Всего в 15 км от Слонима, но уже в соседнем Зельвенском районе в чистом поле, засеянном с одной стороны кукурузой, а с другой стороны ничем пока не засеянным, рядом с колхозным коровником стоит православный храм. Непостижимым для Беларуси образом сохранившаяся в почти нетронутом виде на протяжении пятиста лет своей истории Михайловская церковь-крепость в Сынковичах ныне вне всяких сомнений одна из главных достопримечательностей страны, будоражащий воображение пример оборонного зодчества, приобретшего у нас столь специфические формы, что их, того и гляди, включат в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Издалека Михайловская церковь действительно похожа скорее на небольшой замок.
Указатель на дороге из Слонима.
Сынковичский храм - пожалуй наиболее аутентичный из широко известной триады беларуских четырёхбашенных православных церквей-крепостей XVI века (Михаила Архангела в Сынковичах, Рождества Богородицы в Мураванке и Благовещения Богородицы в ныне польской Супрасле). Возможно, это и самый яркий пример готического православного храмового строительства.
Ранее широко бытовало мнение (и на указателе на одном из предыдущих снимков это нашло отражение), что эта церковь была построена первой из православных храмов-крепостей ВКЛ ещё в начале XV века (1407 год), сейчас же историки архитектуры склоняются к более трезвой датировке: начало XVI века. Как бы то ни было, все эти точки зрения основаны лишь на косвенных сведениях - прямых указаний ни на год строительства, ни на фамилию фундатора не осталось. Известный искусствовед Тамара Габрусь, например, считает, что спонсором возведения храма мог быть Константин Острожский.
Михайловская церковь неоднократно становилась предметом исследования специально обученных людей, и результаты этих исследований обильно публиковались. Поэтому за архитектурной критикой (вся эта символика аркатурных поясов и значение шахматного ритма чередования стрельчатых окон и контрфорсов на боковых фасадах) я отошлю всех, например, к последней книжке той же Габрусь "Соборы помнят всё", которая продаётся сейчас в любом крупном минском книжном магазине. Традиционно для Габрусь хорошее глубокое исследование готики и ренессанса в сакральном зодчестве Беларуси.
Мне же хотелось бы как обычно поныть. Православная церковь, крепость при этом, соединившая в себе европейскую готику и русско-византийскую традицию крестово-купольного храма и дошедшая до нас при этом практически без позднейших перестроек - уникальный и по мировым меркам памятник. Внутрь же лучше не заходить. Стены и своды заботливо раскрашены голубой и белой масляной краской. Сказать, что это выглядит убого, значит вежливо промолчать.
Фотография с
радзімы.орг.
Зато на то, чтобы побелить нишы на щите главного фасада, как и должно быть, это ведь неотъемлимый элемент художественного оформления церкви, штукатурки не нашлось.
Впрочем, здание недавно опять одели в леса (свободным остался как раз только главный фасад), так что может и отштукатурят. Главное, чтобы не получилось как в Мураванке, где побелили всё подряд: и что нужно, и что не нужно. Кстати, на этом снимке как раз можно наблюдать "шахматный ритм чередования стрельчатых окон и контрфорсов". :)
Далее про эту колокольню 1891 года перед церковью. Раньше она была накрыта обычной шатровой крышей и хоть отчасти гармонировала с основным зданием, теперь же её "по-богатому" достроили, приделав к верхушке непременную золотую луковицу. Получилось в итоге как обычно абы что.
Вот, кому надо сказать спасибо. Как вообще оно сюда, в эту глушь, добралось? Лучше б его в России посадили.
Центральная брама.
Фрагмент её оформления. Оставлена памятная надпись о последнем крупном ремонте.
Обратите внимание, что пара передних башен - восьмигранные, а башни со стороны апсиды - круглые.
Апсид на самом деле три, они соответствуют количеству нефов.
При этом все три апсиды накрыты одной криволинейной крышей, поэтому если смотреть сверху, то апсида как бы одна.
На северо-западной башне обожжёным кирпичом выложены кресты.
А внутри я снимать не стал.
Батюшкин наверное. Он там молодой.
Напоследок живописные окрестные пейзажи. Запах из этого коровника становится приятным бонусом многочисленным туристам, приезжающим сюда в разгар сезона.
А ещё в Сынковичах остался спиртзавод начала XX века.
Там сейчас тоже что-то колхозное.
Предыдущие слонимские серии:
1. Рядовая застройка Слонима.
2. Слонимские храмы.
3. Советский Слоним.
4. Слоним всякий разный.
5. Альбертин.