24 августа в Челябинском кинотеатре «Знамя» состоялась выставка «Во славу русского оружия: живые страницы истории. 100-летие Первой мировой войны», организованная Государственным архивом Челябинской области и Урало-Сибирским домом знаний при поддержке Свято-Васильевского прихода.
Гостей встречают цветные литографии и старинная афиша: «Сегодня в кинотеатре «Люкс» (дореволюционное название «Знамени») демонстрируется драма «Слезы». Сбор средств в пользу семей фронтовиков». Пожелтевший лист в раме свидетельствует - это не копия. Оригиналы призывных ведомостей, приказов, газетных вырезок, солдатских писем доставлены сюда из фондов областного Государственного архива.
Старинные фотографии, телеграфный аппарат, гильза, табачный кисет, набор инструментов для нужд военно-полевой хирургии. Сведения о размещении беженцев, призывы брать «на содержание» госпитальные койки (каждый благотворитель может оплатить лечение хотя бы одного воина, продукты и медикаменты дороги).
Дата проведения выставки выбрана неслучайно, именно в эти дни весть о войне дошла до уездного города Челябинска и начались сборы первых призывников. В экспозиции присутствует икона Богоявления «тобольского письма», 18-й век. Именно Богоявлению Господню был посвящен домовый храм Инсарского полка, и именно этот образ был отправлен с бойцами на фронт. Сегодня эта святыня прибыла на выставку из Свято-Васильевского храма.
Под иконой решение Городской Думы и смета: каждому призывнику в подарок от горожан вручается крест и крепкая нить, для того чтобы его носить. Потемневший крестик и нитка представлены рядом - на красном бархате.
Потемневшие за столетия письма, выцветшие чернила почти не разобрать, но рядом лежит принтерная распечатка текста. Молодой офицер пишет своей возлюбленной Анечке. Сначала он бодр и полон планов на мирное будущее. Шагая к месту сражения по Кавказу, он удивляется крупным апельсинам, которые валяются прямо под копытами лошадей. Но вот уже грохот, и смерть, и запах тления, и человек рад выпавшему снегу: пусть холодно, но он хотя бы скроет кровь и трупы. Автор писем погиб на войне. Что стало с Анечкой? Отправилась ли она на фронт сестрой милосердия или дожила до хаоса революции?
А в фойе кинотеатра, под звуки духового оркестра, веселятся ребята в форме и с винтовками образца Первой Мировой. Это «реконструкторы» из Свято-Васильевского храма, они даже снимают о тех временах фильм. Может быть точно также беззаботно смеялись и любезничали с барышнями их ровесники в 1914-м, чтобы с улицы Уфимской отправиться строем на вокзал и занять места в вагонах-теплушках.
В это время в зале крутят хроники времен Первой Мировой. Усатые генералы, седой Алексеев, пока еще жизнерадостный, но уже с печатью заботы на лице Брусилов. Бородатые казаки. Сестрички в белых халатах, раненные, позирующие перед кинокамерой. Братские могилы. Плачущие старухи. Помимо собственно документальных кадров, есть и образцы агитации тех времен, даже немой кукольный мультфильм В. Старевича - подумать только, столетней давности! Это сказка, рассказанная девочке дедушкой-ученым о том, как в волшебном лесу жила прекрасная лилия по имени Бельгия. Ее окружали «квакуны» во французских фраках, чопорные англичане-кузнечики. Но вот пришли черные и злые жуки - немцы и австрияки и потребовали у лилии пропустить их, а та предпочла пожертвовать своим стеблем, упасть, чтобы хотя бы ненадолго задержать врага. По сюжету жуков смыл холодный поток, а лилия чудесным образом воскресла. Что за дело было посетителям кинематографа тех времен до европейских политических дрязг? Но за это гибли в окопах их земляки, родные.
Эта война никому не принесла чести и славы: кинохроника кончается кадрами революции, и довольный Ленин в кепке машет рукой. «Надорвалась» морально и Европа. История нужна для того, чтобы извлекать из нее уроки. Каждый посетитель выставки сделает для себя выводы: как важно сделать все возможное, хотя бы молитвой, чтобы не допустить повторения катастрофических ошибок начала ХХ века.