Голгофа (фильм)

Jul 29, 2014 21:18

Фильм ирландского режиссера Джона Майкла Мак-Донаха вышел на экраны в 2014 году. Это редкий пример того, когда в западном кино ведется серьезный разговор о христианстве.

Это фильм-притча о таинстве Исповеди, о месте Церкви в современном мире. В маленьком ирландском городке, где все друг друга знают и по вечерам собираются в одном и том же баре, много «воцерковленных» людей. В самом начале фильма они приступают к Причастию. Они исповедуются, с явным удовольствием выворачивая свои грехи, вот только ничуть в них не раскаиваются. Напротив, они гордятся ими, не понимая, что можно жить иначе.
Главный герой - пожилой католический священник отец Джеймс, лохматый и бородатый, на вид - вполне «русский» батюшка. Как известно у католиков исповедь проходит не лицом к лицу, а в комнатке-конфессионале, так что пастырь не видит того, кто находится перед ним. И вот приходит неизвестный, который говорит, что в детстве над ним надругался клирик, и что он хочет отомстить; но поскольку негодяй уже умер, он собирается убить невинного священника. Вскоре батюшка понимает, что это вовсе не покаянное откровение помыслов, и что жертвой станет он сам. Убийца дает ему неделю сроку для того, чтобы подготовиться к смерти - до следующего воскресного дня.
Поскольку в маленьком городке нет посторонних, «иудой» является кто-то из своих. Перед лицом отца Джеймса проходят его духовные чада, закосневшие в грехах и при этом фарисейски подчеркивающие собственную «праведность». Старик-писатель, которому в Церкви интересно лишь то, что там найдутся желающие выслушивать его нытье. Нувориш, который скупает шедевры мировой живописи для того лишь, чтобы надругаться над ними, а сделать скромное пожертвование на восстановление сгоревшего храма не способен. Замужняя женщина, которая причащается в начале фильма, некоторое время спустя целуется на глазах у пастыря с любовником-негром. Хирург-материалист, постоянно рассказывающий скабрезные истории из практики.
Все эти люди уверены в своей «правильности». Они нередко подсказывают пастырю, какие слова ему нужно произнести. Маньяк-садист в тюрьме уверенно тараторит: «Ведь если я приму Иисуса всем сердцем, я попаду в рай, и там скажу всем жертвам, что очень сожалею». Они искренне удивляются, когда священник оказывается на грани срыва.
Вот и отец Джеймс носит в кармане пистолет. Вроде бы для того, чтобы защититься от убийцы, хотя использовать оружие ему запрещено канонами. Он идет в бар («в корчемницу», что тоже не разрешается священникам), готовый расстрелять всех, населяющих этот безумный мир. Но здесь словно ангел удерживает его: когда батюшка целится в бутылку, она со звоном разбивается, когда в человека - пистолет дает осечку.
Тогда священник выбрасывает оружие в море и идет на свою Голгофу, навстречу предающему его.
Фильм содержит обсценную лексику и упоминания об извращенном блуде - к счастью лишь на словах, а не на экране. Поэтому с детьми смотреть его не стоит.
Взрослых же эта притча побуждает задать себе вопрос о том, как мы приступаем к таинству Исповеди. Сколько можно за разом раз называть один и тот же грех (пусть даже мелкий, не такой страшный, как у жителей городка), и когда же наконец найдутся силы для настоящего покаяния?

рецензия, Челябинские епархиальные ведомости

Previous post Next post
Up