Дата фотографий 22 июля 2011 года
За усадьбой Грачевых на ул. Поварская д.7, в доме номер девять находится посольство Кипра, а само здание известно уже с XVIII века как усадьба князей Хованских, о месте казни которых я расскажу в следующем посте. За усадьбой находится дом, где Михаил Юрьевич Лермонтов прожил с 1830 года по 1832 года, а на самой Поварской улице пролетели детские и юношеские годы поэта. Само здание усадьбы Казаковых принадлежало одно время В.П. Крекшиной, Пукаловой по мужу, любовнице графа Алексея Аракчеева. В гостях у владельцев усадьбы бывали Волошин и Цветаева, Мандельштам и Маяковский, Бенуа, Серов и Добужинский. Такой стиль архитектуры усадьбы в Германии называется бидермейер. Сейчас владеет усадьбой посол Кипра, которому очень нравится особняк, хотя он до этого жил в Швеции в квартире солисток группы ABBA, в которой была очень хорошая стереосистема, динамики были установлены везде - в ванных комнатах, в спальне, в гостиной, в кухне...
Некогда на этом месте располагалась обширная усадьба одной из ветвей княжеского дерева Хованских.
2. Слева посольство Норвегии и далее посольство Кипра.
Основное пространство участка занимал старинный сад, а немногочисленные постройки выходили на линию проезжего (ныне Молчановского) переулка.
3. На заднем плане башня ВСРФ.
Обедневшие князья (смотрите следующий пост про место, где казнили князя Хованского) во второй половине XVIII века продали усадьбу, и новые энергичные владельцы занялись переустройством хозяйства.
4. Вид на Поварскую улицу.
Отставной майор Н.А.Казаков в конце 90-х годов провел решительную перепланировку участка, в ходе которой была заложена основа современного владения №9.
5. Вход к усадьбе со стороны ул. Б. Молчановка.
Наследовавший ему генерал-лейтенант, командир лейб-гвардии Преображенского полка Иван Чертков, выйдя в отставку, также посвятил немало времени благоустройству своего хозяйства.
6. ул. Б. Молчановка 12.
Как обычно, все труды владельцев были уничтожены великим пожаром 1812 года. И история участка началась фактически заново, с обгоревших фундаментов.
7. Проход через дом на ул. Б. Молчановка 12.
Домом №9 по Поварской улице в разное время владели люди, приближенные к кругам литературным, художественным или же придворным. Возможно, сказывалось влияние улицы: здесь обитали Сологубы и Аксаковы, Зубовы и Олсуфьевы, по соседству нанимала квартиру бабушка Лермонтова, и даже маленький Пушкин прогуливался по Поварской со своей няней.
8. ул. Б. Молчановка 12.
Первым примечательным посетителем особняка №9 был могущественный временщик Аракчеев, заезжавший в гости к своей фаворитке Варваре Петровне Пукаловой -жене синодального обер-прокурора. Устраиваемые ею ночные кутежи гремели на всю Москву.
9. Памятник Лермонтову.
В середине XIX века бывшая усадьба Хованских разделила участь многих прежде крупных землевладений в городской черте: она была раздроблена и продана по частям.
10. В Пушкинские годы на Поварской жил с бабушкой Лермонтов.
С тех пор владение № 9 существует в своих нынешних границах. Жилые постройки на участке сдавались внаем, и в 1867 году здесь поселился библиофил Павел Васильевич Щапов, в то время только начинавший собирать свою коллекцию книг, позднее легшую в основу собраний Исторического музея и Публичной исторической библиотеки.
11. Дядя в кроссовках.
К тому времени главный дом владения приобрел очертания, частично дошедшие и до нашего времени. Реконструкция главного дома, затеянная в 1892 году при владелице Елизавете Дункер (жена инженера Дункера), прежде всего расширила здание.
12. Музей Лермонтова.
Купец Давид Абрамович Морозов владел особняком недолго-с 73-го по 92-й, чтобы затем перепродать его Елизавете Дмитриевне Дункер, дочери Дмитрия Петровича Боткина-известного предпринимателя и коллекционера. По инициативе мужа Боткиной-инженера Константина Густавовича Дункера-в доме были заведены водяное отопление, электричество и лифт-большая по тем временам редкость.
