Озорная нотка хайтека

Dec 30, 2009 12:57

Развитие эпопеи с появлением в Минске гостиницы сети "Кемпински" многим хорошо известно. Все началось с того, что большие друзья беларуского народа сирийского происхождения со швейцарскими паспортами, придумали построить в самом центре города, на Октябрьской площади, на месте музея ВОВ, небоскреб ( тыц, тыц). Прогрессивная общественность справедливо возмутилась таким наглым вторжением в, извините за выражение, историческую ткань города, а тут еще американцы подло, без объявления войны, устроили Мировой Кризис, и наши сирийско-швейцарские друзья сдулись.

Вначале выяснилось, что помимо небоскреба в комплексе будет и второе, относительно малоэтажное, здание, строительство которого уже началось на свободном участке вдоль улицы Интернациональной, да так активно, что буквально вчера поздно вечером строители поломали там трубу с холодной водой, в итоге в Свислочь чуть не смыло "Журавинку" со всеми тамошними турками и шлюхами. Потом, на очередном развешивании лапши на Главе Государства в Ратуше, оказалось, что "Кемпински" переехала с Октябрьской площади на участок около минского цирка и размещаться уже планирует не в небоскребе, а в скромном уютном здании, окруженном такими же скромными уютными зданиями, работы команды Сергея Чобана. Господин Чобан, популярный в России архитектор, автор башен "Федерация" в Москва-Сити, лично представлял свою работу Александру Григорьевичу и так его этим впечатлил, что тот посоветовал нашему Главному Архитектору Города поучиться у Чобана, как строить.

Все это скорее всего говорит о том, что "Кемпински" у цирка будет, а стоящего сейчас на этом месте комплекса зданий первой минской электростанции, внесенного в Государственный список историко-культурных ценностей, не будет. Будет ли еще где-нибудь бельгийско-крамаренковский небоскреб, так до конца и не ясно.

Многофункциональный комплекс с гостиницей «Кемпински»

Архитекторы: архитектурная мастерская «SPeeCH», авторы проекта Сергей Чобан, Сергей Кузнецов, ГАП Алексей Ильин, архитектор проекта Мария Кутовски
Заказчик: гостиничный оператор «Kempinski»
Общая площадь комплекса: 50 000 кв.м, из них подземная площадь - 17 960 кв.м
Расположение: проспект Независимости, рядом с цирком.



Под катом рендеры и описание проекта с сайта архи.ру.


Сразу хочется обратить внимание на то, что проекты комплекса, выложенные на сайте бюро SPeeCH, и на архи.ру несколько отличаются друг от друга как этажностью, так и вообще внешним видом. Сравните, с заглавным рендером:


Или вот еще. SPeeCH:


архи.ру:


SPeeCH:


архи.ру. Какой в итоге окончательный, непонятно.


В русле магистрального стиля

Минск - один из самых активно застраивающихся городов среди всех столиц стран СНГ. В белорусской столице активно развиваются и рынок офисной недвижимости, и гостиничный бизнес, так что намерение группы «Кемпински» прийти в Минск не просто с отелем, но с многофункциональным комплексом выглядит очень логично. Проект МФК на проспекте Независимости сеть заказала архитектурному бюро SPeeCH.

Проспект Независимости - одна из главных магистралей Минска, имеющая протяженность около 15 км и пересекающая город от центра на северо-восток. Он был спроектирован в 1952 году, когда Минск заново отстраивался после Великой Отечественной войны, и имя сначала получил соответствующее - проспект Сталина. Это название красноречиво свидетельствует не только о тогдашнем политическом строе, но и о характере застройки: существовавшая здесь прежде улица была спрямлена и расширена, а оформили ее массивные представительные дома, облицованные натуральным камнем. Застройка магистрали продолжалось вплоть до конца 1970-х годов, причем улицу переименовали в Ленинский проспект, а сталинский ампир, по мере удаления от центра города, вполне закономерно уступил место модернизму. Для архитекторов, работающих над обликом нового объекта, это стало важным стилистическим ориентиром.


