Каменец-Подольский: Старый город

Aug 25, 2010 12:51

Старый город Каменца-Подольского располагается на скалистом полуострове площадью 120 га, образуемом петлей реки Смотрич. Специально обученные археологи установили, что более-менее разумные формы жизни поселились здесь еще в неолите, но город (как Каменец) впервые упоминается в Ипатьевской летописи под 1196 годом в контексте очередных княжеских разборок. В 1362 году после победы Ольгерда над триумвиратом татарских ханов в битве на Синих Водах Подолье с Каменцом вошло в состав Великого княжества Литовского, а сам город стал резиденцией четырех братьев Кориатовичей, сыновей новогрудского и волковысского князя Кориата Гедиминовича, брата Ольгерда. В конце XIV века в Подолье начинается 40-летняя борьба за край между Ягайлой, Витовтом и последним из братьев Кориатовичей Федором, побеждают в которой все-таки поляки, но уже после смерти Витовта в 1434 году. Каменец-Подольский становится столицей отдельного воеводства и фактически основным форпостом Речи Посполитой на ее юго-восточных окраинах вплоть до второго раздела РП в 1793 году, когда он оказался в составе Российской империи. В польском периоде истории Каменца есть и небольшой перерыв (1672-1699), когда город был захвачен турками, от него до сих пор сохранились любопытные артефакты.


Из всех виденных мной пока городов Украины (Западной Украины конечно) Каменец-Подольский по архитектуре и атмосфере самый такой наш. Я с легкостью могу представить каменец-подольский Старый город и где-нибудь в Беларуси, и в Литве, и в Польше. Закарпатские же населенные пункты типа Ужгорода или Мукачево слишком венгерские, а галицийские и буковинские - слишком австро-венгерские.



Первое, что встречает туриста, форсировавшего Смотричский каньон по Новоплановскому мосту, это Троицкая греко-католическая церковь. Впервые упоминается как православная в 1582 году, транзитом через мечеть к концу XVII века стала униатской, через сто лет опять православной, уничтожена в 1930-е гг. Современный храм - новодел 2008 года, степень аутентичности внешнего облика храма мне неизвестна. По крайней мере на рисунке 1860 года он выглядит по-другому.


Троицкая площадь при церкви, слева ее брама.


Троицкая площадь расположена на севере Старого города. Отсюда по Зарванской улице начинаем двигаться на юг, к Рынку и замку.


Обратите внимание на широкое использование даже в современных сооружениях местного природного ископаемого. Мода на известняк не проходит уже как минимум лет семьсот.


Выходим на Рыночную площадь, точнее площадь Польский Рынок. Уточнение обязательно, т.к. в Каменце-Подольском есть еще площади Армянский Рынок и Русский Рынок. Исторической особенностью города было многолетнее сосуществование в нем трех национальных (и соответственно конфессиональных) общин - польской, армянской (с конца XII века, и размеры ее были больше львовской!) и русской (руськой, украинской). Каждая из общин самоуправлялась, у каждой была своя Рыночная площадь (Русская на севере, севернее даже Троицкой, Польская в центре Старого города, Армянская - на юге), у каждой была и своя ратуша-магистрат.

Слева на снимке - Армянский колодец (павильон над ним 1760-х гг.). Что делает армянский колодец на Польском Рынке, мне достоверно неизвестно.


В центре Рыночной площади, как водится, ратуша, в этом случае "польская". Не слишком красивый образец жанра, хотя и со внушающей доверие башней.


Познавательная страничка. Магдебургское право Каменец-Подольский получил в 1374 году, третьим из городов Великого княжества Литовского (после Владимира-Волынского и Львова и раньше Вильни!).


Ратуша возведена в 1630-40-е гг и перестроена в 1754 году, о чем свидетельствует таблица на здании.


На заднем фасаде бросаются в глаза хаотичное расположение и размеры окон.


Периметральная застройка Польского Рынка, северная ее сторона. Слева заметен минарет (!) католического собора.


Самые живописные дома Польского рынка. Увы, насколько я разобрался, послевоенные реплики.


Западная сторона.


Четырехзвездочный отель "Амадеус Клаб", самый роскошный в городе.


Восточная сторона. Половина Старого города выглядит как после немецко-турецкой оккупации. Уж не знаю, по какому поводу идут такие масштабные реконструкционные работы.


