Дворец ДЮЛЬБЕР, Крым, Большая Ялта (часть 1)

Jul 21, 2014 21:00

Русские усадьбы, московский модерн, древнерусская архитектура, монастыри, барокко, старые карты, старые фотографии, картины, гравюры, карта Крыма

В переводе с крымскотатарского слово «дюльбер» означает «красивый», «прелестный». Совсем недавно дворец великого князя Петра Николаевича был санаторием Верховной Рады Украины. Архитектором и руководителем строительства был ялтинский городской архитектор Николай Краснов, впоследствии также автор Ливадийского и Юсуповского дворцов. Великий князь Александр Михайлович сравнивал его с замком «Синей Бороды», но именно эти стены спасли всех Романовых, оказавшихся в Крыму в 1917 году, когда ялтинский совет грозил им расстрелом...



Дворец ДЮЛЬБЕР великого князя Петра Николаевича. Часть 1. Современные фотографии.
Дворец ДЮЛЬБЕР великого князя Петра Николаевича. Часть 2. Старые фотографии и карты Мисхора-Кореиза-Гаспры.

Владельцы усадьбы: 1895-1917 великий князь Петр Николаевич;
Архитектор усадьбы: Николай Краснов.
Усадьбу посещали:  В советское время в разное время в здравнице отдыхали Клара Цеткин, Долорес Ибаррури, Георгий Димитров, Хо Ши Мин, Арнольд Цвейг, Луис Корвалан. 
Сохранность усадьбы: главный дом, парк, романовская лестница.
Адрес усадьбы: Крым, Кореиз. Санаторий "Дюльбер". От Ялты 12 км.
Дата фотографий: 2014 год, 22 июня.



2. Остановка Дюльбер и вход на территорию санатория. Раньше имение Дюльбер окружала 3-х метровой высоты белая кирпичная стена. При въезде находился маленький вахтенный домик с высокой белой башней, похожей на минарет. Здесь несколько лет подряд встречал великокняжеское семейство вахтенный, татарин Шелиб, одетый в черную жилетку с золотым кружевом.   


3. Сейчас нас встречает охранник и может попросить за вход 150 рублей. Также попасть на территории санаторий можно, купив экскурсию "Мисхорские усадьбы".  


Карта Мисхор-Кореиз-Гаспра.    


4. Схема санатория Дюльбер. Сам дворец - это корпус №1 (11).  


5. Рядом со вторым корпусом санатория находится водолечебница, бювет.  


6. Крытая колоннада - это бювет с лечебной минеральной водой.  


7. Колоннада соединяет бювет со вторым корпусом санатория.



8. Второй корпус санатория Дюльбер.  


9. Проект второго корпуса был создан во второй половине 30-х годов ХХ века архитектором Борисом Ивановичем Белозерским, он был выдержан в том же мавританском стиле. К сожалению, осуществить его возведение Борису Ивановичу не довелось. К началу строительства он был репрессирован и отбывал срок.... Строила корпус рота НКВД под руководством В. Соляника.   


10. Над парадным его входом запечатлена надпись стилизованная под арабскую вязь - статья сталинской Конституции 1936 года - «Граждане СССР имеют право на отдых».  


11. Сравнительно небольшой по размерам (6,2 га) уникальный Парк «Дюльбер» создавался в конце XIX столетия параллельно с дворцовыми и хозяйственными зданиями по проектам Николая Петровича Краснова.  


12. Парк разбит в ландшафтном стиле с элементами итальянских регулярных садов. Верхняя его часть занимает ровную территорию, нижняя расположена на южном крутом склоне с уклоном 20-25°.  


13. В семье В. кн. Петра Николаевича и Милицы Николаевны было трое детей. Каменная ниша фонтана в дворцовом парке сохраняет наполовину стертый медальон с исторической надписью: «1897, октябрь. Великий князь Петр Николаевич, Великая княгиня Милица Николаевна и их дети - Княжны Императорской крови Марина Петровна, Надежда Петровна, князь Императорской крови Роман Петрович присутствовали при освящении дворца Дюльбер».  


14.  


15.  


16. Синий орнамент.  


17. Академик Н.П.Кондаков в статье, посвященной Дюльберу, дал высокую оценку работе Краснова, охарактеризовав дворец как «здание столь же удачное, сколь и необычное, в высшей степени истинно изящное и целесообразное.   


18. Орнаментация Дюльбера очень проста и ограничивается резными наличниками дверей и окон, плафонами, балюстрадами, мушарабиями», - писав Н.П.Кондаков.  


19.  


20. Возле главной двери раньше стояла целая коллекция прогулочных тростей. Здесь же в прихожей лежала гостевая книга с великокняжеской монограммой, в которой гости вписывали свои имена.  


21.  


22. Главный акцент архитектор Краснов делает на парадном фасаде, элементы его оформления, использованные приемы напоминают вход в усыпальницу Каир-Бея, возведенную в XV веке в центре Каира.   


23.  


24.  


25.  


26. Над парадным входом в здание дворца сохраняется арабская вязь - строка из Корана: «Да благословит Аллах входящего». Надпись эта стала в некотором смысле пророческой для Романовых.  


