- Ты будешь учёным человеком. Будешь сидеть в кабинете.
Но запомни - мужчина всегда должен что-то делать руками.
Слова моего деда после моего поступления в университет.
Если есть работа за деньги - работай за деньги.
Если нет работы за деньги - работай бесплатно.
Если нет бесплатной работы - иди чинить дорогу.
Восточная мудрость.
О СОЦИАЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
Человек социален. Я не знаю, остаётся ли человек вне общества человеком (это философский вопрос, на изучение которого у меня нет ни времени, ни желания). Зато я знаю, что социальность человека рождает в нём потребность в признании. Человек чувствует себя человеком, если он признан другими людьми, т.е. во взаимодействии. Или же он вообразит (!) это взамодействие. Будет моделировать взаимодействие у себя в голове, т.е. утратит связь с реальностью и реальными людьми.
Человек не может жить в окружении людей, которые его не уважают.
Все эти разговоры об уровне жизни и измерителях этого уровня. Все эти таблицы, графики и прочая наглядность - такая же бессмыслица, как показатели удоев и выплавки стали в СССР.
Удои, чтобы там сейчас ни говорили, непрерывно росли. И сталь выплавлялась. И насыщение цветными телевизорами шло по нарастающей. И холодильник в каждом доме. И трактора. И медицина. И безопасность. И оружие. И космос. Но чем больше у человека было доступа ко всем этим игрушкам, тем хуже ему становилось. Да, мы можем и с космосом поиграть, но ровно до того времени пока это интересно.
Как в том анекдоте про ёлочные игрушки, которые не работают, потому, что не радуют.
Потому, что доступ ко всем этим благам неизбежно сопровождался ограничением возможности для чего-то другого. Индустраильный ад - это не выхлопы, выбросы и эрзац-продукты.
Индустриальный ад - это:
- когда чтобы что-то сделать, нужно два часа искать плоскогубцы, а потом ещё столько же времени потратить на то, чтобы привести в порядок своё жилище;
- когда есть удобные, безопасные, эффективные и доступные инструменты с технологиями, но нет возможности этими технологиями воспользоваться;
- когда рост возможностей сопровождается опережающим ростом ограничений;
- непрерывное уменьшение значимости личных действий и поступков на фоне грандиозных абстрактных достижений человечества вообще;
- непрерывное уменьшение поводов для взаимоуважения, а значит и стимулов для социального общения
Вот что такое индустриальный ад
НЕВЫНОСИМО.
И как мы из этого выбираемся? А самое главное куда выбираемся?
Спрятаться. Уйти. Сбежать. Оправдываться. ОТЧУЖДАТЬСЯ.
Человек не будет уважать людей, которые не уважают его. И он не может по своей воле взаимодействовать с людьми, которые его не уважают.
Он приходит домой и утыкается в телевизор, в книжку, в монитор или в бутылку (и ещё неизвестно, что лучше). Хорошо, если это сопровождается, хоть каким-то общением (о качестве такого общения не говорю). Хуже, если «сам с собою».
Человек перестаёт быть человеком. Вернее остаётся таковым в своём воображении. Вот я о чём. И хорошо, если у него достаточно богатое воображение.
И он беспомощен, потому, что один. Его не за что уважать, потому, что он не делает ничего, признаваемого полезным. Он никому не нужен, а значит и ему никто не нужен. Его не уважают собственные дети, а значит, он не может их воспитывать. А и действительно за что его такого уважать? За то, что он деньги зарабатывает? Так ведь никто не видит, как это происходит. Деньги - абстракция.
В самом деле, каково качество и какова степень уважения к человеку, который свою полезность материализует лишь покупками? НА заре индустриального периода достаточно высокая (обосновывать долго). А в нынешние времена тотальной девальвации материальных ценностей?
И тут мы переходим к главному:
Человек реализуется через полезную деятельность. Ту деятельность, которая признаётся полезной окружающими.
Разные окружающие способны по-разному осознавать полезность . Например, мои дети пока ещё не способны осознать полезность моего стучания по клавишам. Мало того, то, что признаётся полезным одними, другими будет признаваться вредным. А человек будет стремиться в те социальные пространства, где признаётся полезность его деятельности. Туда, где его уважают. И будет усугублять разрыв с остальным миром.
Не будет никакого автономного образования, если не будет пространства для полезной деятельности. Мы не сможем учить своих детей, если не будем делать что-то, что они признают полезным. Вот почему я уже несколько лет собираю подобные
рецептики Если мы не обеспечим себе пространство для полезной деятельности, то мы неизбежно будем всё больше отчуждаться и уходить в какие-то иные социальные пространства. В виртуальные или вымышленные. И мы со всей неизбежностью окажемся в зависимости от тех социальных пространств, в которых мы будем добиваться признания.
Вот так вот. Человек социален, а значит, во всех случаях ищет иерархичности, т.е. зависимости. Вопрос только в том какая зависимость для него окажется комфортной. В том, чьё уважение для него будет важнее.
А современный мир таков, что любой сумасшедший найдёт себе единомышленника где-то на другом краю земли и они вдвоём легко решат, что все остальные сошли с ума. И ведь никто не остановит, потому, что человека может остановить только тот, кто его уважает (ибо в основе уважения всегда взаимность).
Вся эта истерия вокруг борьбы с терроризмом - не более, чем обратная сторона эйфории вокруг достижений в области освоения околоземного космического пространства. Постнаркотическая ломка, если хотите.
Следующим постом постараюсь расписать как я вижу организацию пространства для полезной деятельности.