Небольшой костел Успения Пресвятой Девы Марии, входивший когда-то в комплекс монастыря францисканцев. Сейчас, судя по кресту, за неимением достаточного количества католиков принадлежит какой-то из украинских православных церквей.


Католики же посещают расположенный неподалеку (на Татарской при этом улице) костел свв. Петра и Павла, кафедральный собор Каменец-Подольского диоцеза. Вход на его территорию творчески украшен Триумфальными воротами, построенными в честь приезда в город короля Станислава Августа Понятовского. Над брамой латинская надпись "HAC INTRABAT STANISLAUS AUGUSTUS REX DIE XI 9 BRIS 1781 ANNO" ("Тут проходил король Станислав Август 11 ноября 1781 года"), под брамой - бомжи в ассортименте.


Петропавловский костел (начала XVI в. и далее многочисленные перестройки) со стороны главного алтаря.


Общий вид костельного ансамбля с центрального фасада. Слева видна колокольня, а перед собором стоит минарет, уникальный артефакт 27-летнего турецкого периода истории Каменца, когда здесь устроили главную мечеть. Костел с минаретом, где такое еще увидишь.

В 1756 году верхушку минарета украсили статуей Богоматери, попирающей земной шар и полумесяц.


Петропавловский костел и минарет с площади Польский Рынок.


Над центральным входом мемориальная плита в память о последней капитальной перестройке здания (в 1754 году) и ее инициаторе каменецком епископе Николае Дембовском. Над плитой картуш с фамильным гербом Дембовских "Елита" (три золотых копья в форме звезды на красном поле).


Напротив костела и минарета непременный нынче памятник Иоанну Павлу II. На заднем плане типовая Георгиевская церковь (1851-61) в предместье Польские фольварки.


Костел свв. Петра и Павла расположен на север от Рыночной площади. На юге же от нее - костел св. Николая монастыря доминиканцев.


Современный барочный вид доминиканский костел получил в ходе реконструкции 1737-55 гг. (арх. Ян де Витте). Справа к зданию пристроен двухэтажный монастырский жилой корпус (из известняка опять же), слева - т.н. Дом Потоцкого (1755, здесь жил Михал Франтишек Потоцкий, основной фундатор каменецкого доминиканского монастыря в середине XVIII века). Весь район стоит под глобальной реставрацией.


Скульптурный декор костела св. Николая.


Со всех сторон здание помечено фамильным гербом Потоцких "Пилява".


Внутри костела еще один любопытный реликт времен турецкой оккупации - минбар, мусульманский эквивалент амвона, кафедра с которой имам читал проповеди. Украшена арабской вязью. Фото общего вида сделать забыл. (


Пятницкая улица, идем на юг к Армянскому собору.


По дороге. Желтое здание справа (с водостоком в форме дракона) это т.н. Русский магистрат. Отсюда (с 1658 года) самоуправлялась соответствующая община города, после того, как ее вытеснили с севера Каменца, где было ее традиционное место селитьбы.


Это уже Армянская улица с колокольней Армянского же собора (XVI век).


Вокруг бывшие армянские кварталы.


Иногда создавалось полное впечатление, что ты в Закавказье.


От самого Армянского собора, носившего, как и доминиканский костел, титул св. Николая остался, увы, только портал центрального входа, ну и фундаменты за ним. Разрушен он был в 1930-е годы, а до того выглядел вот так. Конечно, совсем не по-армянски, но тут надо учитывать, что впервые его разрушили еще турки во время оккупации в конце XVII века, и спустя 50 лет восстанавливали собор уже как униатскую церковь.


Традиционная каменец-подольская кладка.




Доминанта площади Армянский рынок. Здание бывшего Окружного суда.


Наконец, совсем рядом с Армянским рынком в начале Замковой улицы, ведущей к крепости, стоит костел св. Троицы монастыря тринитариев (1750-65). Здесь начинается узкий перешеек, связывающий Старый город с "большой землей". О местном замке в следующей части.


В предыдущих сериях:
1. Киев.
2. Каменец-Подольский: Новый город.
3. Каменец-Подольский: Смотричский каньон.

каменец-подольский, мои фото (2009), отчеты

Previous post Next post
Up