27. Безусловно, ни хозяева и ни творцы дворца, не могли и предположить, что через 20 лет после своего освящения он будет превращен в укрепленную крепость с установленными на крыше пулеметными гнездами и охраной из вооруженных до зубов матросов Севастопольского военного гарнизона.  


28.  


29.  


30.  


31.  


32. С юго-запада к нему прилегает неправильной конфигурации небольшая роща из нескольких десятков плотно посаженных горизонтальных кипарисов. Неподалеку растут мощный широко разбросавший боковые ветви кедр гималайский и сосна алеппская.   
Дворец «Дюльбер» поражает воображение и приковывает к себе внимание с первого взгляда. Белоснежное здание с серебристыми куполами, башенками, зубчатыми стенами резко выделяется на фоне Главной гряды Крымских гор. Арочные окна, синий орнамент, цветная мозаика, михрабы, надписи на арабском языке подчеркивают восточный колорит архитектуры.

Рассматривая стилевые особенности дворца, академик Н. П. Кондаков замечает: «Трудно было бы определить, в каком собственно стиле это сооружение построено, так как его главные части отвечают своими этажами обычным европейским нуждам - в его комнатах, жилых помещениях полно всякого европейского комфорта. Но так как главные декоративные части: входы, террасы, плоские крыши, покрытия куполов, боковая башня, форма дверей и окон и вообще всякая орнаментальная часть дворца напоминает сарацинские здания Египта и Сирии, то можно было бы без особой погрешности назвать дворец арабским или, вернее, <... > сарацинским. Этот стиль издавна составляет предмет изучения для самого высокого владельца Дюльбера, как стиль необыкновенно оригинальный, глубокий, полный поэтического изящества».



33. Перед фасадом большого дворца с западной стороны устроен небольшой нарядный партер. В центре его находится круглый бассейн с фонтаном.  
Петр Николаевич Романов родился в 1864 году. Он был внуком Николая I и дядей последнего российского императора Николая II. Как и все Романовы, он получил военное образование и состоял флигель-адъютантом Его Величества, шефом гренадерского саперного батальона. В двадцать лет он начал службу, но заболел туберкулезом и вынужден был оставить ее. Великий князь был женат, на дочери черногорского короля принцессе Милице. Эта дама проявляла большую активность во всем, что было связано с политикой, сам же Петр Николаевич, несмотря на свое царственное происхождение, вел скромный образ жизни. Он жил вдали от двора, не проявляя никакого стремления к власти. Это был застенчивый молчаливый человек, за кроткий и покладистый нрав в семье его называли Петюшей.

Хотя великий князь был человеком военным, он от природы имел художественные наклонности - хорошо рисовал, серьезно занимался архитектурой, особенно архитектурой церквей. Одно время он принимал активное участие в реставрации Бахчисарайского дворца. Знаменитый византиевед академик Н. П. Кондаков высоко ценил великого князя как незаурядного ориенталиста, он увлекался историей, коллекционировал старинные рукописи по истории. Кроме этого занимался коневодством и разведением породистых собак.



34. У малого дворца много цветов, пальм, цветущих кустарников. Юго-западный склон парка густо покрыт розмарином лекарственным, ладанником крымским, дроком испанским и пр.

Великий князь, часто бывал в Крыму, очень любил его и, выбрав на Южном берегу самое теплое место, в 1893 году купил 13 десятин земли у господина Полежаева, для устройства своего имения. Здесь на самом побережье стоял дом, жить в котором из-за трещин было небезопасно.  На этом месте в 1895 году великий князь Петр Николаевич принял решение начать строительство дворца, комплекса служебных построек при нем, и разбить небольшой парк.

Перед тем как приступить к строительству в своем новом южнобережном имении, Великий князь совершил длительное путешествие по странам Средиземноморья, посетил Сирию, страны Магриба, интересовался необычными и экзотичными строениями. Пребывая долгое время в Египте, климат которого более всего подходил князю по состоянию здоровья, Петр Николаевич увлекся архитектурой древней страны. Он делал зарисовки древних храмовых построек Каира.

После возвращения в Крым, под впечатлением от увиденного, он выполняет эскизные наброски своего будущего дворца. Составление проекта и строительство дворца, хозяйственных служб и планировку парка Петр Николаевич доверил молодому ялтинскому архитектору Н. П. Краснову (1864-1939), в последствии создателю Ливадийского Императорского дворца, с которым его сближали художественные взгляды, а также увлечение исследованиями Бахчисарайского дворца и национальных традиций в зодчестве народов, населявших Крым.  


35. В середине прошлого века у главного входа дворца была высажена аллея веерных пальм.

Его жена категорически была против приглашения неизвестного архитектора, и хотя Романовы всегда были примерными мужьями и считались со своими женами, в этот раз Петр Николаевич настоял на своем.  Этому были свои причины - за время работы в должности городского архитектора, Краснов накопил богатый опыт строительства зданий различного назначения в условиях Южного берега Крыма с его сложным рельефом местности, крутыми спусками к морю, обширными оползневыми участками и сейсмоопасностью. Также сыграло и общее увлечение Великого князя и молодого архитектора - изучение традиций восточного зодчества. Романов шел на любые уступки, лишь бы Краснов согласился работать. Петр Николаевич предоставил ему собственные эскизы из путешествий по Средиземноморью и получил дворец, который несет отпечаток тонкого вкуса и зодчего, и заказчика.

