В июле 1991 года на пока еще советские экраны вышел фильм "Я объявляю вам войну". Режиссер Ярополк Лапшин снял вроде бы стандартный перестроечный боевик, какие десятками клепались на коленке в конце 1980-х дабы утолить жажду еще неизбалованного зрителя в пусть и примитивном, но экшне. Простой русский мужикTM Ерохин (Николай Еременко-мл.), бывший подполковник СА, возвращается в родной городок Красногорск, где всем заправляет банда некого Фомы. Ерохин восстанавливает старые школьные связи, в т.ч. с сексапильной кооператоршей, платящей мзду Фоме, и объявляет провинциальным мафиози войну. Фильм не выделялся бы в ряду прочего чернушного кинотрешака того времени, если бы не 2 обстоятельства. Во-первых, сценаристом выступил известный драматург Валентин Черных ("Москва слезам не верит",
"Водитель автобуса"), а потому у картины в целом позитивный месседж: добро торжествует, советская милиция нас бережет, чиновники помогают, еще не все потеряно. Во-вторых, снимала "Я объявляю вам войну" Свердловская киностудия, снимала, щедро используя натурные съемки причем в далеко не самых популярных у советских кинематографистов городах - Златоусте, Миассе и Свердловске.
В этих городах я не был, и вряд ли побываю, но все же многие детали мне показались достаточно любопытными, чтобы сделать пусть и поверхностный, но обзор этого не слишком известного сейчас фильма.
1. Качество рипа традиционно хреновое, не обессудьте, спасибо шосткинской пленке "Свема". Ерохин едет на поезде на родину. Красногорск - конечно выдуманная локация.
2. Главный герой, какой-то зажиточный отставной подполковник ("сократили, оборонная доктрина поменялась"), едет один в СВ и пьет чай с коньяком из плоской фляжки. В правом нижнем углу лежит номер журнала "Новый мир". Однако.
3. В соседнем купе одна баба (развратная слева) жалуется второй, что ее еще за всю поездку никто не трахнул (кино, напоминаю, перестроечное), и подумывает о нашем Ерохине. Вторая ее отговаривает, утверждает, что тот - бывшик зэк ("видела, какая у него морда красная, с лесоповала"). С лесоповала да в СВ.
4. Приезжает Ерохин в свой Красногорск, а оказывается внутри вокзала г. Златоуста.
5. Златоустовский железнодорожный вокзал - оригинальное здание 1982-86 гг. постройки, т.е. совсем еще свежее (арх. В.Попов, институт "Челябжелдорпроект").
6. К сожалению, в фильме показывают только его интерьеры, да и то кратко.
7. Вот относительно современное фото
periskop отсюда.
8. Выйдя с вокзала, Ерохин оказывается на златоустовской же Привокзальной площади. Очередь ждет такси, нашему подполковнику предлагает услуги нелегальный частник, но аж за пятерку. Зато стоять не надо. Первое столкновение с новыми нравами.
9. Родных у него в родном городе нет, приходится останавливаться в гостинице "Красногорская".
10. За нее отдувалась свердловская гостиница "Центральная".
11. Мест в "отеле" естественно не было, Ерохину предлагают в ожидании свободных номеров погулять, что он и делает, причем прогулка проходит сразу по нескольким советским городам.
UPD. Златоуст, проспект Мира.
12. Миниатюрный кинотеатр "Урал" в Миассе.
13. Обратите внимание, что на старой фотографии кинотеатра перед ним стоит Ленин. В фильме его уже нет.
14. Панорамы советских спальников на фоне сопок. Это тоже скорее всего Миасс или Златоуст.
UPD. Миасс, вид на Машгородок.
15. UPD. И вновь Златоуст, Миасский тракт.
16. А вот коньячок на берегу Ерохин распивает уже у Нижнеисетского пруда в Свердловске. На противоположном берегу виден жилой район Химмаш.
17. Вечером обратно в гостиницу мимо некого дома со шпилем.
UPD. Миасс.
18. В гостиницу Ерохина все-таки селят, по блату, в люкс из горкомовской брони, что потом становится источником сразу нескольких конфликтных ситуаций с администрацией. Вместе с сожителем по номеру подполковник пьет английский чай "Твинингс" (так в фильме) все с тем же коньяком. Справа банка импортных сардин. Оказывается, Ерохин немало поездил по миру, служил в Афганистане, а за месяц до увольнения из армии вернулся из Африки.
19. Старая красногорская знакомая - кооперативщица, арендующая кафе-мороженое "Василек", но отпускающая и бухло. На подносе бутылка "Монастырской избы", за подносом типичная вульгарная девка из второй половины 1980-х.
20. Тут появляются кенты-рекетиры, и начинается ДРАМА. Вареные джинсы, кожаные куртки, все как положено.
21. Белая "семерка" бандитов на фоне "Василька". Странное название для кафе-мороженого? На самом деле это свердловское кафе "Айсберг", зачем-то переименованное в фильме.
22. По вечерам тут молодежная тусовка. Работающая неоновая вывеска радует.
23. Вечерний Свердловск.
