Ориентальная неоклассика Баку

Apr 03, 2018 12:53

В последние годы нефтяного благополучия внешний облик Баку был изрядно хаотизирован точечной (есть и масштабные цельные проекты, но о них позже) застройкой двух основных типов: наглые высотки разной степени «восточности» и новоделы «под Париж» в его азербайджанском понимании. Есть и довольно неплохая современная архитектура (особенно в районе Приморского бульвара), но она пока несколько теряется.

На фоне подобной эклектики тем более выделяются здания второй половины 1930-х - 1950-х годов. Все-таки «освоение классического наследия» в его ориентальной разновидности для нашего глаза выглядит экзотикой. Неоклассике очень идут восточные мотивы, или может просто для меня это все выглядело свежо. Понравилось и явное отличие от армянской практики Таманяна и его наследников. Цельных «сталинских» ансамблей, как в Ереване, в Баку нет (хотя на Азербайджанском и Парламентском проспектах встретились масштабные участки парадной застройки), но свое лицо имеется. Даже в колористике: в Баку естественно не использовали розовый туф, его роль играл желтовато-бежевый аглай.

В эту же подборку я включил и несколько встретившихся конструктивистских памятников.



Главный образец местной высокой неоклассики - Дом правительства на площади Свободы. К сожалению, он был напрочь загорожен трибунами: Баку начал готовиться к гран-при «Формулы-1» очень заранее.




Еще довоенный проект Льва Руднева, одного из главных сталинских архитекторов (в соавторстве с собственным учеником Владимиром Минцем). Закончили комплекс только в 1952 году, когда Руднев уже вовсю работал над главным зданием МГУ в Москве и Дворцом культуры и науки в Варшаве.


Музейный центр на том же проспекте Нефтяников, 1955 год, строился (и до 1991 года работал) как музей Ленина.


Автором музея Ленина был уже местный бакинский архитектор Гасан Меджидов. В городе у него есть еще несколько крупных работ первых послевоенных лет. Министерство внутренних дел на Азербайджанском проспекте (1954).


И еще одно здание Меджидова - Дворец культуры имени Ф. Э. Дзержинского 1948 года. Принадлежал КГБ Азербайджанской ССР, а сейчас его наследникам.


Восточный дворец Музея азербайджанской литературы имени Низами. Перестройка бывшего караван-сарая (он же гостиница «Метрополь») 1945 года, арх. Садыг Дадашев и Микаил Усейнов, наверное главные местные архитекторы эпохи.




Еще несколько совместных работ этих авторов. Довоенный кинотеатр «Низами» (1934 года), бывший «Художественный», настоящий кинодворец, скорее постконструктивистский по облику. Сходил даже на сеанс в один из вечеров.




Совершенно роскошный жилой дом треста «Бузовнынефть» (1947).




Однако куда более известен дадашевско-усейновский «Дом ученых» (1946). Наверное потому, что находится у фуникулера и на проспекте Нефтяников.


Национальная библиотека, поздняя работа уже одного Усейнова. Закончена только в 1960 года, но сохранила декор.




А вот усейновское главное здание АН АзССР, также завершавшееся после известного постановления 1955 года, ободрали. Декор этой протовысотки восстановлен в годы независимости.


Институт рядом.


Жилые дома на Парламентском проспекте, ведущем от Академии наук соответственно к парламенту.




Школа там же.


Жилой дом «Монолит» (1947, арх. К.Сенчихин), еще один знаковый образец архитектуры первого послевоенного десятилетия. Самый центр Баку, у Ичери-Шехера, напротив музея Низами.


«Сталинки» Азербайджанского проспекта.




Азербайджанский государственный академический национальный драматический театр (1960, арх. Г. Али-заде и М. Мадатов).


И еще несколько жилых домов в разных частях города.








И немного конструктивизма. Госбанк (сейчас Бакинская фондовая биржа, 1932-1934, арх. Т.М.Тер-Микелов). Характерная колористика.


Дворец печати (1931-1934, арх. С.Пен).


Наконец гостиница «Интурист». Проект самого Алексея Щусева 1931 года, завершено было в 1938-м, но нынешнее здание - реплика оригинала, к тому же занявшая не свое место. И опять таки отдадим должное за честный цвет фасадов.


баку, архитектура

Previous post Next post
Up