинство не только всеобщего, но и просто действительного". По сути -- пересказ, и надо понимать контекст. Расширенная цитата:
"В теоретической идее субъективное понятие как всеобщее, как в себе и для себя лишенное определений противостоит объективному миру, из которого оно черпает определенное содержание и наполнение. В практической же идее это понятие как действительное противостоит действительному. Но достоверность самого себя, которой субъект обладает в своей в себе и для себя определенности, есть достоверность его действительности и недействительности мира. ...
Эта определенность, содержащаяся в понятии, равная ему и заключающая в себе требование единичной внешней действительности, есть благо. ... Эта идея выше идеи рассматриваемого [нами] познания, ибо она обладает достоинством не только всеобщего, но и просто действительного".
Короче говоря, тут объективный идеалист Гегель выступает против субъективного идеализма (при этом лажает и передёргивает, но не суть), и материалист Ленин с ним соглашается. Контекст: "чисто теоретические рассуждения, не подтверждаемые практической деятельностью, -- лажа". Оно как бы и да -- например, религия. С другой стороны, сейчас-то наука развилась, и многие открывается сначала теоретически, "на кончике пера", и гипотеза -- убедительная, но не подтверждённая эмпирически -- может быть в таком состоянии годами. В главе "
05: существовать -- это как?" я приводил пример нейтрино. А уж взять какую-нибудь теорию струн или теорию гравитации...
Т.е. даже с учётом контекста -- лажа.
При этом марксизм/диамат вещают даже не об экспериментальной проверке теорий, а о некоей "общественно-исторической практике" как критерии. И как прикажете проверять этой самой практикой теории строения микромира, например?
Но всё ещё хуже: "наши (общепризнанные) представления о мире помогают нам (человечеству) быть эффективным с практической точки зрения и служит доказательством истинности этих представлений". Религии когда-то, получается, были истинными. Причём разные и одновременно. Милота!
Впрочем, критерий истинности в виде практике может применяться весьма своеобразно. Читаем, например, "Философские основания естествознания" (ред. С.Т. Мелюхин -- М.: Изд-во МГУ, 1977):
"...диалектические философские основания науки не могут быть привязаны к фиксированной стадии развития научных теорий. Так они не могут быть жестко привязаны ни к механике Ньютона, ни к механике Эйнштейна, ни к квантовой механике, хотя и служат философскими основаниями и той, и другой, и третьей, равно как будут служить основаниями тех теорий, которые физика создаст в будущем..."
Это, простите, как? Вот надо бы доказать истинность т.н. диалектической логики на практике. Но тут же оказывается, что она типа служит философским основанием всего и всегда, вот только на каждой конкретной стадии "не может быть привязана" ни к какой научной теории. Лепота, однако.
А вот пример торжества практике над теорией:
"Согласно идеям Бора противоречия между корпускулярными и волновыми свойствами атомных объектов как бы застывают в виде противоположности двух классов взаимоисключающих экспериментальных установок, с которыми связаны «дополнительные» явления. Между тем истинное разрешение «антиномии дополнительности» состоит в том, чтобы рассматривать корпускулярные и волновые свойства объекта, как единство противоположностей" (М. Э. Омельяновский. Диалектика в современной физике. -- М.: Наука., 1973).
Мол, практика показывает истинность того, что объект имеет несовместимые свойства -- да и ладно! Это теоретикам важен физический смысл объекта, а мы просто будем считать, что истинны одновременно два несовместимых понимания.
Обратите внимание: не "в одних условиях проявляются корпускулярные свойства, в других -- волновые", а именно что "единство противоположностей, проблема-то". Практическое противоречие -- критерий истины!
