Железнодорожный вокзал Брянска расположен на противоположном от центральной части города берегу Десны. Собственно, как меня просветили в комментариях к одному из предыдущих постов, нынешний областной центр представляет собой фактически конгломерат четырех отдельных населенных пунктов: двух городов (Брянска и Бежицы) и двух же станционных поселков (при "Брянске-Орловском" и "Брянске-Льговском"). Из этих четырех составных частей сейчас образованы четыре административных района города, один из которых, Володарский, мы уже изучили. Самое время форсировать Десну и отправиться в центральный Советский район.
Это уже собственно Брянск, каким он был до укрупнений. Парадная (сколько условным и не было бы такое определение в случае Брянска) послевоенная часть города с основным административным и общественным центрами и главным проспектом расположилась на верхушке высокого правого берега Десны. У подножия же этого холма, на узкой полосе между его крутым склоном и Десной, находится то, что можно с пребольшой натяжкой назвать брянским Старым городом, небольшим районом относительно цельной (или скорее целой) дореволюционной застройки.
О Старом Брянске в этой серии.
Пешком от вокзала до центра города конечно никто не ходит. Там всего минут 20-30, но тротуары отсутствуют, только тропинки. Я впрочем оставил свои следы на пыльных дорожках далекого Брянска.
Вид с путепровода через Десну на центральную часть города. Слева заметна высотка гостиницы "Брянск и верхушка Спасо-Гробовской церкви - это начало проспекта Ленина, главной городской магистрали. Характерно, что прямой автодороги наверх к ним нет: у склона трасса резко уходит влево и превращается в улицу Калинина, идущую вдоль Десны, по той самой узкой подошве между рекой и холмом.
Обернемся и посмотрим на вокзальный комплекс. Привокзальная территория там совсем не обустроена, какие-то дикие кущи.
Десна, уже достаточно широкая и полноводная на данном участке. Ниже по течению этой же реки расположен и украинский
Чернигов.
На правом берегу первые интересные объекты. Краснокирпичное здание слева - бассейн Учебно-спортивного центра ДОСААФ, справа от бассейна - Мореходная школа, перед ними - спасательная станция.
Бассейн ДОСААФ открылся в 1985 году, и имеющаяся на нем мозаика даже заставила меня к ней прогуляться. Брянск вообще по количеству подобных художественных произведений оказался одним из самых урожайных среди виденных мной городов.
Основная тема здесь не спортивная, а морская (или речная) - ДОСААФ все же.
Фрагмент центральной композиции.
Не очень зато понятно, чем занимается Мореходная школа на берегу пусть и крупной, но реки. Прямо за этими зданиями, кстати, расположена колония строгого режима, beware!
Вокзальная трасса предсказуемо упирается в склон правого деснянского берега, но вместо того, чтобы мужественно взбираться вверх по кручам, трусливо уходит влево и далее улицей Калинина становится основной магистралью набережной части Советского района. Развилка отмечена "Памятником артиллеристам".
Вид в обратную сторону. Прямо дорога к вокзалу, вправо - улица Калинина.
Тут же без предупреждения и первая дореволюционка. У левого края типичнейшая брянская остановка общественного транспорта.
Брянск - город контрастов. Таких...
... и вот таких. Склоны, как можно понять по последним фотографиям, обильно обросли деревянным зодчеством трущобами. В роли приличного архитектурного фона здесь гостиница "Брянск". :)
Неплохой, но ржавый артефакт на стене частной усадьбы.
На противоположном берегу небольшой еще замерзшей деснянской старицы (под названием Старуха) за дачками грандиозные корпуса ОАО "Брянский арсенал", ныне крупного производителя разной дорожно-строительной техники типа грейдеров или асфальтоукладчиков.
Русское сердце наверняка порадуют пышные кокошники бывшего ремесленного училища, в котором сейчас размещен областной наркологический диспансер.
Далее Калинина втекает в обширное пространство, именуемое "Набережная". Слева остается Покровская гора с памятником "Городу революционной славы" (заметен у левого края снимка рядом с голубыми куполами), место, откуда Брянск пошел есть, где располагался его древний кремль (туда я взбираться не стал по причине плохой погоды и лени). Справа - уже дореволюционные корпуса "Брянского арсенала".
Для царского режима "Брянский Арсенал" производил (since 1783), впрочем, не грейдеры, а пушки, и тем был город славен - пушки даже угодили на брянский герб.
Набережная - важное кольцо общественного транспорта. Масштабы павильона ему под стать.
Славянская площадь, местный общественный центр.
Отсюда начинается местная "потемкинская лестница" - бульвар Гагарина, ведущий к главной площади Ленина.
Здесь же находится крупнейшее позднесоветское общественное здание Брянска - киноконцертный зал "Дружба", построенный к тысячелетию города в 1985 году.
Тут и кино, и концерты, и областная филармония, и ночной клуб "Навигатор".
Программа у последнего на любой вкус. 12 апреля "Gagarin Day" (дискотека кому за 30)...
...а уже 15-го "Ночь больших размеров" "Большие груди 2".
Боковой фасад.
Главный фасад с парадной лестницей.
Перед "Дружбой" огромный, агрессивно выглядящий фонтан.
Космического вида.
А еще рядом, ближе к Десне, нашлось ателье "Морозко". К тому времени, мы уже около шести часов передвигались под мерзким мокроснежным дождем и были изрядно им измучены, но вот лично у меня отличная старая вывеска "Морозко" просто открыла второе дыхание.
Но почему все же "Морозко"?
А улица Калинина продолжалась дальше.
Здесь сохранился похоже самый крупный участок более-менее цельной исторической застройки. Заглавный снимок тоже отсюда. Все достаточно рядовое, но улица довольно атмосферная.
А еще здесь нашелся очередной брянский Дом культуры - очень симпатичный ДК Советского района.
Далее поднимемся таки наверх, в центр, но сделаем это не по парадной "гагаринской" лестнице, а по скромной металлической, ведущей от старого псевдорусского ремесленного училища-наркодиспансера прямо к гостинице "Брянск" вдоль улицы с названием В.Лубянка, Верхняя Лубянка.
1.
Станция "Брянск-Орловский".
2.
Володарский район.