При просмотре эпизода первое, что приходит в голову, это то что Катя мстит мужчине, который предпочёл ей другую, более яркую и дерзкую, но давайте послушаем, что она говорит: «Ты под музыку толстых не смеешь плясать, не смеешь кривляться и нас предавать».
50ые годы это время напряжённых отношений СССР и США, холодная война (продлившаяся до 80ых), гонка вооружений, шпионские мосты и сбитые штатовские самолёты. В это время в благословенной Америке экономический подъём, рок-н-рол, Элвис Пресли, Мэрилин «её предпочитают джентльмены» Монро, абстрактный экспрессионизм и маккартизм.
Молодёжь СССР робко поглядывает из-за железного занавеса к соседям и хочет такую же яркую юбку, помаду, причёску с лаком и чтобы мама за это не ругала.
«Ты за яркие тряпки врагу продаёшься…» Яркие тряпки и предательство…где тут связь?
А вот она: Молодёжь не хочет шить свои яркие вещи и играть свою яркую музыку, она хочет ту, которая за океаном, хочет не производить, а потреблять, не развивать себя и становиться лучше, а скопировать с соседа, не быть настоящим собой, а быть как «те». Это идеологическое предательство.
Украсть, тайком провезти, втридорога продать-вдесятеро купить. Это то чему вас учил Ленин? Нет, это то, чему вас научит Хрущёв.
Где равенство и братство если вы в одном городе делитесь на тех, кто одет по-импортному и по-советски, бесклассовое ли у вас общество, если сегрегация на лицо?
«Мы не станем петь под чужую дудку - нам радостный горн играет побудку!»
Катя
Советский Союз после смерти Сталина уже не тот, который так чтит и стремится защитить Катя. И Катя это понимает. Она понимает, что теряет не просто мужчину, которого любит, но и товарища, соотечественника, потому что Союз для него, Мэл(с)а теперь враждебен, теперь он для него чужд и смешон.
Она верит, что помогает социализму, когда устраивает облавы на тайные клубы стиляг, когда режет волосы, платья, когда позорит студентов на собрании, она борется не с модниками, а с предателями идеологии. Потому что не за культурой гонятся эти молодые люди, а за вещами, потребительством то есть за капитализмом.
Кто стоит в авангарде движения стиляг? Дети рабочих и крестьян? Нет конечно, весело и гордо уводит в далёкие дали золотая молодёжь. Те, кто привык трудится шьют себе одежду сами (очень популярны были в те времена журналы и книги по пошиву одежды), но дети богатых родителей их высмеивают, зачем мол шить, когда можно купить!
«Нам радостно дальше идти без тебя. Быть скованными одной цепью связанными одной целью».
А верит ли Катя в то, что ещё есть кому и куда идти? Хочет верить. Должна верить. Но боец её отряда уходит в стан врага влекомый яркой юбкой и шпильками, и это важный сигнал для Кати, что она проигрывает войну.
Уже через год после описанных событий (1956-ой) Хрущёв "разоблачает" культ Сталина, в
59-ом пьёт пепси-колу на выставке, а в 74ом в Новороссийском заводе уже открыт первый цех «ПепсиКо» в СССР. 1962 год -
предаёт Кубу, расстреливает
бастующих рабочих в Новочеркасске.
Подытоживает этот эпизод другая сцена, возвращение Фрэда в Москву из командировки в США:
- «У меня для тебя плохие новости: в Америке нет стиляг».
В Америке в 50ых стиляг уже не было, а были битники - совсем не яркие, наоборот, одетые в чёрное или чёрно-белое, но слушавшие всё тот же джазз, высмеивающие культуру потребительства и на первое место ставящие искусство, поэзию и этническую идентичность.
К началу 90ых годов уже окончательно закрепился американский стиль жизни: музыка, кино, одежда, причёски и макияж, всё должно быть как на западе, а иначе ты "совок", раб режима и духовно ограниченный человек. Всё, что произведено у нас это отстой, а вот на западе "ожерелье - алмаз"! Советские люди продались за тряпки и со страшной силой пляшут под чужую дудку. И единым отрядом больше никто никуда не идёт.
Мьюзикл "Стиляги" позиционируется как лёгкая комедия и фильм-праздник, для меня он таким и был ровно до эпизода "скованные одной цепью". Самая сильная сцена, которая переворачивает весь фильм, когда отрицательный персонаж становится героем, и внимание больше привлекают детали, нежели авансцена.
Время действий 55ый год, а музыка 80ых, почему? Потому что фильм нам показывает (поёт) к чему всё идёт - к перестройке и к переоценке ценностей. Польза в браке с Мэл(с)ом рожает негритёнка, потому что когда ты отрицаешь свою культуру в пользу западной результат тебя неприятно удивит.
Фильм должен был называться "Танцы на костях" (его переименовали впоследствии из-за трагедии на съёмках - погибла девушка), здесь есть игра слов: во-первых - они танцуют под музыку записанную на рентгеновских снимках, во-вторых стиляги пляшут на костях своих предков-революционеров, в кровавых битвах добившихся своей свободы , прошедших через репрессии и жестокие подавления за справедливость, равенство и братство. А ведь совсем немного времени прошло, а у молодёжи опять зарождается мелкобуржуазное сознание.