Игра в поддавки - излюбленное развлечение родственников по отношению друг к другу.
Напомню, что цель игры в поддавки ( взять к примеру хоть шашки ) заставить игрока-оппонента делать те ходы, которые выгодны тебе. И которые не выгодны ему.
Так вот, родственники разной степени близости в статистическом большинстве случаев играют друг с другом в поддавки. С упоением. С полной самоотдачей. С применением различных сил, средств, аргументов, строительной техники. И в какой-то момент игроки вспоминают про психотерапевта. Вернее вспоминают про то, что его ж можно использовать в игре. Как дополнительный довод, как весомый аргумент. Как что угодно. И тогда кто-то из игроков спешит к психотерапевту за консультацией...
Такого игрока опознать очень легко. Во-первых, что само собой разумеется, спрашивать он будет не про себя, а про ближнего своего. Естественно, под видом милосердия и желания помочь страдающему ближнему своему - как же иначе.
О подробном анамнезе можно забыть. Игрок никогда не расскажет в деталях симптомы. Вместо этого буквально сразу игрок выдаст утверждение диагноза: "У моего\моей кого-то депрессия\невроз\...". Без всякого сомнения. При том, что ни о каком выставленном диагнозе речи не идёт. Игрок уверен в правильности диагноза, это ведь очевидно. К психотерапевту он обращается совершенно не за этим.
А вот за чем игрок обращается к психотерапевту... это уже самое интересное. Цель обращения - заручится авторитетной поддержкой со стороны и вплести её в свою систему аргументов. По типу: "А я вот у доктора спрашивал - и доктор сказал, что я прав"(тм). Потому что как правило выясняется, что далеко не все участники партии согласны с трактовкой данного конкретного игрока. Например "находящийся в депрессии" близкий может проявляться чудеса жизнерадостности и быть в корне не согласен с такой оценкой его состояния. Обвиняемый в неадекватности может оказаться эталоном рассудительности и уравновешенности. И так далее...
Но это когда два игрока выдвигают контр-доводы друг против друга и соревнуются в сицилианской защите а ля "сам дурак". Зачастую же игроки не нападают друг на друга (ибо это же прямая агрессия, то есть не комильфо), а выбирают более тонкий вариант взаимодействия - через кого-то третьего и подневольного, оказывающегося заложником споров игроков о своей правоте. Первое, что приходит на ум - дети. Но с равной долей вероятности игроки могут действовать через пожилых взрослых. Или через взрослых равных себе по возрасту. Через взрослых любого пола. Никакой разницы. Главное, что споры о правоте игроков проходят под вывеской "что для него лучше" при этом мнение самого "третьего" никто не спрашивает обычной. Поэтому участь этого третьего, ставшего заложником отношений, наиболее незавидна.
Два "игрока" и третий "заложник" - это только для примера. Количество игроков не лимитировано, в эту игру могут играть многие, причём одновременно. Как правило игроков обычно больше, чем два. И "заложников" тоже бывает немало. Численность лимитирована в основном самим количеством людей: чем больше семья - тем больше ироков. В результате вся игра превращается в этакое массовое действо, в рамках которого каждый стремится урвать свою выгоду. И вот как раз в таком массовом действе подчас предлагают поучаствовать психотерапевту на правах защитника одной из сторон... Причём не только психотерапевты привлекаются для этой роли. И психиатры. И наркологи. И неврологи. И соматические врачи различных специальностей подчас призываются в эксперты для дачи заключения по фотографии. Если специалист опытный, умный или хотя бы с сохранённым чувством самосохранения - он от участия в этом "празднике" вежливо откажется или предложит пообщаться с самим "описываемым" близким, но... Игрок на такое никогда не пойдёт. Это ещё одна особенность игрока ;)
Резюмирую: обращаться к психотерапевту имеет смысл только со своей проблемой. Не с чужой. Это не значит, что не нужно заботится о близких, нет. Если вы видите рядом с собой человека, у которого, как вам кажется, проблема и который, как вам кажется, от неё страдает - лучшее, что вы можете сделать, это дать человеку информацию о специалисте, предоставив близкому самому выбирать и решать, хочет он обращаться к психотерапевту или нет.
"Осчастливить против желания - нельзя"(ц)
Се ля ви.