Вот уже больше года рядом с Привокзальной площадью Минска, встречающей всех понаехавших гостей города монументальными башнями архитектора Рубаненко и стеклянным ж/д вокзалом архитектора Крамаренко, ведется довольно крупная стройка. На большом участке, вытянувшемся вдоль улицы Бобруйской, в течение следующих трех лет наши ливанские друзья из компании "БНК Инжиниринг" обещают построить новый Центральный автовокзал, взамен ранее снесенного. Друзья не были бы друзьями, если бы не обременили новый транспортный узел офисами и торговым центром.
Автовокзал "Центральный"
Заказчик: БНК Инжиниринг
Архитектор: ТМ Ивана Виноградова: И.К. Виноградов (руководитель авторского коллектива), И.С. Камышан (ГАП), С.А. Давидович
Сроки: 2007-2011
Расположение: Привокзальная площадь - ул. Бобруйская
Архитектор Иван Виноградов (не путать с Михаилом Виноградовым, делавшим соседний железнодорожный вокзал и Националку) строит в Минске БЦ "Европа" на Сурганова и ТЦ "Престон-Плаза" на Тимирязева.
Каким было это место, и каким оно будет, в 15 фотографиях и рендерах.
Так минская Привокзальная площадь выглядела в 1953 году. Старого здания Центрального автовокзала еще нет, на его месте стоит водонапорная башня, остатки фундамента которой были найдены при рытье котлована под новый автовокзал Виноградова. Слева от водонапорки на углу Бобруйской и Ульяновской улиц строится 49-квартирный дом Минского вагоноремонтного завода (арх. В.Геращенко, Л.Усова). Одна из башен Бориса Рубаненко еще в лесах, а напротив нее старый минский железнодорожный вокзал.
Эта фотография сделана примерно с того же ракурса, но годом позже. "Ворота города" уже закончены, дом для вагоноремонтников достраивается. По Ленинградской улице еще ходили трамваи.
А этот снимок делался в 1953 году (29.09) как раз со строящегося дома на перекрестке Бобруйской и Ульяновской. Хорошо можно рассмотреть снесенную водонапорную башню, довольно типичную в своем роде. Сейчас пейзаж с этой точки абсолютно другой, практически ничего из запечатленного не сохранилось.
Наконец, фотография с противоположной стороны. Такой пешеходный бульвар тянулся вдоль Бобруйской вплоть до пл. Мясникова. Сейчас на этом месте стройка.
В 1962 году вместе водонапорной башни по проекту Я.Шапиро построили ныне снесенное здание Центрального автовокзала. Так оно выглядело в июле 2007 года незадолго до демонтажа.
На месте, где в 1950-е был бульвар, устроили перрон для автобусов. Сентябрь 2007 года, автовокзал уже закрыт.
Вскоре здесь появились строители, которые почти год перекладывали коммуникации.
Но сейчас уже началось возведение собственно вокзальной коробки.
Крупнее.
Описание проекта из
журнала "Архитектура и строительство" прямо от автора:
Идея радикально преобразить Центральный автовокзал столицы существует достаточно давно. Территорию, на которой размещен автовокзал, предполагалось реконструировать еще во время строительства железнодорожного вокзала.
По одной из версий, на месте автовокзала планировалось построить многоуровневый паркинг, которого так не хватает для Привокзальной площади, а сам автовокзал перенести через железнодорожные пути на ст. Дружная. Но в силу ряда обстоятельств этого не произошло, и все на определенное время осталось, как было, в том числе дефицит парковочных мест на Привокзальной площади.
В 2004 году институтом “Минскградо” по заказу Мингорисполкома был разработан инвестиционный проект реконструкции территории автовокзала “Центральный”, где предполагалось размещение собственно автовокзала и многоуровневого паркинга на 500 машиномест.
В этом направлении мы начали проектные проработки. Чтобы сделать проект более привлекательным для инвестора, предложили дополнить комплекс помещениями торговли, питания и офисами.
Для любого объекта, расположенного в центре города, существует масса пространственно планировочныхограничений, и задача архитектора максимально, в пределах правил, использовать каждый квадратный метр территории.
