Классная машина! Но обо всём по порядку.
Преамбула.
До этого я в основном ездил на бензиновых машинах с ручной коробкой передач, без всяких наворотов вроде круиз-контроля. И часть восторгов, разумеется, связана с тем, что за эти 20 лет автопромышленность на месте не стояла. Но чем больше я на этой машине езжу, тем больше у меня крепнет ощущение, что она и для своего 2023-го года очень хорошо сделана, получше конкурентов.
О достоинствах.
1) Самым неожиданным оказалось новое поведение электромобиля автомата: если в режиме "drive" отпустить тормоз, машина начинает тихонечко ехать. Очень помогает в трогании с места: тормоз отпустил - машина уже поехала. Также очень удобно ползти в пробках: ногу с тормоза убрал, машина чуть подвинулась, поставил ногу обратно на тормоз. Нет каждый раз последовательности "выжал сцепление, включил передачу, отпустил тормоз, отпустил сцепление, поддав газу". Нет, просто "отпустил тормоз - нажал тормоз". Сильно упрощает жизнь.
2) Кстати, об упрощении жизни: очень многое в машине сделано для снятия рутинных действий с водителя. Вокруг машины темно? Включили фары. Стало светло? Выключили фары (вверху лобового стекла камера с кучей сенсоров). Пошёл дождь? Включили дворники. Перестал дождь? Выключили дворники. Закрыли машину - сложили зеркала. Открыли машину - раскрыли зеркала. Раньше все эти действия приходилось отслеживать и производить вручную. Теперь за меня это делает машина.
3) Приятным сюрпризом оказался симбиоз электрического и бензинового двигателей, то, как он реализован, и то, как это отражается на вождении и результатах. Работа двух двигателей организована примерно так: в начале поездки бензиновый двигатель прогревается и заодно заряжает батарею. Занимает это минуты две-три. Как прогрев, так и работа двигателя в городских условиях идёт примерно на 1700-2100 оборотах в минуту: щадящий экономный режим. Прогрелся, зарядил - выключился, и дальше включится либо если заряд батареи становится низким (в районе 20%-25%, точную границу я пока не поймал), либо - и это самое интересное - если нагрузка машины потребует дополнительного источника энергии: скажем, едем в горку или хотим быстро ускориться. В результате со светофора (уж на что я стар для таких забав) машина рвёт на все деньги обоих двигателей, оставляя далеко позади вообще всех, будь то электрическая тесла или бензиновый бмв. И на таких рывках обороты двигателя растут соответственно - я его раскручивал до 5000 об/мин, кажется. То же самое происходит, если надо резко ускориться на трассе, чтобы встроиться в окно в соседнем потоке - машина гораздо резвее это делает, чем тот же стрим, хотя оба двухлитровые. Дополнительным бонусом является то, что такие рывки далеко не так сильно увеличивают расход, как это было на стриме - в основном из-за регеративного торможения, о чём далее. Так и едем: в ровном режиме на электрическом, а если надо "поддать парку" - подключается и бензиновый.
4) Ещё одним приятным сюрпризом является "переливание бензина обратно в бак" при торможении двигателем - то, чего мне так не хватало на бензиновом двигателе. Там я использовал торможение двигателем и движение накатом в основном для экономии тормозных колодок. Электрический двигатель снимает с водителя и эту головную боль: как только отпускаешь педаль газа, начинается торможение двигателем, перекачивающее кинетическую энергию тормозящего автомобиля в заряд батареи. Более того: под рулём находятся два рычажка, регулирующие уровень этого торможения: по умолчанию уровень 1, но есть ещё три, и на четвёртом машина катится с достаточно крутой горки (Muswell Hill), не набирая скорость и заряжая при этом батарею - так что к концу горки в батарее появляется порядка 20% дополнительного заряда. Нажал газ - уровень сбросился обратно до первого. Приспособившись, движение в потоке можно регулировать только педалью газа для разгона и этими рычажками для замедления. Благодаря этому расход топлива становится достаточно низким.
5) Нет передач. Я почему на ручной коробке раньше ездил? Потому что автоматическая коробка переключала передачи не так и не тогда, когда это казалось правильным мне. Особенно раздражало втыкание пониженной на малейшей горке, и рёв двигателя весь подъём. Мне казалось более правильным самому решать, когда какую передачу включать, раз уж наличие передач - это неизбежность. Но оказалось, что можно и без передач: в этой машине роль коробки передач выполняет электродвигатель. И открылась мне вдруг благодать: не надо больше при проезде каждого лежачего полицейского переходить с третьей на вторую, а потом обратно на третью (а лежачих полицейских в Лондоне очень много!). Оказывается, можно просто ехать, притормаживая и разгоняясь - и забыть про эти передачи совсем! Езжу - и наслаждаюсь новыми ощущениями! :-)
6) О расходе топлива. Тесты WLTP low/medium/high/extra high/combined: 67.3/72.4/67.3/47.9/60.1 mpg - 4.2/3.9/4.2/5.9/4.7 л/100км соответственно. По моему опыту езды за месяц - да, примерно так и есть, в районе 5.2 по трассе, 4.2 по городу, 4.7 смешанный. Разительно отличается от стримовских 10 литров по городу, 7 по трассе. Я раньше и не подозревал, что такой низкий расход вообще возможен. По трассе едем примерно так: на электрическом двигателе расход бензина ноль; периодически включается бензиновый, подкручивая колёса и заряжая батарею - и на время его работы расход 8-9 л/100км в зависимости от скорости движения. Подзарядив батарею, бензиновый снова выключается - и в итоге среднее выходит достаточно низким.
