Экспедиция затевалась не как этнографическая и поэтому у нас не осталось с собой много свидетельств о быте Монголов, да и мы в него не лезли особо. Поделимся тем что есть.
Первый раз мы столкнулись с неведомой нам культурой, когда вытаскивали машину из болота. Утром Монголы пригнали стадо баранов и стали их топить в нашем ручье. Бараны топиться не желали и пытались прикинуться шлангом.
Активного сопротивления они не оказывали, видимо понимали суровую неизбежность ледяных процедур. Стадо стояло смирно, под окриками детей и женщин никуда не разбредалось и только жалобно блеяло.
Иногда, после удачного заброса приходилось еще больше усилий предпринимать для извлечения барана обратно.
Силы были не равны и трое крепких мужиков достаточно быстро всех переполаскали. Истинный смысл же всей этой процедуры для нас ускользнул.
Дальнейшее знакомство с культурой проходило в виде созерцания странных строений в горах. Некоторые не создавали вид заброшенных, но при этом, у них совершенно не было крыш. Объяснения этому феномену нам не известно.
Но были и такие строения глубинный смысл которых мы таки постигли. Вот, например, водокачка посреди степи.
Никакого организованного жилья в окрестности 100 км, соседнее озеро соленое, а тут заходишь и с помощью современной японской техники добываешь себе холодной и чистой воды:
Дальше подобные водокачки нам еще несколько раз встречались. Леха даже хотел в одной из них заночевать (в тот момент смеркалось и начинался дождь), но к счастью именно та водокачка оказалась закрытой на замок.
В итоге, тогда заночевали мы в местном отеле, для поиска которого пришлось единственный раз за поездку использовать словарь. "Зочий будан" - это гостевой дом.
Не помню чтобы мы еще где-то так шикарно жили. С другой стороны, всего 400 рублей на двоих и отель этот был в поселке насчитывающем никак не больше нескольких десятков домов.
Заправки Монголии. Они есть почти в каждом селе, но вот используемая на них аппаратура может выглядеть не очень привычной.
Здесь, например, нам пришлось с десяток минут крутить по-очереди ручку пытаясь накачать себе 50 литров топлива. При этом, даже на таких заправках образуются очереди.
Кстати, это было единственное место где мы столкнулись с непонятной для себя аггрессией. При попытке сделать фото к нам выбежал здоровый детина из следующей за нами машины и начал нам "запрещать" фотографировать. Детина, извини, но фото твоей машины попало в интернет.
Следующий странный факт про "деревенские" заправки состоит в том, что на них либо нет ценника, либо лучше бы его не было. Например, данный плакат отображает цену на 30% ниже средне-рыночной. Мы с радостью подъехали и заправились на 5 тыс рублей за раз. Цена топлива в Монголиий кусается - около 50р за литр.
Вообще даже относительно крупные города и поселки создают ощущение остановленного времени и крайнего запустения:
Видно, что людей там живет не много или живут они там неохотно:
Юрты в степях выглядят более аккуратными и нарядными. Рядом с юртами очень часто есть солнечные батареи, спутниковые антенны и даже 200ые лэнд-крузеры.
Это, кажется второй по населению город в Монголии, тут даже есть асфальт в центре:
Удивительно, но у нас не возникло проблем с обменом денег. Мы два раза находили банкомат Хаан Банка. Рецепт поиска банкомата прост - он находится в самом центре крупного населенного пункта.
Место должно выглядеть респектабельно и аккуратно, примерно как на этих фото. Тут кстати мы первый раз зашли в местное заведение на пообедать. Выбрали самый-самый центровой и пафосный ресторан. Видно, что там вместе с нами обедали очень достойные монголы. Меню было полностью на монгольском, официантка не знала ни слова ни по русски ни по английски. Словарь остался в машине. Леха отчаянно не хотел, чтобы его накормили кониной и поэтому пропустил 80% меню, потому как там была "хонина". Я же хотел попробовать мант и поэтому выбрал какой-то Куур Шуур потому что там было написано "6 шт". В итоге, я ел чебуреки, а Леха - курицу, а "хонина" оказалась бараниной.
В следующий раз, мы выбирали место аутентичного обеда, уже зная, что манты это "бууз". "Зочин" - это видимо какой-то потрясающий эпитет.
Место конечно не выглядело очень цивилизованно. Но вот монгол в коричневом плащ-халате сильно удивил. Он смело подешел к нам и глубокомысленно спросил: "Where are you from". Получив односложный ответ, хмыкнул, вернулся к уазику, с достоинством крутанул кривым стартером, завелся и был таков.
Манты, кстати, пришлись нам по вкусу и мы даже запили их соленым монгольским молочным чаем
Стоило это удовольствие порядка 150 рублей на двоих. Леха тут выглядит очень добрым.
Но доброта его длилась не долго. Дальше он совершил ошибку в навигации и вместо дороги на перевал мы были вынуждены километров 50 проехать по федеральной трассе. Суть в том, что в современной Монголии чем федеральнее дорога, тем она хуже. Большое количество разнообразного транспорта разбивает когда-то давно отсыпанную грунтовку до такой степени, что ехать по ней можно либо со скоростью 20км/ч, либо лететь 80, пытаясь проглотить все имеющиеся неровности. Мы конечно же летели и мантам явно не сиделось спокойно.
Сами монголы по такой дороге не едут, они выбирают обходные пути, накатывают колеи по обочинам. Постепенно эти колеи приобретают такое же ужасное состояние и монголы берутся за новые колеи. Вобщем не надо расчитывать маршрут по федеральным трассам, лучше использовать не столь разбитые второстепенные дороги.
Следующий сюжет, про неизвестные нам средства связи. Заплутавши в очередной степи, отчаявшись сориентироваться даже с использованием карт и GPS мы вдруг увидели посреди степи мотоцикл и сидяющую у него парочку. Подошли и оказалось, что мужик с кем-то разговаривает по телефону. Наш шок был сравним с тем, что испытали монголы, увидев нас. Конечно же, нам они с радостью помогли не очень слаженно помахав руками куда-то на север.
Вопрос религии монголов нами был изучен совсем поверхностно. Ни одно заведение мы не посетили и только наблюдали пару раз из окон машины какие-то "минареты".