Добрый день всем поклонникам велоезды в любое время суток!
Возможно, так же как и вы, я долго ломал голову над тем, как преобразовать некоторое количество кинетической энергии, затрачиваемое мной на кручение педалей, в энергию электрическую, пригодную для освещения в ночное время суток дорожного покрытия. Если вас тоже не устроил вариант с фонариком на батарейках, то этот пост как раз для вас. Здесь в силу своих чайнических способностей в области радиоэлектроники, я по возможности, просто - для таких же чайников, - изложу устройство моей рекуперирующей установки (она уже собрана, установлена и работает!).
Итак, на старте у меня был комплект из:
- динамомашины (6V, 3W);
- двух светодиодных фонарей (о них ничего конкретного сказать не могу, кроме того, что передний шел в спецкомплекте для велосипедов и имеет встроенный стабилизатор, а второй я слегка переделал, поскольку он никак не хотел работать «от сети»);
- аккумуляторной «Кроны» (9V);
- диодного моста типа КЦ 405 (не спрашивайте меня, что это означает), двухпозиционного тумблера и кнопки (из последних, в принципе, нужна только кнопка, но в моем случае, тумблер пока работает);
- провода, паяльник, и все такое прочее… и, чуть не забыл: заранее стоит побеспокоиться об основе ( у меня это кусок фанеры), и водонепроницаемой упаковке ( в моем случае подошла велосумка за 16р).
Принципиальная схема устройства выглядела так:
На деле же вышло так:
Приводить здесь описание процесса пайки и сборки полагаю ненужным, скажу лишь, что мне повезло проконсультироваться с мастером в области радиоэлектроники, который мне все доходчиво и в картинках объяснил, и не его вина в том, что я собрал все не совсем так, как он показал. Замечу только два важных момента:
- ГЕНЕРАТОР НЕОБХОДИМО ИЗОЛИРОВАТЬ ОТ КОРПУСА, иначе ничего работать не будет (я изолировал его как раз в месте соединения но, к сожалению весьма специфическим и трудноописуемым способом... иными словами, подручными диэлектрическими средствами) и с этого места (ДО ИЗОЛЯЦИИ, A НЕ ПОСЛЕ!!!) брать второй провод от генератора на диодный мост. Кстати говоря, система "генератор-мост" это та основа, в которую никаких соединений не допускается, поскольку в этом месте происходит преобразование переменного тока в постоянный, и что бы ни было туда запитано, скорее всего, просто сгорит;
- как показывает практика, схема работает как при разряженной, так и при заряженной батарее, из-за чего необходимость в какой-либо альтернативной цепи совершенно отпадает (тумблер, о котором речь пойдет ниже, нужен был как раз для нее).
Теперь о разнице в схемах: отличие только в наличии у меня тумблера, который, как я опытным путем определил, отсекает от «сети» генератор, оставляя для питания только батарею. По сути он не нужен, поскольку велогенератор неплохо отключается вручную, поэтому, когда появится желание, тумблер я непременно уберу.
Как показывает практика использования, за сорок минут при средней скорости в 20-25 км\ч батарея достаточно заряжается, но за время стоянки (с ВЫКЛЮЧЕННЫМИ ФАРАМИ) практически полностью теряет заряд. Специалисты говорят, это происходит потому, что шестивольтовый велогенератор не в состоянии зарядить девятивольтовую батарею. По этой причине я в скором времени намерен заменить диодный мост удвоителем напряжения, если конечно, уразумею, как его собрать.
Вот, пожалуй и все, что я могу сказать в силу ограниченности знаний в данной области. Замечу лишь, что все оказалось проще, чем я представлял. Успехов в освоении тем, кому это нужно и спасибо за внимание.
VK,
Mail.