Православная церковь, деревянная правда, появилась на Высоком Рынке Минска (теперь называющимся площадь Свободы) еще в XVI веке. В 1617 году около той церкви основали мужской Святодуховский монастырь: для него отвели «пляц пустый, до церкви святого духа, в рынку против ратуши лежачы... для побудовання монастыра и школ». Так в Минске начал создаваться великолепный комплекс униатских базилианских монастырей, бывший его украшением вплоть до XIX века. Сейчас появился пока довольно призрачный, но всё-таки шанс, что городу будет возвращено утраченное в более-менее первоначальном виде.
Реконструкция Л. Ивановой по материалам В.М. Денисова.
Я наверное тороплю события, но не хочется откладывать эту тему до возвращения из моей следующей большой поездки.
Итак, ориентировочно в 1617 году рядом с Святодуховской церковью началось строительство каменного корпуса мужского монастыря. Вероятно уже в это время он предполагался униатским, как раз в 1617 году в Великом княжестве Литовском появились первые монахи греко-католического ордена св. Василия (Базиля). Следующим этапом должна была стать замена старого деревянного церковного здания на новое, каменное. Площадка под него была передана монастырю в 1636 году, а воплощению фантазий архитекторов помогло пожертвование в 2000 злотых, сделанное двумя годами ранее неким состоятельным жителем Полоцка. Точная дата окончания строительства неизвестна, но историки архитектуры считают, что новая церковь св. Духа была закончена к началу 1650-х годов, ссылаясь на завещание униатского митрополита Антония Селявы: помимо 20 000 злотых, подаренных Селявой монастырю, он просил похоронить его именно в церкви св. Духа - мол, не захотел бы митрополит, чтобы его бренные останки погребли в деревянном здании, которое планировалось к сносу. Параллельно здесь же с 1641 года по фундации трокской кастелянши Зузаны Гансевской шло строительство и женского монастыря.
Как бы то ни было, во время войны с Россией 1654-1667 годов минские базилианские монастыри уже использовались в оборонительных целях, а значит были скорее всего закончены.
План монастырского комплекса. Реконструкция Л. Ивановой по материалам В.М. Денисова.
Это действительно была своеобразная крепость. Мужской корпус с церковью образовывали её юго-западную сторону. Женский корпус - северо-восточную. Между собой их соединяла крытая галерея с маленькими окнами-бойницами, одновременно бывшая в своём нижнем ярусе въездной брамой. С четвёртой стороны на плане ничего нет, но весьма вероятно, что первоначально монастырский двор всё-таки замыкала каменная стена: она упоминается в документах XVII века ("...ограда каменная и бои верхние и нижние»"). Это действительно был единый завершённый комплекс.
А его жемчужиной была церковь.
Обмерный чертеж главного фасада, 1843.
Это был однонефовый храм без башен с пятигранной апсидой, перекрытой крестовыми сводами, опирающимися на массивные внутренние контрфорсы. К готике отсылают высокие стрельчатые окна, гранёная форма апсиды, своды, контрфорсы. Ренессанс - это главный фасад, весь построенный на сочетании пилястр коринфского ордера, а в фигурном щите уже чувствуется барочное влияние.
Реконструкция. Литография В. Стащанюка, 1988. Слева - галерея, соединявшая женский корпус с церковью, далее сама церковь со стороны апсиды, вдалеке - иезуитский костёл, ныне архикафедральный Мариинский костёл.
Главной же художественной особенностью Святодуховской церкви стала роспись плоских ниш на фасаде фресками, изображающими святых. Структура размещения ниш и порядок их заполнения фресками соответствовали православному иконостасу. Искусствоведы радостно потирают руки - такое почти не встречается в культовой архитектуре Европы: чтобы иконостас да сразу на фасаде.
Высокий Рынок Минска. Литография В. Стащанюка, 1988. Слева - церковь св. Духа, справа - минская Ратуша.
Гамон всему этому пришёл с присоединением территории Беларуси к Российской империи. Униатские монастыри были закрыты в 1795 году, а из Святодуховской церкви сделали Петропавловский православный собор. В мужском корпусе разместилась гимназия. В 1835 году всё это вообще сгорело, после чего здания бывшего комплекса базилианских монастырей окончательно утрачивают (за исключением женского корпуса) свой первоначальный вид. Мужской корпус перестраивают "под классицизм" и размещают здесь Присутственные места, а Святодуховскую церковь из памятника европейского значения превращают в аляповатый собор в псевдорусском стиле, который в 1937 году воинственно взрывают атеисты.
