Feb 03, 2010 23:46
До достижения возраста 3-х лет как правило нет особой значимости во взаимодействии с другими детьми: дети не играют в совместные игры, разве что один отберёт игрушку у другого.
Решение вести в детский сад до достижения трёхлетнего возраста обычно принимается ради удобства родителей, а не ради ребёнка.
Подробнее - Профессор Боаз Портер , педиатр, отец 3 детей, дед 5 внуков
Так называемое лимфоглоточное кольцо Пирогова создано для фильтрации и осаждения вирусов, бактерий, пылевых частиц, а далее - уничтожения и выведения их из организма. Помимо уничтожения, на данном уровне защиты происходит постоянная «физиологическая вакцинация», то есть иммунные клетки обучаются распознавать основные возбудители инфекций, тем самым обеспечивая сопротивляемость организма. Если этот процесс проходит не в стрессовом режиме, то к определенному возрасту, как раз к 3,5 - 4 годам, ребенок уже готов жить в условиях коллектива, постоянной агрессии со стороны вирусов, аллергенов, бактерий. Если же это происходит преждевременно, то из-за массированной атаки возбудителей, лимфоидная система не успевает справиться с обрушившейся лавиной агрессоров и от бессилия пытается остановить атаку не умением, а числом, то есть, увеличиваясь в размерах. В итоге раздраженный аденоид увеличивается в размерах и постоянно истекает слизью, так как пытается хотя бы механически очиститься от внешней агрессии.
Коллективные игры начинаются после трех лет и с этого момента сопротивляемость организма достигает того уровня, когда может противостоять массированным вирусным атакам детского коллектива. Наиболее действенным средством профилактики частых болезней и осложненного их течения, является соблюдение природных сроков введения детей в агрессивную среду. Особенно это касается детей имеющих хронические заболевания, такие как пищевая аллергия, атопический дерматит и т.п.
Если же это происходит преждевременно, то из-за массированной атаки возбудителей, лимфоидная система не успевает справиться с обрушившейся лавиной агрессоров и от бессилия пытается остановить атаку не умением, а числом.
Доктор медицинских наук, врач-педиатр высшей категории, профессор курса неонатологии МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского, ведущий научный сотрудник отделения недоношенных детей НЦЗД РАМН
Доктор медицинских наук Андрей Степанов о детсадах и гриппе
С рождения и до года ведущей деятельностью является непосредственно-эмоциональное общение ребенка со взрослым.
В начале второго года жизни ведущей деятельностью становится предметно-манипулятивная деятельность. Теперь общение со взрослым перестает быть (на какое-то время) главной деятельностью ребенка - оно выступает источником новых, интересных для ребенка встреч с предметами внешнего мира, которые побуждают его к разнообразным действиям с ними. Именно в этом возрасте ребенок осваивает многие свойства предметного мира, «сопротивляемость» вещей, их соотношения друг с другом.
В дошкольном детстве (примерно с трех лет до начала школьной жизни) ведущей деятельностью ребенка становится сюжетно-ролевая игра. Взрослый и его мир опять оказываются в центре внимания ребенка. Игра побуждается стремлением ребенка «стать взрослым», что в этот период возможно лишь в символической форме (в форме выполнения игровой роли, несущей в себе мир смыслов различных видов деятельности взрослых). Поэтому игра имеет чрезвычайно важное значение для усвоения ребенком социальных норм и правил поведения, присвоения им конкретных смыслов человеческих отношений, понимания им общественных функций людей, формирования его произвольного поведения, развития многих психических процессов (особенно памяти и воображения), развития умений общаться со своими сверстниками.
Проблема ведущей деятельности и периодизация психического и личностного развития в онтогенезе
psychology-online.net
Развитие потребности в общении со сверстником проходит ряд этапов.
Сначала у детей наблюдается внимание и интерес друг к другу; к концу второго года жизни наблюдается стремление привлечь к себе внимание сверстника и продемонстрировать ему свои успехи; на третьем году жизни появляется чувствительность детей к отношению сверстника.
К кону раннего детства стремительно нарастает тенденция к самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых и без них. К концу раннего возраста это находит своё выражение в словах "Я сам", которые являются свидетельством кризиса 3-х лет.
Явными симптомами кризиса являются негативизм, упрямство, своеволие, строптивость и пр. Данные симптомы отражают существенные изменения в отношениях ребёнка к близким взрослым и к самому себе. Ребёнок психологически отделяется от близких взрослых, с которыми раньше был неразрывно связан, противопоставляется им во всём. Собственное "Я" ребёнка эмансипируется от взрослых и становится предметом его переживаний. Появляется характерные высказывания: "Я сам", "Я хочу", "Я могу", "Я делаю". Характерно, что именно в этот период многие дети начинают использовать местоимение "Я" (до этого они говорили о себе в третьем лице:"Саша играет", "Катя хочет").
childpsy.ru/
Дети, отданные в ясли до 1,5 лет, отстают в росте от своих ровесников, отданных в дошкольные детские учреждения в более "зрелом" возрасте. Исследователи из хайфского отделения министерства здравоохранения в течение полугода наблюдали за 85 малышами, отданными в ясли до 1,5 лет. Показатели их роста сравнивались с данными в "контрольной группе", в которую вошли 85 детей, которых родители не торопились отдавать в дошкольные учреждения.
Наблюдая за ростом и весом малышей, исследователи отметили, что "юные" детсадовцы приблизительно на 17% отстают в росте от своих ровестников. Самыми "низкорослыми" оказались малыши, которые пошли в детский сад в возрасте от года до полутора лет.
Эти данные были представлены доктором Роном Шуэлем, специалистом больницы "Рамбам" на конференции ассоциации клинических педиатров.