7) Об автопилоте. Очень удобен адаптивный круиз-контроль плюс удержание в полосе (две отдельные системы, но вместе дают эффект автопилота). Благодаря им езда на дальние расстояния становится гораздо легче: выходишь на трассу, включаешь этот "автопилот" - и можно убрать ногу с педали газа и ослабить контроль. Скорость машина держит заданную. Если в твоей полосе впереди появляется более медленная машина - автоматически снижает скорость до скорости впередиидущего. Если начал сползать с полосы - возвращает. Таким образом, водителю можно больше не следить за скоростью (так, иногда проверять), расслабленно следить за нахождением на полосе и время от времени включать поворотник для перестроений. Всё. Скатался в южный Уэльс и обратно - не поездка, а отдых один. Вернулся гораздо менее уставшим, чем обычно. Очень облегчает вождение в дальних поездках.
8) Об остальной электронике. Радары спереди и сзади: удобно как при езде, так и при парковке. Правда, я заметил, что они начинают подглючивать, если радары у машины впереди или сзади работают на близких частотах: в пробке вдруг начинает пищать о препятствии - и тут же перестаёт. Они же облегчают миллиметровую парковку: не надо выходить и проверять зазоры до бампера передней/задней машины. Парковке же помогает и задняя камера.
Очень пригодилась система отслеживания сдувающихся шин (датчиков в ниппелях нет; система отслеживает изменение скорости вращения колёс (спасибо Дмитрию Тейтельману за разъяснение)) - поймал в Бристоле шуруп в заднее колесо, так на выезде из Бристоля система меня об этом предупредила. Спасибо ей - а то бы колесо спустило окончательно и разбортовалось, а запаски-то и нет (об этом ниже)!
Слегка раздражает RDMS - road departure mitigation system: иногда пытается подруливать при объезде припаркованных машин с частичным выездом на встречку - система считает, что меня увело на встречку, и пытается вернуть обратно. Пока раздражает не настолько, чтобы перед каждой поездкой отключать в настройках (отключение сбрасывается после выключения системы).
Открывание машины без ключа тоже прикольная фишка - но не более того, я бы и без неё прожил вполне.
Удобно, что кнопки управления плейером наконец-то на руле появились - не надо руку к магнитоле или телефону тянуть каждый раз. Меньше впечатлил Android Auto - я надеялся, что у телефона появится дополнительный экран, на который можно будет выводить что угодно - но оказалось, что не что угодно, а только приложения, которые это поддерживают. Ни мой любимый Томтом (старая версия), ни браузер, ни видеоплейер этого не поддерживают. А я-то специально телефон для этого перепрошивал... Краем глаза заметил на форумах AAAD - буду разбираться, что это.
О недостатках. Их всего два:
1) Пять мест, а не семь. Могли бы и семь сделать - габариты даже чуть больше, чем были у Стрима: длина такая же, ширина чуть больше, высота, правда, меньше. Очень не хватает временами двух дополнительных сидений в багажнике. И откидывающихся спинок сидений среднего ряда - Маша уже так привыкла в стриме перед засыпанием откидывать спинку своего сидения, что в сивике была несколько разочарована отсутствием привычного функционала :-)
2) Нет запаски. Место под компактную запаску в багажнике есть - но нет самой запаски. И штатную пока не купить: новая модель машины, пока не завезли-с. Купить подходящую по спекам - невозможно, только собирать по частям: колесо отдельно, шину отдельно. Да и пойди найди ещё эту шину! По спекам под запаску требуют T125/85D16, и если колесо 16" найти не проблема, то шина такая (диагональная) продаётся только в Штатах, и только - сюрприз! - Хондой... Здесь шины таких размеров есть, но радиальные. Вот и думаю теперь, брать радиальную вместо диагональной или нет? Или ждать (сколько?) появления штатной запаски? Купил бы нештатную от Road Hero - но она в нишу для запаски в багажнике не влезет. Наверное, куплю всё же 16" колесо и к нему R16 шину - совсем без запаски ездить стрёмно, в комплекте идёт только ремкомплект, а он помогает далеко не всегда. Запаска нужна!
Что в итоге? Очень классная у Хонды машинка получилась, резвая, экономичная и удобная в обращении! Аж прям удовольствие от вождения снова начал получать! :-)