Если бы не железная дорога, еще неизвестно выросли ли бы Барановичи из более-менее заурядной деревни в один из крупнейших городов Беларуси, потому неудивительно, что именно здесь в 1999 году появился первый в стране музей железнодорожной техники. Находится он рядом с одним из двух больших местных вокзалов, Барановичами-Полесскими, в небольшом сквере, и для того, чтобы туда добраться от станции Барановичи-Центральные, где останавливается большинство минских поездов, требуется пересечь полгорода. Впрочем, это довольно интересные полгорода.
Карта экспозиции.
В разгар рабочего дня я был единственным (но судя по реакции смотрителя все-таки желанным) посетителем музея. Территория частично заросла соснами, между которыми живописно были расставлены дрезины и мотовозы.
Паровозы тоже были в ассортименте, правда почти все послевоенные.
Самый старый экспонат из техники. Паровоз серии Эу №679-14, построенный в Брянске в 1927 году. На пенсию отправлен в 1979-ом, его общий пробег составил 2 697 688 км.
А этот экземпляр (ТЭ-5248) успел несколько лет потягать вагоны по рельсам Дойче Рейхсбана, прежде чем в 1947 году его отправили в СССР, по всей видимости в счет репараций.
Миниатюрный паровоз 0-3-0 серии 9Пм № 221 1956 года (построен Муромским машиностроительным заводом).
Специальная табличка сообщает небезразличному читателю, что этот паровоз использовался для производства маневровых работ на Кувасайской ГРЭС (в Узбекистане).
Паровоз серии "Л" 0054, построен в 1946 году Коломенским паровозостроительным заводом.
И еще один той же серии №45-40 (1952, Ворошиловград).
Рядом с макетом поста дежурного по станции стоит семафор. Вроде даже действующий.
И совершенно точно действующий колокол. Звонить можно, пока смотрителю музея не сделается дурно.
Основу же экспозиции составляют образцы более-менее современной техники для обслуживания и ремонта путей.
Двухпутный снегоочиститель. Над ним кстати путепровод, который соединяет Барановичи-Полесские (и вообще восточную часть города) с центром. Музей под ним.
Замаскировавшийся трансформер.
Есть даже катер, использовавшийся для наведения понтонных мостов. На катере моя тень. ))
Комплекс для снабжения паровозов водой.
Паровой котел дореволюционный и к тому же импортный, а может трофейный.
Удивительно, но демонстрируется и секретная разработка наших ученых - мобильный психотронный излучатель. Последний раз его включали сразу после Нового года, после чего в окрестных магазинах в течение суток были раскуплены самые залежалые телевизоры "Горизонт" и холодильники "Атлант". Говорят, была даже зафиксирована попытка похищения возбужденным покупателем из комнаты товароведов универмага "Радуга" на улице Советской переносного черно-белого телевизора "Шилялис" 1986 года выпуска.
Музейная территория.
Зенитная пулеметная установка ЗПУ-4.
"Камера смотрит в мир". )
Такой вот музей, с освещением не повезло, да.