Пабраде - типичный городок, обязанный своим существованием железной дороге. Подбродзье впервые упоминается во второй половине XV века как маёнток, принадлежавший Андрею и Юрию Насиловским, впоследствии продавшим деревню Радзивиллам. На протяжении следующих столетий Подбродзье регулярно меняло хозяев, в 1789 году доставшись семье великого гетмана литовского Шимона Коссаковского. Деревня продолжала бы вести свое безвестное существование, но в 1860-х годах через нее проложили железную дорогу Санкт-Петербург-Варшава, и в Подбродзье решили разместить станцию. Оно быстро превратилось в местечко, обычный пристанционный поселок с тысячей-полутора жителей, но во что большее до революции так и не выросло. Городским статусом Подбродзье, будущее Пабраде, было обязано Юзефу Пилсудскому, чей отчий дом находился совсем рядом, в 13 км, около современной литовско-белорусской границы в Зулове. Проезжая в 1919 году в свое имение, Пилсудский остановился в Подбродзье, и местные жители уговорили его превратить местечко в город. В благодарность именем маршала назвали единственную городскую школу, строительство которой вообще-то тоже было профинансировано Фондом Пилсудского.
В советское время количество населения в Пабраде выросло втрое (с 2 800 человек в 1939 до 7 300 в 1989 году), здесь даже построили завод счетных машин, а в 1950-59 гг. Пабраде были районным центром. Сейчас тут живет около 6 000 жителей, город входит в Швенчёнский район.
1. Из интересного в Пабраде: железнодорожная станция, пара-тройка рядовых образцов дореволюционки, старый костельчик (который я не нашел) и новый костел, который прекрасен. К нему я и отправился сначала.
2. Костел Пресвятой Девы Марии Королевы Семей освящен в 2007 году. Неплохой образец современной культовой архитектуры, Минску стоило бы поучиться. У нас даже костелы абы какие строятся.
3. В подземном уровне расположено похоронное бюро.
4. Пасторальный вид.
5. На окраинах Пабраде по-прежнему напоминает деревню. Где-то конечно есть несколько жилых многоэтажек, но специально я их искать не стал, рассудив, что они скорее всего не слишком отличаются от неменчинских.
6. Ультрасовременный костел в таком патриархальном антураже смотрится конечно странновато.
7. Дом культуры.
8. По главной улице Вильняус (Вильнюсской), она же трасса Вильнюс-Швянченис, иду в центр.
9. У ДК ко мне прицепился местный житель, по обыкновению всех местных жителей начавший выяснять, кто я собственно такой и зачем неизвестно что фотографирую. Узнав, что я турист из Балтарусии, тут же обратил мое внимание на существование в его городе неких "конюшен Наполеона". Дальше вы увидите этот выдающийся архитектурный памятник.
10. Но сперва две сталинки.
11. Конюшни это вон то белое здание справа. Конечно же Наполеон, по мнению безымянного жителя Пабраде, именно тут держал своих лошадей в 1812 году. Немного поездив по территории ВКЛ, невольно поражаешься географии перемещений французского императора. Где он только не останавливался, причем в одно и то же время.
12. Впрочем, здание выглядит действительно довольно архаично. Отвалившаяся на цоколе штукатурка вскрывает кладку из бутового камня.
13. Неплохая, скорее всего межвоенная, деревяшка по соседству.
14. Небольшой сквер с валуном в центре. О, какой-то памятник, обрадовался я и побежал смотреть какой. Оказалось, никакой не памятник, просто валяется валун.
15. Мост через речку Жеймяна. Пабраде стоит у ее слияния с Дубингой.
16. Жеймяна.
17. На улочке, ведущей к железнодорожной станции, логично нашлось несколько дореволюционных зданий местечковых еще времен.
18.
19. Даже пара двухэтажек есть.
20.
21. Самый крупный образец дореволюционной архитектуры в городе.
22. Не попасть на станцию в пристанционном поселке было бы краеведческим грехом. Съездили.
23. Тем более вокзал тут интересный, скорее всего выстроенный к приезду сюда Пилсудского, вероятно использовавшего именно Podbrodzie в качестве перевалочного пункта на пути в свое Зулово.
24. Можно сравнить современный внешний вид вокзала с оригинальным. Ранее здание представляло собой типичный образец польского межвоенного необарокко. После войны фасад и форму кровли изменили на более минималистичные.
25. Проект, кстати, типовой. Сравните, например, вокзал в Подбродзье с вокзалом в нашей Новоельне Дятловского района Гродненской области. Наверняка и где-то еще такие есть.
Следующая же наша остановка - Швянчёнис, бывший уездный город Свенцяны.
В предыдущих сериях:
1.
Обзор поездки.
2.
Неменчине.