Участок застройки с севера ограничен проспектом Независимости, с юга - рекой Свислочь и имел бы квадратную в плане форму, если бы река не делала именно в этом месте плавный изгиб. К западной границе участка примыкает территория Белгосцирка, к восточной - техническая зона метро, а напротив, через реку, раскинулся живописный парк имени Янки Купалы. На самом участке сейчас расположено несколько промышленных объектов, подлежащих сносу. Сформировавшаяся застройка проспекта (а в непосредственной близости от будущего отеля расположен целый ряд памятников архитектуры, внесенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь) повлияли не только на стилистическое решение нового комплекса, но и его высоту, которая не превысит 9 этажей. А соседство с рекой вполне предсказуемо отразилось на генплане проектируемого объекта.


Комплекс состоит из четырех очередей - гостиница, два корпуса апартаментов и офисный блок поставлены на единый стилобат, в котором размещен паркинг. Первые три здания ориентированы на воду и размещены вдоль реки, причем апартаменты вторят изгибу русла, а гостиница, наоборот, плавно изгибаясь, отступает от берега, что позволило разместить перед ней обширную двухуровневую террасу. Можно подумать, что архитекторы сначала нарисовали один сильно вытянутый изгибающийся объем, а затем разрезали его на три неравные части и раздвинули их таким образом, чтобы между ними получились широкие парадные спуски к реке. Благоустройство набережной и организация здесь пешеходно-торговой зоны продиктованы не только градостроительной логикой развития участка, но и предписаниями минских властей, которые в данном случае именно так сформулировали «обременение» для инвестора. Бюро SPeeCH спроектировало набережную как логическое продолжение расположенного на другом берегу парка и переброшенного от него пешеходного моста. Своеобразным развитием темы парковой зоны можно считать и элементы вертикального озеленения, которое архитекторы применили в проектируемых зданиях.


Архитектура нового комплекса также трактована как развитие тональности и масштаба уже существующей застройки. Минск - город, отстроенный практически заново после войны, и потому отличается известной стилевой «монохромностью», которая заслуженно считается его визитной карточкой, делает узнаваемым среди многих других мегаполисов. Своим проектом SPeeCH отдает дань уважения лучшим образцам модернизма 1960-х годов, используя масштабное остекление, брутальные оконные переплеты, вставки с лаконичными барельефами. При этом к проспекту Независимости здания обращены достаточно лапидарными по своей внешности фасадами, а на набережную, наоборот, более нарядными и парадными.

Оформляющие набережную объемы на первый взгляд очень похожи друг на друга, однако это впечатление обманчиво. Вроде бы все три здания действительно имеют одинаковую высоту и облицовку, а также два полностью остекленных верхних мансардных этажа, привносящих в строгий стройный вид озорную нотку хай-тека. Однако при внимательном рассмотрении понимаешь, что в деталях они совершенно разные: ритм и рисунок окон,  пластика фасада, количество вертикальных цветников. Эта тонкая вариативность не бросается в глаза, но делает комплекс разнообразным, в то же время не противореча целостности решения.


Офисный блок размещен ближе к проспекту Независимости и от апартаментов он отделен пожарным проездом и небольшим сквериком. Треугольное в плане здание за счет щедрого использования стекла решено куда более современно и разбавляет «каменные джунгли» ближайших соседей. Внутренняя планировка офисного блока предельно функциональна: центральное ядро вертикальных коммуникаций заключено в «объятия» openspace, который будущие арендаторы смогут использовать как угодно. Внутренняя планировка остальных блоков также не таит в себе особых сюрпризов: все апартаменты имеют вид на реку (максимальное число на этаже - пять, площадь варьируется от 65 до 150 квадратных метров), на первом этаже гостиницы разместились фитнес-клуб и конференц-зона.


Нужно отметить, что для бюро SPeeCH данный проект - не первый опыт сотрудничества с группой «Кемпински». Для этого гостиничного оператора архитекторы под руководством Сергея Чобана и Сергея Кузнецова уже спроектировали отели для Нижнего Новгорода и Киева и стандарты сети знают очень хорошо. Это во многом и позволило им сосредоточить свое основное внимание на архитектуре многофункционального комплекса, до мелочей продумать его визуальные связи с историческим и природным окружением и создать проект, идеально отвечающий характеру и настроению белорусской столицы.

минск (2009), говнохайтек

Previous post Next post
Up