24. "Фотография" и магазин "Букинист". Улица Вайнера в Свердловске.
25. Слева голубая вывеска "Книги", правую красную показывают только начальным фрагментом "Фа...".
26. На следующее утро происходит знакомство с главным мафиози Фомой. Фома больше похож на ответственного работника горкома, а не на бандита, да и ездит на белой "Волге", как какой-нибудь партайгеноссе в Узбекистане. Кадр сделан от гостиницы "Центральная" в стороны реки Исеть в Свердловске.
27. Вновь Привокзальная площадь Златоуста. Скромный архитектурный ансамбль середины 1950-х гг.
28. Ерохин с новой пассией, годящейся ему в дочери, на фоне свердловского овощного магазина.
29. Но пока за той еще надо поухаживать, зато кооперативщица уже выгуляна да вдоль серпасто-молоткастой ограды Городского пруда Свердловска.
30. Обратите внимание на феерический плащик кооперативщицы. Последний писк моды рубежа 1980-90-х.
31. Потом у героев конечно случается секс, после которого кооперативщица, сверкая сиськами, произносит проникновенный монолог, что бандитов не одолеть, надо смириться. По выражению лица Ерохина видно, что мириться он не намерен. Кстати, баба платит рекетирам Фомы за свой "Василек" 500 рублей в месяц.
32. Расстроенный несознательной подругой, Ерохин ее покидает и бредет в свердловскую ночь.
33. За ним бредут вымогатели, намеревающиеся Ерохина побить. Из магнитофона на плече вовсю орет "Personal Jesus" Depeche Mode. Тут я окончательно решил, что фильм зачетный.
34. Обратите внимание на оформление ограды одной из городских больниц Свердловска.
35. Вокруг такая сталинская архитектура. Это вроде бы областной военкомат на свердловском проспекте Ленина.
36. Лихие 1990-е.
37. Понравилась майка сожителя Ерохина.
38. Вечерний свердловский спальник. Кстати, номера на всех машинах почему-то Кемеровской области.
39. Кооперативщице мстительно разорвали договор аренды "Василька", и она с горя бухает.
40. Пригорюнилась за барной стойкой. Слева, если не ошибаюсь, аппарат по изготовлению мороженого.
41. У горисполкома (на самом деле это Верх-Исетский райисполком Свердловска). Ерохин идет разбираться с продажным чиновником, расстроившим его подругу.
42. Вновь в "Васильке". Обратите внимание на навороченную декоративную решетку.
43. Ерохин договаривается с профсоюзом кооперативщиков о совместной работе по искоренению зла в Красногорске. В кои-то веки он пьет не коньяк, а молоко из классической бутылки.
44. А вечером ему в постель подкладывают проститутку. Делает это администрация гостиницы (!) с целью выселить Ерохина из номера за нарушение правил пребывания (!!). Жесть.
45. Но наш герой все думает о той малолетке, и наконец у него все получается. Она готовит ложе, Его ворсейшество внимательно наблюдает.
46. Предательски попавший в кадр фрагмент вывески гостиницы "Центральная" в Свердловске.
47. "Трикотажное ателье", "Детский мир".
48. Герои едут на "Иже Комби". Серия КФ на номерах вроде бы выдавалась в Кашкадарьинской области УзССР. Непонятно, остальные номера в фильме были серии КЕ, кемеровские.
В конце концов, милиция с ОМОНом бандитов арестовывает, Ерохина назначают директором той самой гостиницы, в которой у него было так много проблем, он делает малолетке предложение. Хеппи энд.
В предыдущих эпизодах:
1.
"Мировой парень" (1971, реж. Юрий Дубровин).
2.
"Любимая" (1965, реж. Ричард Викторов).
3.
"Невероятные приключения итальянцев в России" (1973, реж. Эльдар Рязанов).
4.
"Берегись автомобиля" (1966, реж. Эльдар Рязанов).
5.
"Высоцкий" (2011, реж. Петр Буслов).
6.
"Соло для слона с оркестром" (1976, реж. Олдржих Липский).
7.
"Иван Васильевич меняет профессию" (1973, реж. Леонид Гайдай).
8.
"Давай поженимся" (1982, реж. Александр Ефремов).
9.
"Два воскресенья" (1963, реж. Владимир Шредель).
10.
"Дайте жалобную книгу" (1964, реж. Эльдар Рязанов).
11.
"Бриллиантовая рука" (1969, реж. Леонид Гайдай).
12.
"Шпион" (2012, реж. Алексей Андрианов).
13.
"Задача с тремя неизвестными" (1979, реж. Борис Шадурский).
14.
"Водитель автобуса" (1983, реж. Борис Шадурский).
15.
"По секрету всему свету" (1977, реж. Игорь Добролюбов).
16.
"Удивительные приключения Дениса Кораблева" (1979, реж. Игорь Добролюбов).
17.
"Ирония судьбы, или С легким паром!" (1975, реж. Эльдар Рязанов).
18.
"Д'Артанья и три мушкетера" (1978, реж. Георгий Юнгвальд-Хилькевич).