Если задуматься, Минск далеко не избалован оригинальным совархом 70-80-х годов. В ряду немногочисленных впечатляющих зданий этого периода выставочный комплекс "Белэкспо", построенный на самом излёте эпохи, в 1988 году, на тогдашнем проспекте Машерова - едва ли не самый интересный, на мой вкус, пример.
Автор комплекса - заслуженный архитектор Беларуси Леонард Москалевич ("Минскпроект"), в основном строивший в Минске жилые дома. Среди его административных зданий можно отметить разве что Академию управления и Институт культуры на улице Суражской.
План комплекса с ГуглМапс. Интересно, что стилобатная часть комплекса в плане напомнила мне
"Знак качества", а само здание -
эмблему XII фестиваля молодёжи и студентов в Москве 1985 года. Треугольники в стилобате - внутренние дворики, слева от здания - круглая автостоянка с обелиском Меркурию в центре.
Вид с проспекта Победителей.
В газетах конца 1980-х про выставочный комплекс Москалевича писали:
«Внешне сооружение очень красиво. Оно напоминает распустившийся цветок с чуть удлиненными и загнутыми кверху лепестками, который как бы накрывает собой горловину огромной хрустальной вазы». Конструктивное решение здания требовало немалого мастерства и инноваций при производстве строительных работ. Авторы проекта разработали уникальную по тем временам систему перекрытия павильона - с помощью пяти гиперболических параболоидов, выражающих живописность и легкость архитектурных форм. Между ними в строго заданной геометрии был натянут металлический каркас - ванты, на которые набрызгом укладывался бетон. Внутренняя площадь - 4,5 тыс. м2, и при этом ни одной колонны, что достигнуто с помощью вантовой системы.
Верхушка.
На стилобате.
Верхушки ёлок торчат из одного из внутренних двориков.
Крупнее.
Один из двух внутренних двориков.
Башня с часами и Меркурием.
В ходе грядущей реконструкции проспекта Победителей предуматривается создание на базе "Белэкспо" некого "молодёжного центра". Планируется ли при этом снос нынешнего здания и строительство нового или всё ограничится приспособлением существующего, к сожалению, мне так и осталось непонятным.