Вариация на тему (Копнин П.В. Диалектика как логика и теория познания. - М. Наука, 1973):
"Предмет содержит противоречивые определения. Мы можем высказать о нем разные суждения: предмет К обладает признаком а («свет имеет корпускулярную природу»); предмет К обладает признаком b, противоречащим а («свет имеет волновую природу»); предмет К обладает одновременно признаками а и b («свет одновременно и волна и корпускула»). Все эти суждения истинны; первые два фиксируют отдельно взятые свойства света, а третье, более глубокое, отражает тот факт, что свет является одновременно и волной и корпускулой".
И далее -- самый цимес:
"Иногда закон формальной логики о недопустимости противоречия истолковывают в том смысле, что он якобы требует признания истинным какого-либо одного из двух суждений... и отрицает истинность суждения: «свет одновременно и волна и корпускула». В действительности же этот правильно понятый закон формальной логики не запрещает нам высказать такое суждение, предикат которого составляет мысль о единстве противоречивых свойств предмета. Как и другие законы формальной логики, этот закон не касается содержания предиката суждений. Он выполняет важную функцию лишь в построении самого умозаключения как логической формы. Если мы в каком-либо конкретном умозаключении исходим из суждения А («свет обладает свойствами одновременно и корпускулы и волны»; то в этом умозаключении мы не можем признавать истинным отрицания суждения А, т. е. не-А («свет не обладает свойствами одновременно и корпускулы и волны»). Суждения А и не-А несовместимы в одном умозаключении.
Закон недопустимости противоречия имеет объективное основание, но заключается он не в том, что в мире вещей и в их отражении в сознании людей нет якобы противоречий. Наоборот, противоречия есть сущность вещей".
В общем, такая вот "проверка теории практикой" в диамате.
"Бытие вообще? -- значит, такая неопределенность, что бытие = небытию. Всесторонняя, универсальная гибкость понятий, гибкость, доходящая до тождества противоположностей, -- вот в чем суть" (В.И. Ленин, Философские тетради ПСС, т.29, стр.99)
Кстати, рекомендую по теме небольшую статью Р. Смородинова (Хазарзара) "
Кpитика эмпиpизма". Там всё "на пальцах", пересказывать не буду. Или куда более серьёзную работу того же автора "
Философские проблемы микрофизики" (Философия науки, №3(42), 2009):
"...«устраняя» те неизбежные трудности, когда под электроном подразумевалось нечто реальное, и рассматривая - в эмпирическом восприятии и теоретическом содержании - электрон то как частицу, то как волну, неопозитивизм элиминирует вопрос о реальной сущности электрона, считая его только теоретическим объектом вполне конкретной научной модели. Сциентисты, однако, не понимают этой тонкости и в попытке онтологизации научной модели совершенно упускают из виду следующее: из положения о том, что в науке мы не можем одновременно определить координаты и импульс частицы, а потому вынуждены описывать квантово-механические процессы через пси-функцию, имеющую вероятностный характер, еще никак не следует, что сама частица превращается в нечто математическое и вероятностное, также как из принципа дополнительности отнюдь не следует, что реальный электрон в зависимости от эксперимента превращается то в частицу, то в волну. Именно ни на чем не основанное отождествление знаний и бытия, гносеологии и онтологии, ведет к парадоксу альтернативных онтологий".
Ну и ещё к теме Истины безотносительно практики.
Р.Декарт ("Рассуждение о методе"): "...никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью... включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и столь отчетливо, что не дает мне никакого повода подвергать их сомнению".
Очень показательно: мол, лично у меня нет повода подвергать нечто сомнению, считаю очевидным -- можно и считать, что истинно! Думаю, не имеет смысла раскрывать ошибочность рассуждений, и цитата приведена лишь для иллюстрации: это не какой-то там обыватель рассуждает.
Впрочем, важен и косвенно связанный с такой позицией вопрос. Можно встретить рассуждение вида "у Истины не может быть критериев, поэтому она должна быть самоочевидной". Мол, если нечто все сразу считают Истиной -- то это Истина и есть. Понятно, что такое рассуждение ложно: даже если все уверуют в то, что нечто есть Истина, с ходу и искренне, как вы исключите вариант, что это Локи прикалывается?