Петропавловский кафедральный собор. Фотография начала XX века.
О восстановлении этой церкви впервые задумались ещё в конце 1970-х, когда группа архитекторов из Специальных научно-реставрационных мастерских министерства культуры БССР под руководством Сергея Багласова (того самого, что потом делал Троицкое предместье, ратушу, гостиницу "Европа", а сейчас всё больше имитирует рядовую застройку по Немиге и Торговой), на основе архивных материалов сделала реконструкцию главного фасада храма.
Главный фасад минской церкви св.Духа. Реконструкция Сергея Багласова. Очень любопытно сравнить её отличие от того же обмерного чертежа 1843 года (был выше).
Потом было много планов регенерации Верхнего города. Какие-то предусматривали восстановление церкви, а какие-то предлагали с непонятного перепуга (впрочем, конечно понятного) построить здесь православную часовню а-ля рюс, но в итоге, вроде бы, здравый смысл восторжествовал. Судя по последней информации, на пустующей площадке на площади Свободы, где сейчас контуры утраченного храма выложены в траве камнем, Святодуховская церковь будет восстановлена в первоначальном своем виде середины XVII века. Только в XXI веке здание это потеряет сакральный характер и будет приспособлено под детскую филармонию, концертный зал.
Позволю себе процитировать жж-юзера
pashunja, оставившую
в моём посте про начало на площади Свободы геологических исследований в каментах следующую информацию:
На этом месте будет воссоздана церковь Святого духа, с размещением в ней концертного зала детской филармонии. Эскизные проект уже утвержден, сейчас ведется разработка архитектурного проекта, который должен быть закончен в сентябре-октябре 2008 г. В ноябре уже планируется получить разрешение Госстройнадзора на строительные работы. Срок сдачи объекта октябрь 2009, но скорее всего как всегда не успеют, так что не раньше 2010 г. И далее:
Церковь будет воссоздаваться в первоначальном виде середины 17 века. За основу взято изображение 1800 года и обмеры 1843 года. Будет так же воссоздана галерея, соединяющая церковь и здание женского монастыря, которое сохранилось до сих пор. Далее несколько современных фотографий.
Здесь стояла и надеюсь в скором времени будет опять стоять церковь св. Духа. За площадкой сохранившийся до наших дней корпус женского базилианского монастыря, справа виден кусок перестроенного монастыря мужского.
То же самое, вид с противоположной стороны. Справа краснеет забор вокруг строящегося на потеху горожанам нового фонтана.
Перестроенный до неузнаваемости корпус мужского монастыря. Вроде только первый этаж частично сохранился оригинальный. Восстанавливать его первоначальный вид не будут.
Сохранившийся женский жилой корпус.
Этот корпус было очень хорошо, не по-нашему, реставрирован. Деревянные окна, натуральная черепица, барочный фигурный щит восстановили как в его лучшие времена, никаких тебе луковиц - почему всегда так не делать? Внутри я, правда, не был.
Улица Энгельса в сторону Октябрьской площади. Справа - Присутственные места, слева - женский монастырь, за ним чуть-чуть виден дом, где когда-то жил Станислав Манюшка. Увы, не видны башни и купола монументального
доминиканского костёла св. Тамаша Аквинского.
Улица Энгельса в противоположную сторону. Она в этой части будет перекрыта восстанавливаемой галереей между Святодуховской церковью (площадка слева) и женским монастырём (справа). Впереди - костёл св. Язепа монастыря бернардинцев, с которым всё никак не определятся, будет ли здесь бордель или храм, но уже решили, что нынешнего архива там точно не будет. За ним видна одна из башен бывшего костёла Рождества Девы Марии монастыря бернардинок, ныне православного кафедрального Свято-Духова (по иронии судьбы) собора. Это я всё для неминчан расписываю, у меня есть пару человек во френдах. :)
Посмотрим, что из этого всего получится.
Информация и иллюстрации конечно с
радзімы.орг и из книжки Тамары Габрусь "Соборы помнят всё".