Исследователи считают, что причиной отставания в росте является стресс, который переживает ребенок при расставании с родителям и при привыкании к жизни в детском коллективе. Этот стресс сказывается на "гормоне роста".
При этом исследователи отмечают, что источником проблемы является не детский сад, а расставание с мамой и папой.
Подобный стресс годовалый ребенок переживает, если родители, выходя на работу, оставляют его с незнакомыми людьми. Дети, остававшиеся с нянями, отстают в росте от ровесников на 20%.
Исследователи подчеркивают: нет существенной разницы, находился ли малыш с няней или с кем-то из дальних родственников. Наиболее "рослыми" оказались малыши, которые до полутора лет росли с одним из родителей".
www.newsru.co.il
К 15 годам подростки, которых рано отдали в садик, чаще просыпались по утрам с пониженным уровнем гормона кортизола, связанного со стрессом.
Обычно у людей уровень этого гормона повышен утром, а затем постепенно снижается в течение дня. Нарушение уровня кортизола, считают ученые, может свидетельствовать о том, что подростки больше страдают от стресса.
Исследование проводилось Национальным институтом здоровья детей и развития человека в рамках работы «Изучение влияния яслей на развитие молодежи». В ходе эксперимента ученые наблюдали за жизнью 1000 детей с раннего возраста до юности. Целью исследования было определить, какое влияние оказывает детский сад на развитие детей в более позднем возрасте.
Чаще всего абнормальный уровень кортизола ученые обнаруживали у 15-летних подростков, которые в первые три года жизни проводили больше времени в детском саду, или матери которых были к ним более равнодушными. Результат не менялся независимо от качества детского дошкольного заведения, пола ребенка и его национальности, уровня дохода семьи, уровня образования матери или отношения родителей к ребенку в подростковом возрасте.
Результаты исследования были опубликованы в журнале Child Development.
health-ua.org
Teen Stress May Have Roots in First Three Years of Life
The results come from the Study of Early Child Care and Youth Development in the United States, done with the Eunice Kennedy Shriver National Institute of Child Health and Human Development. For the study, researchers observed the lives of 1,000 children from infancy to mid-adolescence to try to determine how child care in early life affected their development later.
The abnormal cortisol pattern was found more often in the 15-year-olds who, during the first three years of life, spent more time in child-care centers and/or had mothers who were observed to be more insensitive. The findings held regardless of the quality of the child-care facility, the child's gender or ethnicity, the family's income level, the mother's level of education or the sensitivity the parents exhibited to the children as teenagers.
SOURCE: Society for Research in Child Development, news release, May 15, 2009
abcnews
healthlibrary
История появлени я детских садов
В 1837 году немецкий педагог Фридрих Фребель создал первое в мире «учреждение для игр и занятий детей младшего возраста» в Блакенбурге. Оно просуществовало недолго, около двух лет, и почему-то было закрыто. Как потом пояснял педагог, он выбрал такое название из-за того, что, раз дети считаются цветами жизни, то выращивать их должны садовницы, отсюда и детский сад…
Интересно, что именно Фребель сформулировал первые принципы настоящего детского сада. Главный из них - не мешать ребенку становиться человеком, но помогать, развивая все лучшее, что дала ему природа. С этой целью педагог создал свой развивающий набор - «Дары Фребеля», по которым «садовницы» учили детишек: шарики из шерсти всех цветов радуги, деревянные шары, кубики, цилиндры.
Первым в России детским садом было петербургское заведение Аделаиды Семеновны Симонович, которое она открыла вместе с мужем еще в 1866 году. Плату за содержание и воспитание детей 3-8 лет вносили состоятельные родители. Симонович сама придумывала подвижные игры, дети занимались конструированием, и даже курс родиноведения здесь был обязательным. А кроме того Аделаида Семеновна начала издавать специальный журнал «Детский сад». Но спустя два года заведение было закрыто.
Ссылка
Первые детские сады в России появились в 60-х годах ХIX века по инициативе частных лиц, благотворительных и филантропических обществ, некоторых передовых земств. Было их мало, и, за редким исключением, все они были платными.
Государство не принимало участия в их организации. Плата за посещение частных детских садов была очень высокой, время пребывания в них ограничивалось обычно 4-мя часами, поэтому их услугами могли пользоваться только состоятельные родители. Направление воспитательной работы и подбор персонала всецело зависели от лиц, содержавших детские сады.
Первый бесплатный, так называемый народный детский сад для детей низших слоев населения был открыт в 1866 г. при благотворительном «Обществе дешевых квартир» в Петербурге. Занятия в нем, как и в других дошкольных учреждениях, проводились по системе Фребеля.
Появилось и несколько детских садов, где на основе принципиальных высказываний выдающихся русских ученых и педагогов велись поиски новых путей дошкольного воспитания. Например, уже в 60-е гг. XIX в. большая экспериментальная работа велась в Петербурге в детском саду супругов Я. М. и А. С. Симонович.
В целом развитие дошкольных учреждений в России шло крайне медленно.
Восстановление народного хозяйства в 20-е гг., последующая индустриализация и осуществление коллективизации сельского хозяйства в 30-е гг. создали благоприятные условия для развития общественного дошкольного воспитания. Широкое вовлечение женщин в социалистическое производство требовало ускоренного решения вопросов воспитания детей. 27 июня 1936 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР, направленное на оказание помощи матерям и расширение сети детских учреждений, строительство родильных домов, детских яслей и садов.
detskiysad.ru
Посты по теме
В сад иль не в сад - вот в чем вопрос
Детские сады: опыт уроженцев бывшего СССР
Боаз Портер
Психология и психомоторное развитие,
Детсад и школа,
Исследования_обзоры_сравнения