13. Отсюда Лермонтов ходил в пансион, Московский университет.
Для перестройки дома пригласили архитектора Ивана Сергеевича Кузнецова, ранее работавшего в мастерской Франца Шехтеля. Он кардинально изменил общую композицию здания, сместив влево парадный вход и сделав ряд пристроек.
14. На ул. М. Молчановка.
По его проекту была пристроена восточная часть, занятая парадным вестибюлем с лестницей и кабинетом.
15. Здание Верховного суда РФ.
Оформление этой части было выполнено в духе неоренессанса: мраморная лестница была отделана монументальными ордерными элементами, имитирующими входы итальянских дворцов, а кабинет получил деревянную отделку, также стилизованную в духе итальянского Возрождения.
16. Посольство Кипра..
По инициативе архитектора Ивана Сергеевича Кузнецова внутри особняка появились мраморная лестница в духе Антонио Палладио.
17. Раз в год можно попасть внутрь усадьбы.
Лестница была отделана монументальными ордерными элементами, имитирующими входы итальянских дворцов.
18. Редкие для Москвы вазы в полуциркульных нишах, декорированными обнажёнными женскими фигурками.
Зимний сад с эркером, утренняя гостиная и ванная комната, отделанные по канонам ар нуво кабинет получил деревянную отделку, также стилизованную в духе итальянского Возрождения.
19. Рокайльно-барочный декор.
Готический кабинет стены которого были обтянуты тисненой кожей, потолок отделан резным дубовыми панелями, а так же красавец английский камин
20. Усадьба получила звание "самого утонченного из русских литературных салонов".
Заказ на отделку потолков и стен лестничного помещения а также парадных залов получил Михаил Врубель.
21.
Летом 1893 года художник пишет сестре: «Я получил довольно большой заказ: написать на холстах три панно и плафон на лестницу (дома) Дункер, женатого на дочери известного коллекционера Дмитрия Петровича Боткина, работа тысячи на полторы, что-нибудь относящееся к эпохе Ренессанс и совершенно на мое усмотрение».
22. Танки охраняют усадьбу.
Однако написанные им панно "Суд Париса", "Венеция" и "Испания" заказчикам не понравились. В особняк попало только три декоративных панно с цветочными мотивами.
23. Отличается по декору крайняя правая часть постройки.
В 1889 году реконструкция затронула западную часть особняка. Там, по чертежам самого Дункера, были устроены двусветная столовая и ряд жилых комнат.
24. Вход в здание был устроен по красной линии улицы под специальной ордерной сенью.
В 1910 году дом с участком приобрел купец первой гильдии О.С.Цейтлин, заказавший архитектору Адольфу Зелигсону одно из красивейших помещений дома - так называемую "голубую гостиную".
25. Визы, Кипр, 2 дня!
Семье Цетлиных особняк обязан новым барочным фасадом, сделанным архитектором Адольфом Зелигсоном, и званием «самого утонченного из русских литературных салонов»
26. Где-то тут спит кипрский посол.
Этот стиль в Германии называется бидермейер.
27. Табличка.
Здание было оформлено дошедшим до наших дней рокайльно-барочным декором и редкими для Москвы вазами в полуциркульных нишах, декорированными обнажёнными женскими фигурками.
28. Здание отреставрировано в 2004 году.
Вход в здание был устроен по красной линии улицы под специальной ордерной сенью, служащей одновременно балконом второго этажа крайнего левого объёма.
29. До посольства Кипра дом выглядел как музей.
Отличается по декору крайняя правая часть постройки, обращённая гранёным эркером в небольшой садик: её завершает крупное полукруглое окно мезонина, закрытое декоративной решёткой с мелким растительным орнаментом.
30. Раньше здесь было посольство Судана. Интересно, куда Судан переехал?
У сына Цетлиных, Михаила, творившего под псевдонимом Амари (что значит «для Мари», Марией звали его жену), бывали в гостях Волошин и Цветаева, Мандельштам и Маяковский, Бенуа, Серов и Добужинский...
31.
В 1917 году литература кончилась и началась революция. Особняк захватили анархисты. Выбивали их оттуда в апреле 1918-го жестоким обстрелом.
32.