Несмотря на серьезные финансовые трудности,  дворец строили быстро. Строительство началось в 1895 году, а в 1897 году он был уже готов. На свет появился великий памятник архитектуры, и мир узнал о талантливом архитекторе высочайшего двора Краснове. «Дюльбер» стал вторым объектом, после Воронцовского дворца, который желали посетить респектабельная публика и зарубежные гости. В большом благоустроенном имении, спускающемся к уютной бухточке, проводил великий князь в кругу своей семьи каждый год несколько месяцев.  


36.  Когда заходило солнце, белокаменный дворец, окруженный высокими пирамидальными кипарисами, как-будто бы вышедший из сказок "Тысяча и одна ночь", неожиданно приобретал розоватый оттенок, а в лунные ночи он отливал серебром. Четыре купола разных форм, размеров и орнаментов украшали сказочные башни дворца. Все они были копиями каирских мечетей.  


37. Фонтан. Романовская лестница.  


38. Каменная лестница сделана в восточном стиле, она соединяет преддворцовую и нижнюю террасы.   


39. За террасой начинается крутой спуск к морю. Его склоны густо поросли посадками сосны алеппской, тамариска, сумаха итальянского, цистуса, дрока испанского.   


40. В центре нижней террасы отстроен небольшой круглый бассейн с фонтаном «Лебедь».  


41. Лилии в фонтане.  


42. а фонтаном сквозь крону гигантских секвой видна гладь моря. По сторонам от секвойи стоят группы кипариса горизонтального, сосна алеппская и фотиния пильчатая. Поблизости расположена бамбуковая роща, растут кусты юкки, пампасская трава, испанский дрок, криптомерия, японская фотиния, греческая пихта, веерная и банановая пальмы.   


43. В буйной растительности парка будто затерялась невысокая каменная скала с высеченными ступеньками, ведущими на ее вершину, где устроена открытая беседка.   


44. В 1977 году в парке на берегу моря был построен новый десятиэтажный третий спальный корпус.  


45. Вид на пляж Мисхора от Дюльбера.  


46. По мнению современных искусствоведов, здание третьего корпуса внесло определенный диссонанс в стройный дворцово-парковый ансамбль, но помогло решить квартирный вопрос».   


47. Черное море.  


48.  


49. Вид на романовскую лестницу со "скалы отдыха".  


50.  


51. Украшение парка - малые архитектурные формы: скульптуры, беседки, фонтаны, искусственные водоемы с золотыми рыбками и цветущими лилиями.   


52. Лилия.  


53. Воздух в парке напоен ароматом роз гелиотропа, алисума, туберозы, лаванды, магнолий. На фотографии олеандр.   


54.  


55. С севера к партеру примыкает высокая подпорная стена, густо увитая плющом.  


56. Чтобы дворец не был похож на мечеть, вместо мусульманского полумесяца великий князь предложил Краснову украсить вершины куполов золотыми изделиями.   


57. Рядом с Дюльбером выстроен отель "1000 и одна ночь". Он находится чуть выше, а за ним Юсуповский дворец.
Продолжение рассказа во второй части...

Ссылки
http://il-ducess.livejournal.com/114443.html
http://www.qrim.ru/about/sights/Dulber
http://www.nkj.ru/archive/articles/11270/
http://www.mishor-yalta.com.ua/homepage/articles/dulber_beach
http://dulber.net
http://krim.biz.ua/mishor_history_dv_dulber.html
http://silakrima.com/?q=node/230
http://www.accbud.ua/landscape/parks_travels/dvorets-djulber
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%FE%EB%FC%E1%E5%F0
http://charsov.livejournal.com/1850456.html
http://lk55lk.livejournal.com/1015105.html
http://agritura.livejournal.com/6868.html
http://elvere.livejournal.com/1270.html#t41974
http://kovalaris.blogspot.ru/2012/10/blog-post_20.html
http://tsarskoye.livejournal.com/410650.html
http://www.accbud.ua/landscape/parks_travels/dvorets-djulber

В. Сергеев. «Дюльбер - значит Прекрасный».  Журнал «Новый Крым. Курорты и туризм» 
Мосолов А.А. «При дворе последнего царя». Воспоминания начальника дворцовой канцелярии. 1900-1916. М., 2006. 
Александр Михайлович Романов. «Воспоминания Великого князя». Москва, 2001. 
Н.Калинин, А. Кадиевич, М.Земляниченко.  «Архитектор Высочайшего Двора Н.П.Краснов» 2003

Спасибо, есть что добавить?

Ай-Петри, лето, Дюльбер, Черное море, усадьбы, мавританский стиль, Крым, Кореиз, Романовы, санатории, скульптура, фото 2014, великий князь Петр Николаевич, дворцы, Большая Ялта, Н.П. Краснов, парки

Previous post Next post
Up