Вечный город

Jan 13, 2009 16:37



Для меня Рим - главный must have в Италии, его невозможно сравнить ни с чем из увиденного ранее. Рим разрывает на куски привычную картину мира. До него мне казалось, что я имею представление о мире, ну, по крайней мере, о Европе, где все города более или менее похожи друг на друга, а люди имеют схожие ценности и идеи. Думалось, что это просто очередной итальянский город, который ничего нового мне не откроет. Я ошибалась!

Я не люблю посещать достопримечательности «для галочки», только потому, что это место указано во всех путеводителях. Мне больше по душе просто прогулки по городу, посещение разных лавочек и ресторанов (хотя рестораны в Риме, в которых мы были, все как один были отвратительны) - короче, времяпрепровождение без конкретной цели. Но в этот раз на каникулах я была не одна, так что приходилось мириться с желаниями окружающих. Это я к тому, что если б не компания, я бы ни за что не стала стоять в очереди в Колизей (и вам, если честно, не советую, ибо ничего особенно интересного внутри нет). Но не посетить Собор Св. Петра и не увидеть Сикстинскую Капеллу было просто невозможно.

Как описать Рим? Представьте себе, например, Санкт-Петербург. Представили? Умножьте его на сто. Все-все - каждый дом в длину и высоту, каждую скульптуру; раздвиньте проспекты, раскатайте в тонкий и широкий пласт площади, умножьте на сто колонны Казанского Собора, вознесите на двести метров купол и смотровую площадку Исаакия. Умножьте на тысячу годы, покройте все трещинами и вековой пылью, немного раздвиньте облака и подкиньте солнце в высь. Добавьте античных колонн, фундаментов тысячелетних храмов, тут и там возникающих на улицах, полных классицистических зданий, уберите замкнутость питерских дворов… И это будет даже не Рим, а одна тысячная от Вечного города.
До Рима я думала, что меня трудно удивить. В конце концов, на дворе 21 век со всеми его открытиями, масштабами и скоростями. Но если даже мне невозможно помыслить такой ансамбль, который представляет собой Собор Св. Петра с прилегающей площадью, то что можно говорить о тех людях, которые его строили сотни лет назад! Я не понимаю, как люди, жившие за шесть веков до меня, могли, пусть даже в своем воображении, возвести такую громадину и, более того, сделать ее реальностью.

Самый потрясающий вид в Риме - это не вид с купола собора на город, это вид с купола на сам собор и его убранство. Сначала нужно, не посещая самого храма, подняться на купол и с многометровой высоты оглядеть Собор Св. Петра, едва различая в мелких точках скопившихся внизу туристов. Попробовать представить, какого же размера все на самом деле - Папский трон, Балдахин, фрески. Потом выйти на смотровую площадку и увидеть огромные фигуры на самом здании. Потом спуститься вниз, зайти в храм и замереть с раскрытым ртом, потому что все, и так казавшееся большим, оказывается просто огромным! Меньшее впечатление производит даже Колизей, кажущийся снаружи величественным, а изнутри - подозрительно компактным. Кстати, камни Колизея пошли на строительство Собора Св. Петра.

И туда, и туда стоят безумные очереди! Фонтан Треви штурмуют тысячи людей! И это, пожалуй, самый главный недостаток Рима. В тишине и одиночестве здесь остаться невозможно. Туристы - самая главная проблема столицы Италии.
Второе строение, которое потрясает своим масштабом, это памятник Витторио Эммануэле и окружающий его ансамбль на пьяцца ди Венеция. Это как если, например, «Медного Всадника» вознести на восьмидесяти метровый пьедестал и окружить классическими зданиями высотой с небоскреб, и то получится весьма приблизительно.

Сикстинская капелла оказалась самым большим римским разочарованием. Чтобы посетить Музеи Ватикана и остаться довольным, нужно быть очень терпеливым человеком, ибо музеи эти представляют собой склад предметов искусства. Бесконечные полки с бюстами и статуями, сотни метров старинных карт, огромные полотнища гобеленов, фрески, картины, глобусы… Все это - в длинных коридорах, по которым течет толпа туристов, пришедших только за одним - за Микеланджело и его шедевром. Каждый новый зал встречает указателем на Капеллу и кажется, что за следующей дверью - она. Но нет, за дверью снова толпа, снова не то, за чем идешь… Короче, три километра в этом кошмаре и не хочется не только Микеланджело смотреть, но и жить-то, в общем, уже не охота. Короткого пути, как я понимаю, нет, и эта маленькая деталь напрочь портит все впечатление. В самой Капелле не протолкнуться, никакого возвышенного настроения нет. Безусловно, роспись шедевральна, она действительно трехмерная, с нереально яркими красками (возможно, это следствие обширной реставрации в 90-х) и никакой фотоаппарат этого не передаст. Опять же, как в 16 веке Микеланджело умудрился расписать 800 кв.м. потолка, а потом еще и приплюсовать к ним Страшный Суд, мой мозг понимать отказывается. Устав после погони за шедевром, мы не пошли в Ватиканскую Пинакотеку - надеюсь, в другой раз сходим.


Собор Св. Петра






Здесь можно представить масштаб






Швейцарская гвардия


Тибр


Соборная площадь


Колизей




Арка Константина


Окрестности Колизея


Для меня эти сосны стали символом Рима




Памятник Витторио Эммануэле


Почетный караул


Сразу видно - Италия!




Римские развалины


Музей голов:)


Эту скульптуру знает каждый филолог! Лаокоон и змеи









Рим, путешествия, Италия и итальянцы

Previous post Next post
Up