В 21-м сюда переехал исправительно-трудовой отдел Наркомюста, обстановку вывезли-за чем из окна квартиры напротив наблюдал Бунин, оставивший последнее относящееся к дому литературное свидетельство в «Окаянных днях».
33.
С тех пор ничего интересного не происходило: в особняке обитали какие-то канцелярские учреждения.
34.
В 1950 году здесь разместилось посольство Судана.
35.
А в 2004 году здание отреставрировали и передали в пользование посольству Кипра.
36.
Из интервью посла Кипра в Москве: - Этот дом очень красивый, но когда я только приехал, он выглядел как музей. Я подумал, что должен сделать определенную работу, чтобы он действительно стал домом. Собственно, мне нужно было создать два дома. Один для посетителей и для моей работы и несколько маленьких пространств для меня самого, где я бы мог посидеть, почитать книги и т.д. ...
37.
Этот дом очень хорош в качестве резиденции посла. Но в то же время я живу здесь каждый день и хочу чувствовать себя комфортно....
38.
...Он гораздо лучше и больше, к тому же российское правительство отремонтировало его в прошлом году. В Афинах у нас был очень симпатичный дом постройки 1931 года. Но в какой-то момент нам перестало его хватать-все офисы не помещались. Тогда я получил разрешение на строительство нового здания....
39. На заднем плане здание "спичечный коробок".
....Я купил землю, участвовал в заключении договоров, но при мне его не успели закончить. В Стокгольме мы жили в квартире, которая до нас принадлежала одной из солисток группы ABBA. Там была старая, но очень хорошая стереосистема. Динамики были установлены везде-в ванных комнатах, в спальне, в гостиной, в кухне.
40. Гелик.
Старые карты
1818 год.
1852 год.
1862 год.
1878 год.
1888 год.
1907 год.
1910 год.
1912 год.
1935 год. ПРОЕКТ
1947 год.
1968 год.
1996 год.
2006 год.
2007 год.
Google
Старые фотографии
15 октября 140-летее Лермонтова. Дом 2 по Малой Молчановке не всегда был музеем
в начале 70-ых там были коммунальные квартиры.Впереди дом 12 , но уже по Большой Молчановке
дом Н.М.Кишкина был выстроен архитектором К.А.Грейнертом в 1910 году .Снимок сделан в 1954 году
Это двор дома 11к.1 по Поварской ул. Справа виднеется угол дома 11 к.2. А еще правее (не попали в кадр) - дворы д.2(дом-музей Лермонтова) и д.4 по ул.М.Молчановка. По центру,между домами, виднеется высотка д.6 по Новому Арбату. Снимок сделан в 1968 году
Окрас до 2004 года
Зимний сад с эркером, утренняя гостиная и ванная комната, отделанные по канонам ар нуво
кабинет получил деревянную отделку, также стилизованную в духе итальянского Возрождения.
По инициативе архитектора Ивана Сергеевича Кузнецова внутри особняка появились мраморная лестница в духе Антонио Палладио.
Готический кабинет стены которого были обтянуты тисненой кожей, потолок отделан резным дубовыми панелями, а так же красавец английский камин.
Ссылки на Panoramio и Google Earth
http://www.panoramio.com/photo/56706861
http://www.panoramio.com/photo/56706822 Ссылки
http://www.oldmos.ru/
http://il-ducess.livejournal.com/215688.html
http://ecology-mef.narod.ru/mos/villa/kipr.htm
http://www.updk.ru/rent/culture/detail.php?ID=306
http://www.tvc.ru/AllNews.aspx?id=91319002-687d-4c43-a0c3-360321582fff&date=18.05.2011
http://ru.wikipedia.org/wiki/Поварская_улица
http://www.updk.ru/rent/culture/detail.php?ID=306
http://www.salon.ru/article.plx?id=4781&path=interior
Обои на рабочий стол в высоком качестве
Ул. Поварская д.9, 4288х2848, 12мб
Лепнина на усадьбе 4288х2848, 9мб
Усадьба Казакова, ул. Поварская д.7 4288х2848, 10мб
Усадьба Казакова-Дункер-Цейтлин на ул.Поварская д.7
http://deadokey.livejournal.com/15490.html
Другие фото на улице Поварская
http://www.flickr.com/photos/47188586@N05/sets/72157627274875152/ Спасибо, есть что добавить?