В нашем случае наличие на противоположной северной стороне ул. Бобруйской жилых зданий ограничивает комплекс по высоте. В плане участок занимает довольно узкую полосу и зажат между ул. Бобруйской и железнодорожными путями. Это существенные ограничения, если учесть, что нельзя во время строительства полностью закрыть ул. Бобруйскую и движение поездов по первому пути. Кроме того, вдоль железнодорожных путей проходит дорога для снабжения комплекса железнодорожного вокзала, которая тоже должна функционировать непрерывно. Принимая во внимание, что в плане на данном участке с трудом размещается (по современным строительным нормам) даже автовокзал в усеченном виде, а площадка насыщена “хитросплетениями” подземных коммуникаций различного назначения, то задача представляется невыполнимой. Я с такой сложной проблемой в своей практике не встречался, но чем труднее задача, тем она интереснее.
В итоге трехуровневый офисноторговый центр и пятиуровневый паркинг решено было разместить на огромной платформе, поднятой на семь метров от уровня земли и занимающей в проекции всю выделенную для строительства территорию, вплотную приблизившись к ул. Бобруйской. Даже кронштейны для троллейбусных линий крепятся к наружным стенам комплекса. А под платформой размещаются непосредственно двухэтажное здание автовокзала и перроны посадки и высадки пассажиров с возможностью разворота огромных (даже двухэтажных) автобусов международных сообщений.
Таким образом, получилось уникальное сооружение, аналогов которому я лично не встречал. Разве что в Монако, с его крайним дефицитом территорий, видел нечто подобное.
С одной стороны, необходимо обеспечить возможность маневра больших автобусов (шаг колонн должен быть достаточно большим - 12 х 15 м), с другой - горизонтальные несущие элементы, которые воспринимают колоссальную нагрузку сверху, не должны “красть” дефицитную высоту. В результате появились горизонтальные конструкции, в которых в качестве арматуры использованы стальные тросы, свободно натянутые в трубах, проходящих в толще бетона, и работающие наподобие вант. Это нестандартное решение дало возможность уменьшить высоту балок в два раза.
И еще одна конструктивная задача, которую пришлось решить уже в начале проектирования. Как раз под зданием вокзала в перспективе пройдет четвертая линия столичного метро. В этой связи конструкции комплекса рассчитывались и на вибрационное воздействие. Более того, с помощью буронабивных свай и мощной монолитной железобетонной плиты будет фактически создан требуемый по габаритам и безопасный для наземных сооружений коридор для будущей “подземки”.
Что касается внешнего облика сооружения, то его плавные, обтекаемые формы напоминают огромный экспресс, остановившийся на Привокзальной площади.
"Огромный экспресс".
Основной вход в комплекс - с этой же площади. Посетитель сразу попадает в многоуровневое пространство, где расположены панорамные лифты, эскалаторы, лестницы, которые ведут в торговую зону. Многоуровневое пространство венчается стеклянным куполом. Комплекс имеет два мощных вертикальных коммуникационных узла, связывающие все этажи здания, а также автовокзал с торговым центром и стоянками. С каждого уровня автостоянки можно попасть на любой этаж.
В комплексе (кроме всего прочего) предусмотрено несколько ресторанов и кафе, а на самом последнем этаже размещены комфортабельные офисы.
Внутри комплекса мы постараемся применить наиболее высококачественные отделочные материалы, соответствующие высокому уровню проработки интерьеров.
Наружная отделка будет решаться в стиле внешнего облика здания - обработанная сталь и стекло. Инженерное обеспечение комплекса проектируется на самом высоком современном уровне.
Описание проекта на
сайте девелопера:
Фасад здания будет выполнен полностью стеклянным, с использованием спайдерной системы. Для облицовки стен и колонн используют натуральный шлифованный гранит. Основной вход в торгово-офисный комплекс находится со стороны привокзальной площади. Торговая часть занимает два этажа и включает в себя магазины, бар в холле и кафе на каждом этаже. В подвальной части расположится пивной ресторан. На третьем этаже офисная часть комплекса и ресторан на 200 мест. Предусмотрена свободная планировка внутри каждого офисного блока. Проектом предусмотрен весь комплекс инженерных систем, включая развитую ИТ-инфраструктуру, системы безопасности, систему кондиционирования и т.п.
Компания Gulf Trust Management Services назначена менеджером проекта.
Фотографии 1950-х гг. из книги Виталия Кириченко "Минск. 1953-1959".