Земляничная поляна / Smultronstället
Дата премьеры: 26 декабря 1957г.
Страна производства: Швеция.
Режиссёр: Ингмар Бергман.
Сценарий: Ингмар Бергман.
Оператор: Гуннар Фишер.
Жанр: драма.
В ролях: Виктор Шёстрём, Юллан Киндаль, Биби Андерссон, Ингрид Тулин.
Цитаты:
- Наши отношения с людьми обычно состоят из обсуждения чужих поступков и характеров. В какой-то момент это стало для меня невыносимо, и я добровольно отказался от того, что называется общением. Это привело к тому, что на закате своих дней я остался один.
*********************************************
- А каково будет моё наказание?
- Я не знаю. Как у всех, наверное…
- У всех?
- Ну да. Одиночество.
- Одиночество…
- Вот именно. Одиночество.
- И никакого снисхождения?
- Не спрашивайте меня. Об этом судить не мне.
(С)
С этим фильмом у меня связаны особые воспоминания. Уже не помню, на каком курсе университета, случайно увидела объявление, что по средам вечерами в аудитории на пятом этаже основного корпуса проводится показ фильмов из классики мирового кино. Пошла. Несколько человек в очках в небольшой аудитории смотрели на проекторе «Земляничную поляну» Бергмана. Вы верите в любовь с первого взгляда? А разве бывает какая-то другая?
Это добрый фильм о временах жизни. Об их бесконечных повторениях в новых поколениях. История одного дня - 1 июня. Профессору Исааку Боргу 78 лет, жена давно умерла, но за ним последние 40 лет ухаживает верная экономка, вместе они напоминают старую супружескую пару. Утром профессор садится за руль, чтобы за несколько часов доехать до города Лунда, где его будут награждать как почётного врача, 50 лет посвятившего медицине. В течение этого дня он заезжает в дом, где проводил летние каникулы ребёнком, а также к своей 96-летней матери, вырастившей 10-х детей. И вспоминает самые яркие моменты своей жизни. Детство, юность, зрелые годы. Кроме того, с ним в компании едут ватага молодёжи, которую он решил подвезти, и красавица-блондинка Марианна.
Рефлексия - самоанализ, способность личности переосмысливать своё прошлое, собственные ценности и устои, анализировать свои чувства и состояния. От того, насколько человек образован и умеет себя контролировать, будет зависеть глубина рефлексии. В результате самоанализа человек меняется и самосовершенствуется. Именно в этом фильме я впервые увидела и осознала, что это такое. И с этого фильма сама начала рефлексировать.
Когда живёшь больше тридцати лет и старше (может, Вы и раньше начали, я - после 30-ти), начинаешь замечать, что типы людей повторяются. Встречаешь кого-то, чью точную копию знал 20 лет назад. Так и с героями фильма. Профессор видит повторения во встреченных людях тех, кого он знал в молодости.
Мирозданием так устроено, что понимание жизни, опыт, прощение мы получаем через испытания и страдания. Бытие, похожее на фруктовый кефир, скучнО и однообразно (так, видимо, думают те, кто пишет наши книги судеб). У каждого из нас есть и свой крест, и своя Голгофа, и свой римский солдат, который нам копьём живот прокалывает. У главного героя жизнь прошла хорошо - он вырос в большой обеспеченной семье, влюблялся, женился, продолжил себя в сыне, сделал карьеру, дожил в почёте и заботе до преклонных лет. Он не пережил ужасов войны и голода, никаких катаклизмов. Но в его жизни были и боль, и предательство, и страдания, и одиночество. Да ещё работа врача - повидал мужчина. Так что это история простой жизни, полная мудрости.
И ещё одна мысль. Как всё-таки осознание собственной смертности способно стимулировать жажду жизни, стремление увидеть и простить близких людей. В ночь накануне поездки профессор видит сон, заставляющий его задуматься о смерти. Принять то, чего он боится и избегает. Благодаря этому эмоциональному потрясению внутренне очиститься, вспомнить всю жизнь, и всех простить. Принять себя и свою судьбу. И идти дальше. Обратите внимание на его последний разговор с экономкой. У этой пары всё ещё может быть. И внук скоро родится. Жизнь продолжается!